№ 16-3174/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 6 сентября 2024 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы администрации городского поселения Излучинск Папп Е.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Нижневартовского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2023 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 стати 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Излучинск,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Нижневартовского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 марта 2024 года, администрация городского поселения Излучинск (далее также - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 230 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Папп Е.С. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 195-ФЗ) под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог включена в общее понятие дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В силу статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Из положений частей 1, 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из материалов дела следует, что 12 июля 2023 года в 11 часов 45 минут выявлено, что администрация городского поселения Излучинск, являясь собственником (и лицом ответственным за содержание) автомобильной дороги с капитальным типом покрытия по ул. Таежная в г. Излучинске Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не выполнила требования по обеспечению безопасности дорожного движения на участке протяженностью 300 метров от дома №2 до дома №15 по ул. Таежная: в нарушение пунктов 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.6.1.1, 4.6.1.10 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, частей 1 и 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ не обустроила указанный участок улицы тротуаром, предназначенным для безопасного передвижения пешеходов, не установила искусственное освещение на протяжении указанного участка улицы.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела администрация привлечена к административной ответственности.
Фактические обстоятельства несоблюдения администрацией городского поселения Излучинск требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог местного значения, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что участок улицы Таежная протяженностью 300 метров от дома № 2 до дома № 15 не является автомобильной дорогой общего пользования, в утвержденный перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не входит, не является частью дорожного сооружения «Объездная автомобильная дорога ул. Таежная», что согласно утвержденной схеме организации дорожного движения движение транспортных средств на данном участке ул. Таежная не предусмотрено, повторяют доводы, которые являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела, в том числе фототаблицей (л.д. 8-11), подтвержден факт того, что спорный участок дороги по ул. Таежная от дома №2 до дома №15 является капитальным, выполнен путем укладки железобетонных плит, имеются дорожные знаки, по нему фактически осуществляется дорожное движения, в частности данный участок используется для проезда транспортных средств к дому №15 по ул. Таежная. При фактическом использовании данного участка дороги для передвижения пешеходов и проезда транспортных средств необходимые условия для обеспечения безопасности дорожного движения (путем соблюдения требований пунктов 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.6.1.1, 4.6.1.10 ГОСТ Р 52766-2007) на нем не созданы.
Лицом, ответственным за содержание данного участка дороги, не соответствующего требованиям технических регламентов, является именно администрация городского поселения Излучинск. Осуществление дорожной деятельности в части надлежащего содержания дорог местного значения и улиц на территории городского поселения Излучинск и обеспечению безопасности дорожного движения на них законом прямо возложено на администрацию городского поселения Излучинск, которая является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Отсутствия данной дороги в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, как и отсутствие схемы организации дорожного движения по ней не являются обстоятельствами, исключающими событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вину администрации в его совершении, поскольку именно администрация является лицом, ответственным за утверждение соответствующей нормативной документации.
В настоящем случае, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, администрация не приняла всех необходимых мер по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог. Данных о наличии обстоятельств, объективно делающих невозможным выполнение администрацией возложенных на нее законом обязанностей, как и о достаточных мерах, которые лицо, будучи ответственным за состояние дорог, предпринимало в области дорожной деятельности для предотвращения выявленных недостатков, в дело не представлено.
Имеющиеся в деле доказательства, подтверждают обоснованность привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности администрации не имеется. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с применением положений закона к спорным правоотношениям не свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении дела, в том числе в части установления вины администрации городского поселения Излучинск в совершении вмененного административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией нормы санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дал доводам жалобы надлежащую правовую оценку, вынес законное и обоснованное решение.
Доводы о нарушении требований положений статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части сроков направления копии постановления, не указывают на существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое могло бы повлечь отмену судебных актов. Указанные обстоятельства не повлекли нарушение права на защиту. Ссылки на получение копии постановления уже за пределами срока привлечения к ответственности правового значения не имеют, поскольку значимым является факт вынесения постановления с соблюдением срока, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (не два месяца, как указывает податель жалобы, а девяносто календарных дней), который был соблюден.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Нижневартовского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2023 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 стати 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Излучинск оставить без изменения, жалобу главы администрации городского поселения Излучинск Папп Е.С. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова