РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 января 2019 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующий судья Глотов Н.М.
РїСЂРё секретаре Сальникове Рђ.Р.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента природных ресурсов Рё охраны окружающей среды РўРѕРјСЃРєРѕР№ области РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє РђРљР¦РОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «САМОТЛОРНЕФТЕПРОМХРРњВ» (далее РђРћ «СНПХ») РѕР± устранении нарушений природоохранного законодательства,
СЃ участием представителя истца Р¤РРћ,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «СНПХ» об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска указано, что в период с <дата> по <дата> была проведена плановая проверка ответчика. При проведении проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. У ответчика отсутствует разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствует проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Ответчику было выдано предписание от <дата> об устранении выявленных нарушений законодательства в срок до <дата>, которое не было исполнено. Предписание от <дата> также не исполнено. Просит обязать ответчика разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разработать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до <дата>.
Впоследствии представитель истца уменьшила требования, просит провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до <дата>.
Представитель истца в судебном заседании на уточненных требованиях настаивала, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в зал суда не явился.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему:
Согласно ст.12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от <дата> №96-ФЗ, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статьей 22 вышеуказанного закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Рнвентаризация стационарных источников Рё выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… проводится инструментальными Рё расчетными методами. РџРѕСЂСЏРґРѕРє разработки Рё утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… стационарными источниками устанавливается Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Формирование Рё ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Рнвентаризация стационарных источников РЅР° объектах, оказывающих негативное воздействие РЅР° окружающую среду, вводимых РІ эксплуатацию, проводится РЅРµ позднее чем через РґРІР° РіРѕРґР° после выдачи разрешения РЅР° РІРІРѕРґ РІ эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников Рё выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… осуществляется РІ случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих Рє изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС…, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… Рё данными последней инвентаризации, изменения требований Рє РїРѕСЂСЏРґРєСѓ проведения инвентаризации, Р° также РІ случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Рнвентаризация стационарных источников Рё выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС…, корректировка ее данных, документирование Рё хранение данных, полученных РІ результате проведения таких инвентаризации Рё корректировки, осуществляются РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Согласно п.п.1 п.1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, веденного в действие письмом Ростехнадзора от <дата> №, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Рнвентаризация выбросов загрязняющих веществ (Р—Р’) РІ атмосферу является систематизацией сведений Рѕ распределении источников выбросов РЅР° территории, количестве Рё составе выбросов.
Рнвентаризация является РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ для ведения всей воздухоохранной деятельности. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью инвентаризации является выявление Рё учет источников загрязнения атмосферы (РР—Рђ), определение количественных Рё качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:- подготовки исходных данных для нормирования выбросов Рё установления нормативов предельно допустимых Рё временно согласованных выбросов Р—Р’ РІ атмосферу (ПДВ Рё Р’РЎР’) предприятий; подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (РІ частности, РІ рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы); контроля Р·Р° соблюдением установленных нормативов выбросов; ведения статистической отчетности Рѕ выбросах; контроля работы пылеулавливающих Рё газоочистных установок (ГОУ) Рё выработки рекомендаций РїРѕ улучшению РёС… эффективности; разработки Рё установления технических нормативов выбросов (РўРќР’) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных Рё стационарных источников выбросов РѕС‚ технологических процессов Рё оборудования; оценки экологичности используемых технологий; формирования компьютерной базы данных РѕР± РР—Рђ РІ разрезе предприятия, отрасли, РіРѕСЂРѕРґР° Рё региона.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч.1 ст.22 Закона «Об охране окружающей среды» от <дата> № 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно пунктам 5,6,8,9, 9(1), 9(2) Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от <дата>, при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1316-р.
При разработке нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух применяются методы (методики), утверждаемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника и их совокупности (организации в целом).
Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения отдельных производственных территорий;
в) информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе;
г) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
К заявлению прилагаются следующие материалы:
а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
б) проект предельно допустимых выбросов.
В данном случае материалами дела подтверждено, что ответчик использует в своей производственной деятельности паровую котельную на мазуте, дизельный агрегат АДЗ15С-Т400-1Ри дизель генератор ДГ-200С-Т400-р. Согласно справке ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования», при эксплуатации указанных агрегатов в атмосферный воздух выделяются следующие вещества- оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, углерод (сажа), диоксид серы, формальдегид, бензапирен, твердые частицы (мазутная зола).
Бензапирен, диоксид серы включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № от <дата>.
Ответчик не представил доказательств того, что выполнил вышеприведенные требования нормативно-правовых актов в области охраны атмосферного воздуха, при этом факт выброса загрязняющих веществ в атмосферу нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Решение подлежит исполнению в установленный законом срок, и нет необходимости указывать в резолютивной части решения срок исполнения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Обязать РђРљР¦РОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «САМОТЛОРНЕФТЕПРОМХРРњВ» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферу Рё разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС….
Взыскать СЃ РђРљР¦РОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «САМОТЛОРНЕФТЕПРОМХРРњВ» РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета муниципального образования «город Нижневартовск» государственную пошлину РІ размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Копия верна:
Судья Н.М. Глотов