дело № 2-56/2022
УИД № 55RS0007-01-2021-006040-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Шевцовой Н.А. при секретаре судебного заседания Ермола А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Безносенко М.В. к ГУ МЧС России по Омской области о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, возмещении стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Безносенко М.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Омской области о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, возмещении стоимости проезда к месту отдыха и обратно, указав в обоснование заявленных требований, что с 1992 года истец проходил службу в 4 отряде Государственной противопожарной части МЧС России по Омской области. ДД.ММ.ГГГГ при тушении пожара получил ожоги <данные изъяты>. Решением комиссии ФКУ ГБ МСЭ по Омской области было установлено 30 % утраты трудоспособности бессрочно. Заключением МСЭ ему рекомендовано санаторно-курортное лечение в санаториях Краснодарского края. Поскольку истцом понесены расходы по оплате стоимости путевки в размере 56000 руб., а также расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно в размере 44000 руб., Безносенко М.В. просит взыскать указанные суммы расходов с ответчика, а также возместить понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 3140 руб.
Истец Безносенко М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области Ведерникова Е.С. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в отзыве. Полагает, что нет оснований для взыскания истцу истребуемых им сумм, поскольку не подтвержден факт несения расходов по оплате путевки и билетов именно истцом, не согласны со стоимостью путевки, поскольку истец мог проходить санаторно-курортное лечение в санаториях, расположенных на территории Омской области, а стоимость одного дня проживания без лечения в Санатории «<данные изъяты>» является завышенной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Омского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации Демиденко И.А. по доверенности в судебном заседании оставила вопрос о разрешении исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что за счет средств фонда социального страхования возмещение истцу расходов по оплате санаторно-курортного лечения невозможно, поскольку Безносенко М.В. не является застрахованным лицом в системе обязательного социального страхования. Акт о несчастном случае на производстве в отношении истца в фонд социального страхования не предоставлялся.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России в судебном заседании участия не принимал, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Помощник прокурора Центрального АО г. Омска Батищева Е.Ю. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав материалы дела, дав представленным сторонами доказательствам правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации охраняются труд и здоровье граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), каждому гарантируется социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 39).
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Обязанность обеспечения безопасных условий и охраны труда работника согласно ст. 212 ТК РФ возлагается на работодателя.
В соответствии со статьей 1084 ГК РФ вред, причиненный здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья, возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на санаторно-курортное лечение, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение (п. 1 ст. 1085 ГК РФ).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Безносенко М.В. просит возместить ему расходы, понесенные на оплату путевки на санаторно-курортное лечение, и расходы по оплате за проезд к месту отдыха и обратно, поскольку в добровольном порядке ответчиком, как работодателем, указанные расходы не возмещены, а нуждаемость в санаторно-курортном лечении установлена заключением врачебной комиссии.
В соответствии со ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Оценивая права Безносенко М.В., суд учитывает обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Указанным решением установлено и следует из представленного суду материалов личного дела истца, что Безносенко М.В. состоял на службе в <данные изъяты> ОФПС по Омской области» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен из органов внутренних дел по статье 58 пункту «а» (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел (Приказ начальника 4 ОПО от ДД.ММ.ГГГГ №л/с), с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составила 3 года 0 месяцев 12 дней, в льготном исчислении выслуги не имеет (л.д. 195, 242 т. 1).
Как следует из акта о несчастном случае на производстве, ДД.ММ.ГГГГ при тушении пожара Безносенко М.В. получил ожоги <данные изъяты> находился на лечении в ожоговом центре МУЗ ГК БСМП № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из акта № освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы к справке серии МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Безносенко М.В. установлена утрата трудоспособности в размере 30 % в связи с трудовым увечьем, полученным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из акта № освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы к справке серии МСЭ-№ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Безносенко М.В. установлена утрата трудоспособности в размере 30 % в связи с несчастным случаем на производстве от ДД.ММ.ГГГГ (акт по форме Н-1 № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 10).
В соответствии с реабилитационно-экспертным заключением ФГУ «Главное бюро МСЭ по Омской области» в связи с наличием у Безносенко М.В. последствий производственной травмы в 1993 году - термического ожога <данные изъяты>, разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Истцу выдано реабилитационно-экспертное заключение о том, что имеющиеся нарушения привели к ограничению жизнедеятельности, истец нуждается в проведении мероприятий социальной медицинской реабилитации, определено 30 % утраты профессиональной трудоспособности, в связи с чем предписано 1 раз в год санаторно-курортное лечение опорно-двигательного аппарата.
Факт нуждаемости истца в получении санаторно-курортного лечения в связи с утратой профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве стороной ответчика не оспаривался.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с Государственного учреждения «4 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области» в ползу Безносенко М.В. взыскано, в том числе, 52500 руб. на санаторно-курортное лечение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу.
В последующем Первомайским районным судом г. Омска по требованиям Безносенко М.В. в его пользу с Государственного учреждения «4 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области» взыскивалась стоимость санаторно-курортного лечения (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
В подтверждение своих доводов о праве на санаторно-курортное лечение истцом представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная врачебной комиссией бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника №», из содержания которой следует нуждаемость Безносенко М.В. в санаторно-курортном лечении.
Согласно ответу на запрос суда из БУЗОО «ГП №» от ДД.ММ.ГГГГ Безносенко М.В. установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности (бессрочно) в результате несчастного случая на производстве (ДД.ММ.ГГГГ) с диагнозом: последствия производственной травмы (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> Программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП), утвержденная приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, разрабатывалась Безносенко М.В. до 2021 года ежегодно. В соответствии с заключением ВК № от ДД.ММ.ГГГГ Безносенко М.В. было рекомендовано санаторно-курортное лечение. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № был продлен временный порядок до ДД.ММ.ГГГГ установления или подтверждения инвалидности и оформления процента утраты профессиональной трудоспособности, разработка ПРП пострадавших на производстве. В связи с этим Безносенко М.В. в 2021 году продлена ПРП в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Минтруда России автоматически. ДД.ММ.ГГГГ была заполнена и решением Врачебной комиссии № заверена форма 072/у (санаторно-курортная карта), утвержденная приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению». При заполнении санаторно-курортной карты врач медицинской организации руководствуется требованиями приложения № Приказа №н, которым не предусмотрено указание процедур, рекомендованных к назначению в связи с предстоящим санаторно-курортным лечением. Назначение конкретных видов и процедур санаторно-курортного лечения относится к компетенции санаторно-курортной организации.
Факт нуждаемости Безносенко М.В. в получении санаторно-курортного лечения стороной ответчика не оспаривалась.
Положениями ст. 1084 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В силу п.1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» создана Государственная противопожарная служба МВД РФ.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с ДД.ММ.ГГГГ Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с включением в ее состав входящих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом.
Одновременно указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом «О пожарной безопасности», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава (сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами.
Положения аналогичного содержания предусматривались статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно статье 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, названным Положением и контрактом.
Разрешая вопрос о праве истца на оплату стоимости санаторно-курортного лечения, суд учитывает правовое регулирование, установленное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положениями которого в ст. 16 предусмотрены две категории граждан, подлежащих обеспечению санаторно-курортными путевками, а именно: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и офицеры, уволенные с военной службы.
В частности ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» речь идет о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.
Положениями ч. 5 ст. 16 указанного Закона предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.
Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как уже было указано выше, Безносенко М.В. уволен со службы в органах внутренних дел по собственному желанию, выслуга на момент увольнения составляла 3 года 0 месяцев 12 дней, в связи с чем как сотрудник в соответствии с требованиями Положения об органах внутренних дел истец права на получение путевки на санаторно-курортное лечение не имеет, однако, согласно требованиям ст. 1085 ГК РФ имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с повреждением здоровья при исполнении служебных обязанностей, в том числе санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Действие названного Федерального закона не распространяется на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, в связи с чем возможности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств фонда социального страхования не имеется.
С учетом изложенного в соответствии с требованиями п. 1 ст. 1085 ГК РФ исковые требования Безносенко М.В. о компенсации расходов на санаторно-курортное лечение являются обоснованными.
Вместе с тем, разрешая указанные требования и определяя размер компенсации, подлежащей возмещению истцу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение направлено на: 1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; 2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» санаторно-курортное лечение основывается на принципах этапности, непрерывности и преемственности между медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Согласно пункту 8 Порядка санаторно-курортное лечение осуществляется при взаимодействии: а) врачей - специалистов, врача-диетолога, врача-физиотерапевта, врача по лечебной физкультуре и иных врачей; б) среднего медицинского персонала; в) специалистов с высшим и средним немедицинским образованием (инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, иных специалистов).
В силу п.п. 9, 10 Порядка санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, которые определяются лечащим врачом по результатам анализа объективного состояния здоровья, данных предшествующего медицинского обследования и лечения (со сроком давности проведения не более 1 месяца до даты обращения гражданина к лечащему врачу).
Документом, подтверждающим наличие медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, является справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение, выданная медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Согласно п. 11 Порядка прием в медицинскую организацию на санаторно-курортное лечение осуществляется на основании следующих документов: а) путевка на санаторно-курортное лечение; б) санаторно-курортная карта; в) санаторно-курортная карта для детей; г) документ, удостоверяющий личность; д) свидетельство о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); е) полис обязательного медицинского страхования (при наличии); ж) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии); з) договор (полис) добровольного медицинского страхования (при наличии); и) справка врача-педиатра или врача-эпидемиолога об отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями (для детей).
В соответствии с п. 14 Порядка при поступлении на санаторно-курортное лечение врач медицинской организации в течение 1 дня с даты прибытия: а) проводит осмотр пациента; б) по результатам проведенного осмотра, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, и на основании сведений, указанных в пунктах 15-17 санаторно-курортной карты или пунктах 20-22 санаторно-курортной карты для детей, проводит оценку функциональных резервов организма и выявляет наличие (отсутствие) факторов риска и ограничений для выполнения отдельных медицинских вмешательств при санаторно-курортном лечении; в) составляет индивидуальную программу санаторно-курортного лечения; г) оформляет медицинскую карту пациента.
Согласно представленной программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, разработанной ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» ДД.ММ.ГГГГ, Безносенко М.В. нуждается в санаторно-курортном лечении согласно заключению ВК БУЗОО «ГП №» от ДД.ММ.ГГГГ № раз в год в санатории с заболеваниями костно-мышечной системы (л.д. 53-54 т. 1).
По информации ФБЛПУ «<данные изъяты>» ФНС России» (л.д. 69 т. 1) Безносенко М.В., находился на оздоровительном лечении в указанном санатории по путевке Э-21 № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость путевки составила 56000 руб., путевка приобреталась ООО «<данные изъяты>».
Из ответа на запрос суда из ООО «<данные изъяты>» (л.д. 71 т. 1) следует, что Безносенко М.В. обратился в ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был забронирован номер в санатории «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ куплены билеты по маршруту <данные изъяты> В связи с эпидемиологической ситуацией по COVID-19 в стране и семейными обстоятельствами номер в санатории и авиабилеты были аннулированы на основании заявления Безносенко М.В., авиабилеты переоформлены на ваучеры. ДД.ММ.ГГГГ Безносенко М.В. обратился повторно для организации отдыха и лечения в санатории «<данные изъяты>», был забронирован и оплачен через ООО «<данные изъяты>» номер в Санатории ФБЛПУ «<данные изъяты>» ФНС России стоимостью 158760 руб., авиабилеты приобретались самостоятельно с использованием ваучеров.
Вместе с тем, в дело представлен договор оказания услуг №, заключенный между ООО «<данные изъяты>» в качестве исполнителя и Г. в качестве заказчика (туристы Г., Г., Безносенко М.В.), по условиям которого исполнитель обязуется передать заказчику путевку на отдых в <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, двухместный однокомнатный номер первой категории (домик), расположенный на второй территории санатория «<данные изъяты>», стоимость путевки 158760 руб. (л.д. 82 т. 1).
Из представленных платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что оплата в размере 20000 руб., 40000 руб. и 91200 руб. произведена ООО «<данные изъяты>» за приобретенные путевки в санаторий в полном объеме.
Вместе с тем, из представленных документов невозможно установить, кем именно осуществлялась оплата стоимости путевки, ООО «<данные изъяты>» такой информацией не располагает, договор был заключен с обществом не истцом, а Г., с которой истец в зарегистрированном браке не состоит. Доказательств оплаты путевки стоимостью 56000 руб. именно истцом в материалы дела не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.
Согласно ответу на запрос суда из ФБЛПУ «<данные изъяты> ФНС России (л.д. 88-89 т.1) в санаторий были приобретены оздоровительные путевки (без лечения) с размещением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стоимость оздоровительной путевки включено: услуга проживания в выбранной категории номеров, 3-х разовое питание по системе «шведский стол», первичный прием врача-терапевта, круглосуточное оказание неотложной помощи (при необходимости), посещение бассейна, оборудованного лечебного пляжа, культурно-досуговые программы. Оздоровительная путевка не предусматривает лечение, но гости имеют возможность приобрести лечебные процедуры, в том числе по профилю заболеваний костно-мышечной системы, за отдельную плату. Фактически Безносенко М.В. пребывал в санатории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость путевки составила 56000 руб.
Доводы Безносенко М.В. о том, что в период пребывания в санатории дополнительно к стоимости путевки он также оплачивал стоимость лечебных процедур при их получении своего подтверждения не нашли, поскольку из ответа от ДД.ММ.ГГГГ ФБЛПУ «Санаторий «<данные изъяты>» ФНС России на запрос суда следует, что дополнительных медицинских услуг Безносенко М.В. в период пребывания в санатории назначено и оказано не было. Сам истец никаких чеков, либо иных допустимых и достаточных доказательств оплаты им дополнительных медицинских услуг не представил, соответствующие доводы ничем не подтвердив.
Изложенное также следует из медицинской карты пациента №, оформленной истцу по прибытии в санаторий, согласно которой на момент прибытия Безносенко М.В. жалоб не высказывал, пояснил, что прибыл с целью оздоровления. Отметок о получении фактически каких-либо медицинских процедур представленная Безносенко М.В. санаторно-курортная книжка также не содержит, в том числе о посещении истцом бассейна санатория (л.д. 49-52 т. 1).
Представленные ответы на запросы из ФБЛПУ «<данные изъяты>» ФНС России свидетельствуют о том, что фактически Безносенко М.В. в период пребывания в санатории не получал санаторно-курортное лечение применительно к требованиям ст. 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», какого-либо оздоровительного лечения, реабилитационных мероприятий истец не проходил, фактически только проживая на территории санатория. Отметка сотрудниками санатория в программе реабилитации истца об обратном не свидетельствует, поскольку только подтверждает период нахождения Безносенко М.В. в санатории в обозначенный период.
Согласно ответу на запрос суда Санаторий «<данные изъяты>» согласно лицензии № ЛО-55-01-001750 от ДД.ММ.ГГГГ предоставляет услуги по санаторно-курортному лечению/реабилитации гражданам с заболеваниями костно-мышечной системы, стоимость путевки в период с июня по август 2021 года (включая проживание, 3-х разовое питание по заказной системе, комплекс лечебных процедур на основании диагноза гражданина) с размещением в двухместном номере за 14 дней составила 50400 руб., с размещением в одноместном номере за 14 дней составила 39200 руб.
По информации Санатория-профилактория «<данные изъяты>» в 2021 году в санатории оказывалось лечение по профилю заболевания костно-мышечной системы, стоимость путевки «лечение» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при размещении в номере второй категории (место в двухместном номере), трехразовое питание по системе «Щведский стол» и пакет «Лечение» составляла 3050 руб. в сутки, за 14 суток размещения 42700 руб. При размещении в номере «Первой категории» (одноместное размещение), трехразовое питание по системе «Шведский стол», пакет «Лечение» стоимость составляла 3650 руб. в сутки, 51100 руб. за 14 суток. В ОАО «<данные изъяты>» утвержден перечень услуг, включенных в стоимость путевки «Лечение» со сроком пребывания 10 дней: проживание в номере, питание (шведский стол), медицинские услуги: первичный и повторный прием врача, дозированная ходьба по терренкуру, прием лечебных и профилактических напитков (фиточай или кислородный коктейль), водная процедура общая из перечня (бассейн, ванна йодобромная, с морской солью, хлоридно-натриевая, хвойная, «жемчужная», циркулярный душ, восходящий душ), физиопроцедуры из перечня: грязелечение или парафино-озокеритовые аппликации, светолечение, магнитотерапия, электролечение, лечебное одеяло, ультразвуковая терапия, одна из лечебных процедур на выбор: лечебный массаж, подводный душ-массаж, гидроаэромассажная ванна, вихревая ванна для рук или ног; лечебная физкультура ежедневно, ингаляционная терапия на выбор, термотерапия, круглосуточное медицинское наблюдение, заключительный прием врача.
Согласно ответу на запрос суда ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «<данные изъяты>» в санатории проводится санаторно-курортное лечение пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы, последствиям термических ожогов, лечебная программа составляется индивидуально с учетом показания и противопоказаний в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями. Курс лечения 21-24 дня, стоимость одного койко-дня в одноместном номере составляет 3800 руб. и включает в себя проживание, питание и лечение.
Доводы истца о том, что ему рекомендовано лечение именно в санаториях Краснодарского края, суд находит неубедительными, поскольку действительно в дело представлена справка БУЗОО «ГП №» для получения путевки на санаторно-курортное лечение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Безносенко М.В. рекомендовано лечение в условиях пребывания в санаторно-курортной организации, предпочтительное место лечения - санатории Краснодарского края (л.д. 48).
Однако, согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленной программе реабилитации, каких-либо рекомендаций по выбору лечебного учреждения, местности нахождения лечебного учреждения, продолжительности рекомендуемого лечения, кроме того, что истцу рекомендовано получение санаторно-курортного лечения в санатории по профилю заболеваний костно-мышечной системы, представленные в дело документы, в том числе названная выше справка, не содержит.
Более того, из содержания судебных актов, постановленных Первомайским районным судом г. Омска в период с 2010 по 2019 год по аналогичным искам Безносенко М.В. о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения следует, что истец неоднократно проходил лечение в Санатории «<данные изъяты>». Утверждение истца о том, что лечение в указанном санатории не является для него эффективным, ничем не подтверждено, в связи с чем во внимание не принимается.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии), в том числе по коду заболевания по № имеющемуся у истца.
Согласно данному стандарту предусмотрена продолжительность санаторно-курортного лечения по профилю заболеваний костно-мышечной системы 21 день.
Ранее по требованиям Безносенко М.В. судами также принимались решения о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения, фактически не полученного истцом (в порядке ст. 1086 ГК РФ), исходя из расчета продолжительности санаторно-курортного лечения за 21 день.
Принимая во внимание, что факт получения истцом именно санаторно-курортного лечения в период пребывания в ФБЛПУ «<данные изъяты>» ФНС России не нашел своего подтверждения, суд полагает возможным взыскать в пользу истца стоимость положенного ему санаторно-курортного лечения, исходя из средней стоимости одного дня пребывания в санаториях Омской области, за аналогичный период и за номер аналогичной категории (при двухместном размещении), в размере стоимости одного дня, равной 3483,33 руб. ((3800 руб. + 3050 руб. + 3600 руб.) : 3).
Истцом при обращении в суд с настоящим иском заявлено о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения в размере стоимости путевки в Санаторий «<данные изъяты>» - 56000 руб.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, указанную среднюю стоимость одного дня пребывания в санаториях рекомендованного истцу профиля, расположенных на территории Омской области, установленную нормативно продолжительность санаторно-курортного лечения в соответствии с действующим стандартом (21 день) и одновременно учитывая требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ о том, что суд принимает решения в пределах заявленных истцом требований, поскольку в рассматриваемом случае ГУ МЧС России по Омской области, как работодатель, несет ответственность за причинение вреда здоровью Безносенко М.В., с ответчика в пользу истца подлежит взысканию указанная стоимость санаторно-курортного лечения в размере 56000 руб. (3483,33 руб. х 21, но в пределах заявленных требований).
Оценивая правомерность требования истца о взыскании с ответчика в пользу истца стоимости проездных документов по маршруту Омск-Анапа-Омск к месту отдыха и обратно, в размере 44000 руб., суд полагает, что оснований для их взыскания не имеется, поскольку из представленных в дело документов (кассовых чеков) не следует, что данные расходы понесены именно истцом, а также не представлено доказательств того, что данные расходы являлись необходимыми с учетом возможности получения санаторно-курортного лечения истцом в санаториях, расположенных на территории Омской области, на что указано выше.
С учетом замещаемой на момент увольнения должности, продолжительности выслуги лет истца, оснований для возмещения ему расходов, связанных с оплатой проезда к месту получения санаторно-курортного лечения и обратно, предусмотренных Порядком возмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации (возмещения) расходов, связанных с оплатой проезда, членам семьи и родителям погибшего (умершего) военнослужащего спасательного воинского формирования МЧС России, сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (утвержден Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №), а также Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» также не имеется.
Применительно к положениям ст. 98 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3140 руб. подлежит возврату истцу по правилам ст. 93 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1880 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Безносенко М.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Омской области в пользу Безносенко М.В. стоимость санаторно-курортного лечения в размере 56000 руб.
В остальной части исковые требования Безносенко М.В. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Омской области в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 1880 руб.
Возвратить Безносенко М.В. государственную пошлину в размере 3140 руб., уплаченную по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, внесенную на счет УФК по Омской области (ИФНС России № по Центральному АО <данные изъяты>).
Возврат государственной пошлины произвести ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Протокол судебного заседания составляется и подписывается не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания. Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и в течение пяти дней со дня его подписания подать в письменной форме замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2022.
Судья Н.А. Шевцова