Дело № 2а-1636/2022
44RS0001-01-2022-001400-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 года г. Кострома, Долматова, 14
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Р.Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к Долматову М.Д. о взыскании задолженности по налогам и сборам,
у с т а н о в и л:
УФНС России по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г.Костромы с указанным административным исковым заявлением к Долматову М.Д. просят суд удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока, взыскать с Долматова М.Д. задолженность по транспортному и земельному налогам в общей сумме 932,88 руб. В обоснование требований указано, что на налоговом учёте в Управлении ФНС России по Костромской области (далее -Административный истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Долматов М.Д., ИНН № <адрес>, год рождения: <дата> место рождения: СССР, <адрес> (далее - Административный ответчик, Налогоплательщик), номера телефона, номер факса, адрес электронной почты, место работы не известно. По данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежат транспортные средства: автомобиль легковой ВАЗ 21086, государственный регистрационный знак <адрес>КО, VIN №, год выпуска т/с 1998, дата регистрации владения <дата>. Согласно представленным сведениям, налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2014 год (срок уплаты 01.10.2015) на сумму 813 руб. В связи с несвоевременной уплатой налога, налоговым органом были начислены пени за период с <дата> по <дата> в размере 103,09 руб. В соответствии со ст. 388 НК РФ Долматов М.Д. признается плательщиком земельного налога и обязан уплатить налог. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога, налоговым органом начислены пени за период с <дата> по <дата> в размере 16,79 рублей. Налоговым органом в отношении Долматова М.Д. выставлены требования, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала. Сроки, установленные ст. 48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности истекли <дата>. Пропуск срока связан с техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы Требования также мотивированы ссылками на положения ст. 31, 48, 59 НК РФ.
Административный истец УФНС России по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки в судебное заседание не сообщил, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представил.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы). Налоговым периодом признается календарный год. Налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. ст. 357 - 361 НК РФ).
В соответствии с Законом Костромской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 №80-ЗКО уплата транспортного налога производилась ежегодно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налоговых уведомлений. Неуплата налога в установленные сроки влечет за собой начисление пени в соответствии с действующим законодательством. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в ст. 3 данного Закона.
Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части сроков уплаты имущественных налогов. Так, с 01.01.2016 налог на имущество физических лиц, а также земельный и транспортный налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, за Долматовым М.Д. зарегистрировано следующее транспортное средство: автомобиль легковой ВАЗ 21086, дата регистрации – <дата>.
На указанный объект налогообложения был начислен транспортный налог за 2014 год в размере 813,00 рублей, что подтверждается налоговым уведомлением № от <дата>, которое было направлено в адрес ответчика в порядке ст.ст. 52, 362 НК РФ для оплаты.
Доказательств уплаты транспортного налога ответчиком в установленный срок в материалы дела не представлено.
В связи с несвоевременной уплатой налога за 2014 год, согласно ст. 75 НК РФ, ответчику начислены пени по транспортному налогу за 2014 год за период с <дата> по <дата> в размере 103,90 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, размер налоговой базы по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в собственности административного ответчика Долматова М.Д. находятся земельные участки, на которые налоговым органом ответчику был начислен земельный налог за 2014 года в размере 1327,00 руб. (срок уплаты не позднее 01.10.2015 года), сумма указанного налога исчислена и направлена налогоплательщику в налоговом уведомлении № от <дата>.
В связи с несвоевременной уплатой налога за 2014 год, согласно ст. 75 НК РФ, ответчику начислены пени по земельному налогу за 2014 год за период с <дата> по <дата> в размере 16,79 руб.
Как указывает в обоснование иска административный истец, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на <дата>, № по состоянию на <дата>. Факт отправки требования подтверждается реестром УФНС по Костромской области на отправку корреспонденции.
Согласно информации УФНС, представленной в тексте административного искового заявления, указанные требования в настоящее время исполнены не в полном объеме: не уплачены транспортный налог в размере 813 руб., пени по транспортному налогу в сумме 103,09 руб., пени по земельному налогу в сумме 16,79 руб. Указанную задолженность административный истец просит взыскать с административного ответчика.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно положениям абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Сроки, установленные ст. 48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности истекли <дата>.
Между тем с требованиями о взыскании имеющейся задолженности по обязательным платежам административный истец обратился <дата>, то есть с пропуском установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ срока.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно абз.4 п.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Таких причин в судебном заседании не установлено, административным истцом в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд соответствующих доказательств не представлено, технические причины, на которые ссылается УФНС России по Костромской области, к числу уважительных отнесены быть не могут и не подтверждаются материалами дела.
Причины пропуска административным истцом срока для обращения с административным иском о взыскании задолженности по налогам и пеням суд находит неуважительными, поскольку о наличии задолженности административному истцу было известно, что подтверждается действиями налоговой инспекции по направлению требований об уплате задолженности. Иных доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пеням административным истцом не представлено.
Таким образом, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи административного искового заявления следует отказать, в связи с чем, заявленные исковые требования УФНС России по Костромской области не подлежат удовлетворению.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку установленный срок взыскания задолженности истек, налоговый орган утратил возможность взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 813,00 руб., по пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 103,09 руб., по пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 16,79 руб., при таких обстоятельствах сумму недоимки следует признать безнадежной к взысканию.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении ходатайства УФНС России по Костромской области о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам отказать.
В удовлетворении исковых требований УФНС России по Костромской области к Долматову М.Д. о взыскании задолженности по налогам и сборам отказать.
Признать безнадежной к взысканию задолженность Долматова М.Д., <дата> г.р., ИНН №, по транспортному налогу за 2014 год в сумме 813,00 руб., по пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 103,09 руб., по пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 16,79 руб., в связи с тем, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по причине истечения установленного срока взыскания.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Ветрова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2022 года..