Дело № 2-1974/2022
64RS0043-01-2022-002247-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Михайлове А.Б, с участием старшего помощника прокурора города Саратова Горин ФИО1., представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Абушаевой ФИО2, комитета по управлению имуществом г.Саратова Захаровой ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности постановки на государственный учет земельного участка занятого захоронениями,
установил:
заместитель прокурора города Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности постановки на государственный учет земельного участка занятого захоронениями и просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение межевания земельного участка занятого захоронениями с координатами №, ориентиировочной площадью <адрес>, площадь которого не разграничена, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок, занятый захоронениями.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель комитета по управлению имуществом г.Саратов в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
МКУ «Администрация кладбища» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На основании п. п. 1 и 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 17 Федерального закона N 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Обстоятельством, предопределяющим порядок использования земельного участка, предназначенного для указанных выше целей, является определение границ этого земельного участка с учетом сложившейся застройки территории, поскольку это делает невозможным в дальнейшем соблюдение нормативов при установлении санитарно-защитных зон.
Также этому обстоятельству должна быть дана оценка с точки зрения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного консультантом отдела муниципального земельного надзора комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что на территории <адрес> расположены намогильные архитектурно-скульптурные сооружения, содержание мемориальную информацию и представляющие собой памятника и виде стел, плит, скульптур, крестов. Указанная территория частично огорожена забором из сетки рабицы. К данному акту также приложены соответствующие фотографии.
Администрацией Саратовского муниципального района саратовской области постановление м от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схеме расположения земельного участка площадью 2096 кв.м. находящегося по адресу <адрес>.
Сведений по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка единый государственный реестр прав на недвижимое имущество не содержит.
Решением Саратовской городской Думы от 28.05.2021 года № 89-708 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Саратов» внесены изменения в ст. 1 Устава муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с которыми в состав территории муниципального образования «Город Саратов» входят: <адрес>
Факт наличия самовольных захоронений на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, <адрес> лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Учитывая приведенные нормы в совокупности с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в отношении земельных участков, распложенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Непостановка на государственный кадастровый учет и нерегистрация права собственности на земельный участок фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Спор о границах земельных участков, выделяемых под расширение существующих кладбищ, не имеет значения для рассмотрения данного дела.
Определяя срок для исполнения решения, суд учитывает порядок и сроки бюджетного процесса, порядок приобретения услуг (подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) для органов местного самоуправления, последующее оформление документов, суд считает, что срок шесть месяцев является достаточным для исполнения судебного решения.
По указанным основаниям суд находит исковые требования заместителя прокурора города Саратова подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░