Решение по делу № 2-24/2021 от 22.06.2020

Дело № 2-24/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г.Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

Председательствующего: Хабарова Л.В.,

при секретаре судебного заседания Ежелевой М.А., Зайцевой Ю.Ж.,

с участим помощника прокурора Сущенко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курчатовского района г.Челябинска, действующего в интересах Б.Е.В., к Администрации города Челябинска о возложении обязанности обеспечить мобильным подъемным устройством,

                У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Курчатовского района г.Челябинска, действующий в интересах Б.Е.В., обратился в суд с иском к Администрации города Челябинска ( с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) о возложении обязанности обеспечить мобильным подъемным устройством: ступенькоходом, отвечающим требованиям безопасности, к подъезду и к жилому помещению , расположенному на 8 этаже <адрес>.

В обоснование иска указал, что Б.Е.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, относится к категории маломобильных групп населения и использует для передвижения кресло-коляску. Она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на 8 этаже, при этом входная группа и лестничные марши, ведущие к жилому помещению, в котором проживает Б.Е.В., не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Курчатовского района г.Челябинска Сущенко С.А. поддержала уточненные требования.

Б.Е.В. при надлежащем извещении в суд не явился, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Админ6истрации г.Челябинска Скрипник А.С. в суде с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Челябинска Раткевич Т.А., представитель третьего лица Комитета социальной политики г.Челябинска Сощенко О.В. согласились с позицией Администрации г.Челябинска

Представитель третьего лица Общество с ограниченной ответственностью УК «ПЖРЭУ Курчатовского района», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлен, что Б.Е.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, относится к категории маломобильных групп населения и использует для передвижения кресло-коляску, что подтверждается справкой серии МСЭ (л.д.34).

Б.Е.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на 8 этаже, что подтверждается копией ее паспорта (л.д. 32-33).

Согласно акту проверки с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией УЖКХ Администрации г.Челябинска, установлено, что в <адрес> в подьезде отсутствует парковочное место, отсутствует понижающий бардюр; входная группа подъезда имеет три ступени; ширина лестничного марша до площадки первого этажа 10,9 см., лестничный марш имеет 6 ступеней высотой 14 см. Площадка перед лестничным маршем 100 Х 120 см. Дом является крупнопанельным, ширина проема входной двери в подьезд составляет 87 см. Доступ к подъезду не обеспечен (бордюр перед входом в подъезд высотой от 10-15 см.), что не позволяет заехать на кресле-коляске инвалиду (л.д.53-55).

Управление общим имуществом многоквартирного <адрес> осуществляется управляющей организацией - <данные изъяты>

Входная группа и лестничные марши, ведущие к жилому помещению, в котором проживает Б.Е.В., не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов в соответствии с СНиП 35-01-2001, СП 59.13330.2012 либо СП 59.13330.2016 (актуализированная редакция), в связи с чем Б.Е.В. не обеспечена условиями для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и возможности участия наравне с другими гражданами в жизни общества, свободное развитие, достойную жизнь, что нарушает ее права. Возможность приспособления жилого помещения Б.Е.В. и общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363.

Согласно ст. 3 ФЗ № 181 законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Требованиями ст. 11.1 ФЗ № 181 установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых па обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до ДД.ММ.ГГГГ указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр.

В соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.15, 6.1.1 C1I 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН. На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.

В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Из пункта 2 названных Правил, следует, что данные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Постановлением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ -п утвержден Порядок о создании муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищною фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 ст. 15 ФЗ № 181).

Из указанных норм следует, что действующим законодательством, в том числе, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационноправовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п. 5 Муниципальной программы «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в городе Челябинске на 2017 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ , система программных мероприятий включает, в том числе, обеспечение доступности объектов жилищно-коммунального хозяйства (установка пандусов в подъезды многоквартирных домов, где проживают маломобильные инвалиды).

Управление многоквартирным домом, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, жилые здания.

Также п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181 предусматривает публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда был построен тот или иной объект (в нашем случае многоквартирный дом), кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Поскольку Б.Е.В., являясь инвалидом 1-й группы, для передвижения вынуждена пользоваться креслом-коляской, а входная группа и лестничные марши, ведущие к жилому помещению, в котором она проживает, не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов, суд полагает возможным возложить на Администрацию города Челябинска обязанность предоставить истцу мобильное подъемное устройство-ступенькоход, отвечающий требованиям безопасности, к подъезду и к жилому помещению , расположенному на 8 этаже <адрес>, путем приобретения мобильного подъемного устройства Б.Е.В. за счет средств местного бюджета с последующей передачей мобильного устройства на условиях договора безвозмездного пользования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Курчатовского района г.Челябинска, действующего в интересах Б.Е.В., удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Челябинска обязанность предоставить Б.Е.В. предоставить мобильное подъемное устройство-ступенькоход, отвечающий требованиям безопасности, к подъезду и к жилому помещению , расположенному на 8 этаже <адрес>, путем приобретения мобильного подъемного устройства Б.Е.В. за счет средств местного бюджета с последующей передачей мобильного устройства на условиях договора безвозмездного пользования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий                    Л.В.Хабарова

2-24/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска
Балахонова Елена Валентиновна
Ответчики
администрация г. Челябинска
ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района"
Другие
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска
Комитет социальной политики г. Челябинска
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Хабарова Любовь Витальевна
Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
22.12.2020Производство по делу возобновлено
23.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.04.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее