44RS0002-01-2019-002728-69
Дело №2а-235/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» января 2020 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.
при секретаре Колотилове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Егоровой М. В. к Управлению Министерства Юстиции РФ по Костромской области, Костромской областной нотариальной палате о признании незаконным (отмене) решения конкурсной комиссии по результатам проведенного конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности принять новое решение,
установил:
Егорова М.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что 25 июня 2019 г. был проведен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, ... в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минюста России от 30 марта 2018 года № 63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса». Первый этап конкурса -письменный экзамен, который проводится с использованием автоматизированной системы Федеральной нотариальной палаты, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов письменного экзамена, путем выполнения конкурсантом включаемых в экзаменационный лист тестового задания, состоящего из двадцати практических задач, и задания по составлению проекта нотариального документа. Проверка правильности выбранных конкурсантом вариантов ответов на практические задачи осуществлялась автоматизированной информационной системой. Оценка проекта нотариального документа осуществляется членами конкурсной комиссии самостоятельно и каждый из них проставляет за него от одного до десяти баллов в автоматизированной информационной системе, после чего автоматизированная информационная система определяет средний бал полученный конкурсантом за указанный проект. Конкурсантом Шустровой Н.В. проект нотариального документа был составлен с нарушением действующего законодательства, однако он был оценен комиссией таким образом, что данным конкурсантом по результатам письменного экзамена, которые были размещены на официальном сайте Управления Министерства юстиции по Костромской области и находятся в общем доступе, набрано более 20 баллов (это высший балл за выполнение текстовых заданий письменного экзамена). Критерии оценок, которые выставляются членами комиссии за проект нотариального документа, не конкретизируются нормативным правовым актом о порядке проведения конкурса, и члены комиссии оценили проект нотариального документа, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанном на субъективном восприятии информации, что в данном случае недопустимо, поскольку составленные проекты прежде всего должны соответствовать нормам права, и в случае их несоответствия не должны как-либо оцениваться членами конкурсной комиссии, иначе нарушается установленная пунктом 1 Порядка проведения конкурса цель конкурса - отбор на должности нотариусов лиц, имеющих профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Оценив документ, составленный конкурсантом с нарушением закона, члены комиссии дали решающее преимущество лицу, выигравшему конкурс, чем нарушили права иных лиц, участвующих в конкурсе, на распоряжение своими способностями и принцип равенства всех перед, законом и судом.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд признать незаконным решение конкурсной комиссии от 25 июня 2019 г. в части признания победителя конкурса по замещению вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой ... и обязать ответчика принять новое решение.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена победитель конкурса Шустрова Н.В.
В судебное заседание административный истец Егорова М.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, её представитель по доверенности адвокат Сорокин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что в данном случае нарушено право его доверителя на участие в справедливом конкурсе, нарушен законный интерес на занятие в вакантной должности нотариуса. Считает, что задание Шустровой Н.В., победившей в конкурсе решено не верно, в частности о выходе из ООО была засвидетельствована подпись, когда как заявление должно быть нотариально заверенным, считает, что документ не должен был быть оценен комиссией, так как он неправильный, и потому результат конкурса, по его мнению, должен был быть иным.
Представители административного ответчика Костромской областной нотариальной палаты Костромской области по доверенности Чекалина С.А. и Мельников И.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что процедура конкурса Костромской областной нотариальной палатой была соблюдена полностью. Состав конкурсной комиссии был утвержден Министром юстиции РФ, данный состав был утвержден в составе 5 человек, все три этапа конкурса проведены в соответствии с порядком проведения конкурса. К участию в конкурсе были допущены все конкурсанты по итогам первого этапа конкурса – письменного экзамена прошли 5 конкурсантов, в том числе и административный истец, они все были допущены к проведению следующих двух этапов, это рекомендация и итоговое собеседование. Помимо первого этапа конкурса определяющим являются и другие два этапа. Победитель конкурса Шустрова имеет стаж работы нотариусом более 10 лет, она неоднократно поощрялась за высокие показания, неоднократно ее деятельность как нотариуса проверялась, поэтому эти все составляющие имели определяющие значения для комиссии. Все этапы оценивались в совокупности.
Представитель административного ответчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области по доверенности Смирнова Е.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление не принимает решение о признании победителя конкурса.
Заинтересованное лицо Шустрова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, её представитель по доверенности Мельников И.Н. исковые требования считал необоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемогорешения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе – Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. На нотариальную деятельность распространяются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности.
Статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2018 № 63 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее – Порядок), согласно п. 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов лиц, имеющих профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу п. 12 Порядка, конкурс объявляется распоряжением территориального органа не позднее чем через один месяц со дня открытия вакантной должности нотариуса (даты сложения, прекращения полномочий нотариуса, указанной в приказе территориального органа, либо даты приказа территориального органа об учреждении должности нотариуса).
В соответствии с пп. 2-3 Порядка, для проведения конкурса создается конкурсная комиссия из представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата) в составе пяти членов.
Состав конкурсной комиссии утверждается один раз в год до 1 марта соответствующего года распоряжением Минюста России по представлению территориального органа Минюста России (далее - территориальный орган) из числа пятнадцати кандидатур, представленных нотариальной палатой.
Полномочия конкурсной комиссии действительны в течение одного года.
Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который подписывают все ее члены и секретарь.
В соответствии с пп. 28-32 Порядка, конкурс состоит из трех этапов: письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования.
Председатель конкурсной комиссии:
открывает заседание конкурсной комиссии;
знакомит членов конкурсной комиссии с распоряжением территориального органа об объявлении конкурса;
объявляет состав конкурсной комиссии и присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии;
разъясняет предусмотренные Основами и Порядком процедуру и условия проведения конкурса.
В ходе проведения конкурса осуществляются видео- и аудиозапись. Проведение видео- и аудиозаписи обеспечивается нотариальной палатой. Полученные в ходе видеозаписи материалы являются неотъемлемой частью материалов конкурса и хранятся в территориальном органе.
Письменный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы Федеральной нотариальной палаты, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов письменного экзамена в части практических задач в форме тестового задания (далее - автоматизированная информационная система).
Письменный экзамен проводится путем выполнения включаемых в экзаменационный лист тестового задания, состоящего из двадцати практических задач, и задания по составлению проекта нотариального документа (далее - задания письменного экзамена).
Согласно пп. 39-43 Порядка, перед началом письменного экзамена конкурсант предъявляет секретарю конкурсной комиссии документ, удостоверяющий личность.
Для сдачи письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии выдает конкурсанту логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему. Логин и пароль состоят из буквенно-цифрового обозначения и формируются автоматизированной информационной системой после проверки секретарем конкурсной комиссии документа, удостоверяющего личность конкурсанта.
До начала письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии информирует конкурсантов:
о ведении видео- и аудиозаписи при проведении письменного экзамена;
о порядке сдачи письменного экзамена;
об общей продолжительности письменного экзамена;
о сроке и способах ознакомления с результатами письменного экзамена;
о сроке и способах обжалования результатов письменного экзамена.
Председатель конкурсной комиссии сообщает членам конкурсной комиссии о численности конкурсантов, включенных в группу для одновременной сдачи письменного экзамена, после чего председатель конкурсной комиссии объявляет начало письменного экзамена.
На выполнение заданий письменного экзамена конкурсантам предоставляется три часа (сто восемьдесят минут) и одна попытка.
Письменный экзамен проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого конкурсанта тестовое задание в режиме реального времени путем произвольной выборки.
Каждый конкурсант обеспечивается отдельным автоматизированным рабочим местом, исключающим возможность общения конкурсантов.
Конкурсант получает доступ к автоматизированной информационной системе после ввода в автоматизированной информационной системе логина и пароля, выданных ему секретарем конкурсной комиссии до начала письменного экзамена. Доступ к заданиям письменного экзамена и отсчет времени доступа конкурсанта к заданиям письменного экзамена начинается с момента подтверждения конкурсантом в автоматизированной информационной системе готовности к началу сдачи письменного экзамена.
Доступ конкурсанта к заданиям письменного экзамена прекращается по истечении трех часов (ста восьмидесяти минут) с момента его доступа к заданиям письменного экзамена. Конкурсант может завершить выполнение заданий письменного экзамена досрочно.
В соответствии с п.п. 45-48 Порядка, конкурсант выполняет задания письменного экзамена путем выбора варианта (вариантов) ответа на предложенные автоматизированной информационной системой практические задачи, а также составления проекта нотариального документа.
После завершения конкурсантом выполнения заданий письменного экзамена или по истечении времени, отведенного на их выполнение, автоматизированной информационной системой формируется индивидуальный лист выполнения заданий письменного экзамена, содержащий логин конкурсанта на каждом листе с выбранными конкурсантом ответами на практические задачи и с составленным проектом нотариального документа.
Распечатанный секретарем конкурсной комиссии индивидуальный лист выполнения заданий письменного экзамена подписывается конкурсантом на каждой странице и приобщается к его личному делу.
Проверка правильности выбранных конкурсантом вариантов ответов на практические задачи осуществляется автоматизированной информационной системой.
За каждый правильно выбранный ответ на практическую задачу конкурсант получает один балл.
Секретарь конкурсной комиссии создает автоматизированные рабочие места в автоматизированной информационной системе для каждого члена конкурсной комиссии, присутствующего на заседании конкурсной комиссии, и выдает членам конкурсной комиссии логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему.
Проект нотариального документа посредством автоматизированной информационной системы поступает на автоматизированные рабочие места членов конкурсной комиссии для рассмотрения членами конкурсной комиссии.
Каждый член конкурсной комиссии самостоятельно оценивает проект нотариального документа и проставляет за него от одного до десяти баллов в автоматизированной информационной системе.
После того, как все члены конкурсной комиссии оценят проект нотариального документа, автоматизированная информационная система определяет средний балл, полученный конкурсантом за указанный проект нотариального документа, по формуле:
а = (а1 + а2 +.. . + аn) / n, где:
а - средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа;
а1, а2,.. ., аn - количество баллов, выставленное каждым членом конкурсной комиссии за проект нотариального документа;
n - численность членов конкурсной комиссии, присутствовавших на заседании конкурсной комиссии.
Средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа, суммируется с баллами, полученными конкурсантом за выполнение практических задач.
Письменный экзамен считается сданным, если конкурсант набрал двадцать баллов за выполнение заданий.
Протокол результатов письменного экзамена, за исключением реквизитов документа, удостоверяющего личность, формируется автоматизированной информационной системой непосредственно после проведения письменного экзамена. Реквизиты документа, удостоверяющего личность, вносятся в протокол результатов письменного экзамена секретарем конкурсной комиссии.
Протокол результатов письменного экзамена распечатывается секретарем конкурсной комиссии и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, а также всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании конкурсной комиссии.
Лица, сдавшие письменный экзамен, допускаются к следующему этапу конкурса - рассмотрению рекомендации (п. 50 Порядка), после которого проводится индивидуальное собеседование по вопросам осуществления нотариальной деятельности, а также этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения (п. 54 Порядка) по результатам которых члены конкурсной комиссии также выставляют конкурсантам оценки.
Итоговая оценка определяется конкурсной комиссией как суммарное арифметическое количество оценок по итогам письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования (п. 55 Порядка).
Согласно п. 57 Порядка, после оценки всех участников конкурса и подсчета конкурсной комиссией набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в конкурсе считается конкурсант, получивший наибольшее итоговое количество баллов.
29.04.2019 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области было издано распоряжение № 167-р «О проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, в ...», которым проведение конкурса на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, в ... было назначено на 25.06.2019.
Состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Костромской области утверждён распоряжением Министра Юстиции Российской Федерации № 353-р от 29.03.2019, в состав конкурсной комиссии вошли: президент Костромской областной нотариальной палаты, нотариус, занимающийся частной практикой, нотариального округа г. Костромы и Костромского района Костромской области, председатель комиссии - М.; нотариус, занимающийся частной практикой, нотариального округа г. Костромы и Костромского района Костромской области, член комиссии - А. ; нотариус, занимающийся частной практикой, нотариального округа г. Костромы и Костромского района Костромской области, член комиссии – Р, ; нотариус, занимающийся частной практикой, нотариального округа г. Костромы и Костромского района Костромской области, член комиссии - С. ; нотариус, занимающийся частной практикой, нотариального округа г. Костромы и Костромского района Костромской области, член комиссии - Л. .
Секретарем конкурсной комиссии распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области от 29.04.2019 № 167-р назначена начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Смирнова Е.Б.
Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в ... ..., прошедший 25.06.2019, состоял из трех этапов: письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования.
В письменном экзамене приняло участие 6 кандидатов, в том числе Егорова М.В. и Шустрова Н.В., которым были выданы логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему.
Из членов конкурсной комиссии на экзамене присутствовали: М., Л. , С. , и А.
Как следует из выписок протоколов письменного экзамена, прошедшего 25.06.2019, с индивидуальными листами результатов выполнения заданий конкурса, каждый из конкурсантов в ходе письменного экзамена решал тесты путем выбора варианта (вариантов) ответа на предложенные автоматизированной информационной системой практические задачи, а также составлял проект нотариального документа.
Оценку тестового задания каждого конкурсанта производила автоматизированная система, оценку практической задачи производили члены конкурсной комиссии в автоматизированной информационной системе, которая определила средний бал каждого конкурсанта, который был суммирован с баллами за выполнение практических задач.
По результатам письменного экзамена из шести кандидатов один кандидат получил 19 баллов, считается не сдавшим, три кандидата, в том числе Егорова М.В. и Шустрова Н.В., получили 24 балла, один кандидат получил 25 баллов и один кандидат получил 26 баллов.
Результаты письменного экзамена подписаны всеми членами конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии.
После письменного экзамена конкурсанты, набравшие более 20 баллов, были допущены к прохождению следующих этапов конкурса - рассмотрению рекомендации и индивидуальное собеседование по результатам которых победителем конкурса стала Шустрова Н.В., которая впоследствии приказом начальника Управления министерства юстиции по Костромской области № 209 от 01.07.2019 была назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой ... с 10.07.2019.
Административный истец Егорова М.В. оспаривает решение конкурсной комиссии от 25 июня 2019 г., ссылаясь на то, что членами конкурсной комиссии не верно оценено письменное задание Шустровой М.В. по составлению проекта нотариального документа.
Свои результаты письменного экзамена Егоровой М.В. не оспариваются.
Из результатов письменного экзамена следует, что Шустровой Н.В. получено 24 балла, в том числе 15 баллов из 20 за тестовое задание, и 9 баллов из 10 за составление проекта нотариального документа (заявление о выходе участника из ООО).
Сведений о том, какая оценка была выставлена каждым из членов конкурсной комиссии за выполненное Шустровой Н.В. письменное задание по составлению проекта нотариального документа, материалы дела не содержат, поскольку члены конкурсной комиссии выставляли оценки в автоматизированной системе, которая производила подсчет среднего балла.
В соответствии с Порядком проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса право отбора кандидатов, оценки кандидатов на должность нотариуса принадлежит исключительно членам конкурсной комиссии. Основания градации оценок не конкретизируются ни в Порядке проведения конкурса, ни в Основах законодательства, поэтому члены комиссии оценивают конкурсантов, руководствуясь своим внутренним убеждением, основываясь на своем профессиональным навыке, опыте и квалификации.
В полномочия суда не входит определение уровня знаний кандидата на должность нотариуса и проверка их соответствия оценке, полученной этим кандидатом при сдаче экзамена.
Оснований полагать, что оценка, выставленная членами конкурсной комиссии Шустровой Н.В. за практическую задачу, не объективна, не имеется. Доказательств тому стороной истца не представлено. Подсчет общего числа баллов произведен без нарушений.
Оценивание конкурсантов производилось конкурсной комиссией назначенной Министром Юстиции РФ из числа действующих нотариусов, имеющих значительный стаж и опыт работы, оснований сомневаться в их компетенции при оценке знаний конкурсантов при проведении письменного экзамена, либо какой-то заинтересованности при оценивании письменного задания Шустровой Н.В., у суда не имеется. При проверке работы и выставлении баллов члены конкурсной комиссии не обладают сведениями о принадлежности работы кому-либо из конкурсантов.
Доказательств того, что результатами письменного экзамена Шустровой М.В. нарушено какое-либо право Егоровой М.В., получившей наряду с Шустровой Н.В. одинаковое количество баллов, при наличии у двух конкурсантов результатов с большим количеством баллов, суду не представлено.
Кроме того, суд считает, что предоставленное Правилами право конкурсанта на оспаривание результатов письменного экзамена с учетом установленного порядка и предоставленного законом права на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, не предполагает оспаривание результатов письменного экзамена другого конкурсанта.
Результаты последующих этапов конкурса Егоровой М.В. не оспариваются, оснований полагать, что Егорова М.В., получив по результатам письменного экзамена одинаковое с Шустровой Н.В. количество баллов, при наличии конкурсантов с большими количеством баллов по письменному экзамену, имела реальную возможность стать победителем настоящего конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, не имеется. Доказательств нарушения прав и законных интересов Егоровой М.В. результатами письменного экзамена Шустровой Н.В. судом не установлено.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса был соблюден, действия конкурсной комиссии соответствуют приведенным выше нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания незаконным (отмене) решения конкурсной комиссии по результатам проведенного конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности принять новое решение не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Егоровой М. В. к Управлению Министерства Юстиции РФ по Костромской области, Костромской областной нотариальной палате о признании незаконным (отмене) решения конкурсной комиссии по результатам проведенного конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности принять новое решение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы.
Судья Ю.В. Коровкина
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2020 г.