В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-5681/2022
УИД 36RS0002-01-2021-007731-36
Строка № 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.08.2022 г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ваулина А.Б.,
судей Гусевой Е.В., Трунова И.А.,
при секретаре Вялых Д.В.,
с участием прокурора Гурьевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Трунова И.А. гражданское дело по исковому заявлению Иванова Дмитрия Владимировича к Кретинину Геннадию Игоревичу о взыскании материального и морального вреда,
по апелляционной жалобе Кретинина Геннадия Игоревича на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03.2022 с учетом определения того же суда от 25.04.2022 об исправлении описки в решении,
(судья районного суда Кузнецова И.Ю.),
установила:
Иванов Д.В. обратился в суд с иском к Кретинину Г.И. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, компенсации материального ущерба в размере 15 000 рублей, указывая, что 29.09.2020 примерно в 01 час. 00 мин. Кретинин Г.И., находясь в <адрес> по Московскому проспекту <адрес>, обратил внимание на ранее незнакомого ФИО2, у которого был мобильный телефон. Считая, что Иванов Д.В. при себе имел ценное имущество, Кретинин Г.И. совершил нападение на Иванова Д.В. с целью открытого хищения мобильного телефона «Хонор 9Х» и денежных средств в размере 15000 рублей.
В дальнейшем, реализуя свой преступный умысел Кретинин Г.И., убедившись, что Иванов Д.В. находится в комнате один, направился вслед за ним, где 26.09.2020, примерно в 01 час. 10 мин., находясь в указанной выше квартире, совершил нападение на Иванова Д.В., в ходе которого, применил в нему насилие, опасное для жизни и здоровья, деревянной шваброй, используемой в качестве оружия, нанес не менее трех ударов по голове и конечностям Иванову Д.В., а также множественные удары кулаками рук по туловищу и лицу, требуя при этом от Иванова Д.В. передачи ему денежных средств, в результате чего Иванову Д.В. были причинены телесные повреждения в виде: раны теменной области головы справа; кровоподтека на верхнем веке левого глаза; кровоподтека на нижнем веке левого глаза; кровоподтека в области носа; раны на ладонной поверхности правой кисти, в проекции 2-3 пястных костей; перелома 8-го ребра справа, которые, согласно заключению судебно-медицинского эксперта №5245.20 от 20.11.2020 квалифицируются как причинения легко вреда здоровью.
Кроме того, совершая нападение Кретинин Г.И., подавил волю Иванова Д.В. к сопротивлению, открыто похитил принадлежащие последнему мобильный телефон «Хонор 9Х» стоимостью 18000 рублей 00 копеек и денежные средства в размере 15000 рублей. Приговором Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24.06.2021 Кретинин Г.И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК ПРФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружий или предметов, используемых в качестве оружия) и ему назначено наказание в виде лишения свободы.
Совершая преступление, Кретинин Г.И. причинил Иванову Д.В. материальный вред в размере 33 000 рублей, из которых 18 000 рублей – стоимость телефона «Хонор 9Х», который был впоследствии возвращен Иванову Д.В., и 15 000 рублей – похищенные денежные средства, которые до настоящего времени не возвращены. Более того, преступные действия Кретинина Г.И. повлекли за собой причинение Иванову Д.В. морального вреда, заключающегося в нравственных и физических страданиях, что явилось основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03.2022 постановлено: взыскать с Кретинина Геннадия Игоревича в пользу Иванова Дмитрия Владимировича компенсацию материального ущерба, причиненного преступлением в сумме 15 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей.
Взыскать с Кретинина Геннадия Игоревича государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Воронеж в размере 900 рублей (л.д.131, 132-138).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.04.2022 исправлена описка в решении суда в указании размера материального ущерба (л.д.179-180).
В апелляционной жалобе Кретинин Геннадий Игоревич ставит вопрос об изменении решения суда в части взысканного размера компенсации морального вреда, просит снизить компенсацию морального вреда до 30 000 рублей (л.д.144-146).
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
В соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Гурьевой Ю.А., полагавшей, что решение по доводам апелляционной жалобы не подлежит изменению, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться и в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы и т.д.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что как следует из вступившего в законную силу приговора Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24.06.2021 по уголовному делу № 1-257/2021, 26.09.2020 примерно в 01 час Кретинин Г.И., находясь в <адрес> по Московскому проспекту <адрес> совместно с Зубаревым Д.Н. и неустановленным лицом, обратил внимание на ранее незнакомого Иванова Д.В., у которого в руках был мобильный телефон. Полагая, что у Иванова Д.В. имеется при себе ценное имущество, у Кретинина Г.И. возник преступный умысел на нападение на Иванова Д.В. с целью хищения, принадлежащего последнему мобильного телефона и другого ценного имущества, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, из корыстных побуждений. Реализуя свои преступный умысел, Кретинин Г.И., убедившись, что Иванов Д.В. находится в комнате один, направился вслед за ним, где 26.09.2020 примерно в 01 час 10 минут, находясь в указанной выше квартире, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая этого, совершил нападение на Иванова Д.В., в ходе которого, применив к нему насилие, опасное для жизни или здоровья, деревянной шваброй, используемой в качестве оружия, нанес не менее трех ударов по голове и конечностям Иванову Д.В., а также множественные удары кулаками рук по туловищу и лицу, требуя при этом от Иванова Д.В. передачи ему денежных средств. В результате чего Иванову Д.В. были причинены телесные повреждения в виде: раны в теменной области справа; кровоподтека на верхнем веке левого глаза; кровоподтека на нижнем веке левого глаза; кровоподтека в области носа; раны на ладонной поверхности правой кисти, в проекции 2-3 пястных костей; перелома 8-го ребра справа, которые согласно заключению судебно-медицинского эксперта № 5245.20 от 20.11.2020 повреждения в виде ран квалифицируются как причинившие легкий вред здоровью, так как влекут за собой временное нарушение функций органов и (или) систем (временную нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно); повреждение в виде перелома 8-го ребра справа квалифицируется как причинившее легкий вред здоровью, так как влечет за собой временное нарушение функций органов и (или) систем (временную нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы до 21 дня включительно); повреждения в виде кровоподтеков относятся к категории поверхностных и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека. Подавив, таким образом, волю Иванова Д.В. к сопротивлению, Кретинин Г.И. открыто похитил принадлежащие последнему: мобильный телефон «Хонор 9 X» стоимостью 18 000 рублей с SIM-картой, стоимости не имеющей, и денежные средства в размере 15 000 рублей. С похищенным имуществом Кретинин Г.И. с места совершения преступления скрылся, причинив Иванову Д.В. физический вред и материальный ущерб на общую сумму 33 000 рублей.
Указанным приговором Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24.06.2021 Кретинин Г.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы. После вступления приговора в законную силу сотовый телефон «Хонор 9Х», хранящийся у потерпевшего Иванова Д.В. оставлен последнему.
Указанный приговор обжалован не был и вступил в законную силу.
Кроме того, из указанного выше приговора Коминтерновского районного суда города Воронежа от 24.06.2021 следует, что в рамках уголовного дела была проведена экспертиза. Так, согласно заключению эксперта № 5245.20 от 20.11.2020 у Иванова Д.В. имеются повреждения в виде: раны в теменной области справа; кровоподтека на верхнем веке левого глаза; кровоподтека на нижнем веке левого глаза; кровоподтека в области носа; раны на ладони поверхности правой кисти, в проекции 2-3 пястных костей; перелома 8-го ребра справа. Учитывая «закрытый» характер перелома, морфологические особенности ран (с неровными краями, закругленными концами), а также вид повреждений и их морфологические особенности, эксперт пришел к выводу, что данные телесные повреждения причинены при воздействии тупого предмета, обладающего жесткостью, при этом кровоподтеки могли быть причинены как при ударном, сдавливающем внешнем воздействии так и при их комбинации, перелом ребра и раны - при ударном воздействии. Исходя из морфологических признаков телесных повреждений в виде кровоподтеков и ран и сопоставляя эти данные со сведениями, приведенными в специальных литературных источниках, следует считать, что ориентировочный срок возникновения данных повреждений может соответствовать приблизительно 1 суткам до времени экспертного обследования 26.09.2020 в БУЗ ВО «Воронежское областное бюро СМЭ». При этом, учитывая наличие и степень выраженности объективной симптоматики со стороны грудной клетки, характерной для острого периода травмы, морфологические особенности телесных повреждений в виде кровоподтеков и ран, данные рентгенографического исследования (отсутствие признаков консолидации (сращивания) в зоне перелома на рентгенограмме от 28.09.2020), не исключается возможность причинения всех вышеописанных повреждений в один временной промежуток, возможно 26.09.2020. Повреждения в виде ран квалифицируются как причинившие легкий вред здоровью, так как влекут за собой временное нарушение функций органов и (или) систем (временную нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно) - п.п. 8.1. Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Повреждение в виде перелома 8-го ребра справа квалифицируется как причинившее легкий вред здоровью, так как влечет за собой временное нарушение функций органов и (или)систем (временную нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы до 21 дня включительно) - п.п. 8.1. Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Повреждения в виде кровоподтеков относятся к категории поверхностных и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека (п. 9 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека).
Разрешая спорные правоотношения по настоящему делу, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами права в их взаимосвязи, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, пришел к выводу, что поскольку Иванов Д.В., является потерпевшим по уголовному делу, он вправе требовать компенсацию морального вреда, причиненного ему преступлением.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, судом первой инстанции учтены степень нравственных страданий Иванова Д.В. в результате умышленных действий Кретинина Г.И., что до настоящее время причиненный истцу моральный вред не компенсирован, действия ответчика повлекли за собой причинение вреда здоровью истца, степень тяжести причиненного Иванову Д.В. вреда здоровью, который квалифицирован как легкий вред здоровью, испытание физической боли от причиненных ответчиком ударов, страхе в момент совершения преступления за свою жизнь и здоровье, невозможности в последующем в течении времени лечения трудоустроиться, постановил вышеуказанное решение.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном решении.
Приведенные заявителем доводы апелляционной жалобы о снижении взысканного размера компенсации морального вреда с суммы 90 000 рублей до 30 000 рублей, судебной коллегией отклоняются, поскольку при вынесении решения суд основывался на установленных в судебном заседании обстоятельствах, а также приведенных нормах материального права, с учетом принципа разумности и справедливости, учитывая, что жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда, определенный в сумме 90000 рублей, обоснован и снижению не подлежит.
Выводы, содержащиеся в решении, представляются суду апелляционной инстанции верными и мотивированными, нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства определены верно, оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами, положения статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка автора апелляционной жалобы на то, что в решении суда указано, что сумма материального ущерба взыскана в размере 105 000 рублей, является опиской и судом первой инстанции устранена (л.д. 179-180).
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по своему содержанию законность выводов суда первой инстанции не опровергают, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не свидетельствуют, в связи с чем, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 31.03.2022 с учетом определения того же суда от 25.04.2022 об исправлении описки в решении оставить без изменения, апелляционную жалобу Кретинина Геннадия Игоревича - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05.05.2022.
Председательствующий:
Судьи коллегии: