Дело № 2а- 108/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Мещаниновой О.В.,
с участием представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Чурсиновой Н.М., представителя заинтересованного лица УФСИН России по Новгородской области Кирилловой Н.А., представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области Гайдаенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степановского В.А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» и начальнику Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» Блиновой О.А. о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Степановский В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Блиновой О.А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ответов на обращения Степановского В.А. о проведении МРТ внутренних органов и непринятии мер для направления Степановского В.А. на медико-социальную экспертизу, обязании ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России провести <данные изъяты> и обследование врачами-специалистами, а также осмотр врачебной комиссией, и, при наличии показаний, представить на медико-социальную экспертизу. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ года он обратился к начальнику ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России с заявлением о проведении <данные изъяты> в связи с наличием болей в области <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года Степановскому В.А. было проведено <данные изъяты>, не выявившее каких-либо патологий. Вместе с тем в ДД.ММ.ГГГГ при проведении аналогичного исследования у административного истца было диагностировано <данные изъяты>. Кроме того, вплоть до настоящего времени в отношении Степановского В.А., несмотря на его обращения в ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России, не проведено комиссионное обследование врачами-специалистами в целях выявления <данные изъяты>, а также осмотр <данные изъяты>
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле привлечены УФСИН России по Новгородской области в качестве заинтересованного лица, а также ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России (далее также – Учреждение) в качестве административного ответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области.
Административный истец Степановский В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, от явки для участия в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи уклонился, что подтверждается рапортом начальника отряда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, а также справкой ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ года.
Административный ответчик начальник ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Блинова О.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Чурсинова Н.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала в связи с отсутствием медицинских показаний для проведения в отношении Степановского В.А. испрашиваемых диагностических исследований и осмотров врачами-специалистами, а также в связи с тем, что ответы на обращения Степановского В.А. были направлены последнему Учреждением в установленный законом срок.
Представители заинтересованных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области Гайдаенко А.В. и УФСИН России по Новгородской области Кириллова Н.А. в судебном заседании сочли административные исковые требования Степановского В.А. не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В силу ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (ч.1).
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно (ч.3).
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч.6).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что административный истец Степановский В.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ года Степановский В.А. через администрацию ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области направил в ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России письменное заявление о проведении в отношении него диагностического исследования - <данные изъяты>, в связи с наличием <данные изъяты> и ухудшением состояния здоровья. Кроме того, аналогичным образом ДД.ММ.ГГГГ года административный истец направил на имя начальника Учреждения Блиновой О.А. письменную жалобу, в которой указал на несоблюдение медицинских стандартов при проведении в отношении него ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>. Данные заявления зарегистрированы в журнале учета предложений, заявлений и жалоб осужденных ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, им присвоены исходящие номера № соответственно.
По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений ДД.ММ.ГГГГ года Учреждением были подготовлены и направлены в адрес административного истца письменные ответы (исходящие номера №), содержащие указания на проведение в отношении Степановского В.А. всех показанных ему обследований, включая <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года в условиях ГОБУЗ «Новгородская областная клиническая больница», и возможность дальнейшего получения требуемых по медицинским показаниям видов обследования и лечения при обращении заявителя в филиал <данные изъяты>
Поименованные ответы на обращения Степановского В.А. вручены последнему администрацией ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается представленными в материалы дела расписками осужденного Степановского В.А.
Таким образом, Учреждением в установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок были проверены приведенные в вышеперечисленных обращениях доводы административного истца, о результатах рассмотрения обращений последний был уведомлен в предусмотренной законом (письменной) форме, в связи с чем ссылка Степановского В.А. на неполучение им ответов на данные обращения судом во внимание не принимается.
Разрешая административный спор в части требований административного истца о признании незаконным бездействия начальника ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Блиновой О.А., выразившегося в непринятии мер для направления Степановского В.А. на медико-социальную экспертизу, обязании ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России провести МРТ внутренних органов и обследование врачами-специалистами, а также осмотр врачебной комиссией, и, при наличии показаний, представить на медико-социальную экспертизу, суд приходит к следующему.
В силу ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ №640, Минюста РФ №190 от 17 октября 2005 года (далее – Порядок).
В силу п.п. 2, 3 вышеназванного Порядка медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения.
Согласно п. 362 Порядка на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в Учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации.
Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения.
Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в Учреждениях, в условиях ЛПУ УИС, а при необходимости - в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения (п. 363 Порядка).
По результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу (п. 364 Порядка).
Администрация Учреждения формирует и представляет в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения личное дело, характеристику, медицинскую карту амбулаторного больного (медицинскую карту стационарного больного), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в Учреждении, о проведении освидетельствования (переосвидетельствования), одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования (переосвидетельствования) (п. 365 Порядка).
Аналогичные положения, регламентирующие порядок направления лиц, заключенных под стражу, а также лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на медико-социальную экспертизу, содержатся в п.п. 4-7 Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 18/39-1010 от 23 августа 1999 года (далее также – Инструкция).
Медицинскую помощь и диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, осуществляет ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России.
Как это следует из представленных Учреждением амбулаторной карты Степановского В.А. и выписок из данной амбулаторной карты, в ДД.ММ.ГГГГ административный истец неоднократно осматривался врачами-специалистами, в том числе <данные изъяты>, и по результатам таких осмотров ему назначалось соответствующее лечение, за исключением осмотра <данные изъяты>, в соответствии с заключением которого административный истец в лечении у <данные изъяты> не нуждается.
При этом амбулаторная карта Степановского В.А. не содержит сведений о нуждаемости административного истца по медицинским показаниям в <данные изъяты> в том числе и исходя из результатов <данные изъяты>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ года в условиях ГОБУЗ <данные изъяты> а также в осмотре <данные изъяты>.
Кроме того, как видно из материалов дела, после обращения Степановского В.А. к административному ответчику с заявлением о направлении на медико-социальную экспертизу Учреждением было организовано проведение <данные изъяты> административного истца, после чего ДД.ММ.ГГГГ года Учреждение направило заявление Степановского В.А. от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы вместе с необходимыми документами в <данные изъяты>
Согласно справке № о результатах медико-социальной экспертизы, выданной Степановскому В.А. ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> по результатам рассмотрения представленных документов и проведения очной медико-социальной экспертизы инвалидность административному истцу установлена не была.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что Учреждением в отношении административного истца были проведены все необходимые и показанные ему виды диагностических исследований, последний был осмотрен теми врачами-специалистами, в консультации которых он нуждался исходя из характера <данные изъяты>, и при этом, административным ответчиком надлежащим образом было организовано проведение медико-социальной экспертизы Степановского В.А., в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 53 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 53 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 22 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░