Решение по делу № 2-28/2017 (2-988/2016;) от 25.10.2016

Дело № 2-28/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2017 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Брязгуновой А.Н.,

при секретаре Мамаевой А.Ю.,

с участием представителя истца Майорова В.М. - Иванова С.М., действующего на основании доверенности от 21.10.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майорова В. М. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Майоров В.М. обратился в суд с иском к ТСЖ «Республиканская 34» и АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконной установку общедомового прибора учёта электроэнергии в доме <адрес>, к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по взиманию платы за «электроэнергия ОДН» за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года, к ТСЖ «Республиканская 34» об обязании производить расчёт объёма коммунальной услуги «электроэнергия ОДН» по формуле № 15 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Требования мотивированы тем, что Майоров В.М. является собственником квартиры <адрес>. Управляющей организацией в доме с 01.03.2014 является Товарищество собственников жилья «Республиканская 34». Из платёжных документов, выставляемых обслуживающими организациями - ТСЖ «Республиканская 34» и АО «АтомЭнергоСбыт» (ответчики), следует, что расчёт стоимости поставляемой в дом электроэнергии на общедомовые нужды производится с использованием показаний общедомового прибора учёта, что является противоправным ввиду, того что АО «АтомЭнергоСбыт» (ответчик) с момента начала своей деятельности - с 01.04.2014 по 31.12.2015 не имел права производить расчёт коммунальной услуги электроэнергия на общедомовые нужды (электроэнергия ОДН), однако такой расчёт осуществлял и производил начисление услуги, в связи с чем истцом была оплачена данная услуга свыше положенного норматива. Решением общего собрания собственников помещений в доме <адрес> в форме заочного голосования (протокол № 1 от 21.12.2013) был выбран способ - Товарищество собственников жилья «Республиканская 34». Расчёт потреблённой электрической энергии (в том числе на общедомовые нужды) в <адрес> производится АО «АтомЭнергоСбыт» до 31.12.2015, а после указанной даты - ТСЖ «Республиканская 34» согласно показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта. Плата за потреблённую электрическую энергию в жилом помещении производилась на основании квитанций, выставляемых собственникам и жильцам дома с 01.04.2014 АО «АтомЭнергоСбыт», после 31.12.2015 начисления ОДН начало производить ТСЖ «Республиканская 34». Из квитанций следует, что ответчик производит начисление платы за электроэнергию по индивидуальному прибору учёта и по строке ОДН. С апреля 2014 года по январь 2016 года Майоровым В.М. оплачены платежи за электрическую энергию на общедомовые нужды, начисленные ответчиком на лицевой счёт , открытый на имя истца, в АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» на общую сумму 2496,47 руб. Действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), что означает невозможность АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» быть исполнителем коммунальных услуг. В данном случае именно ТСЖ <адрес> является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. ОАО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» не относится к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчёту, начислению, выставлению квитанций за потреблённую на общедомовые нужды электроэнергию. Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потреблённую электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потреблённой в жилых помещениях, и в объёмах, определённых на основании индивидуальных приборов учёта. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации. В нарушение законодательно установленного порядка ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования собственникам жилых помещений <адрес>. Предъявление ответчиком платы за электроэнергию с «01» апреля 2014 года, потреблённую в местах общего пользования, собственникам жилых помещений, возложение на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги) является нарушением прав потребителей, поскольку нарушается порядок расчётов, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации. Помимо указанного, абз. 2 ч. 44 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает, что распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Такого общего собрания собственников помещений в доме не проводилось, никаких решений относительно распределения платы свыше норматива не принималось. Указанное свидетельствует о невозможности начислять услугу «электроэнергия ОДН» свыше норматива ответчиками - как АО «АтомЭнергоСбыт», так и ТСЖ «Республиканская 34».

Из положений п. 5, 9, 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 3 Приказа Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов» следует, что общедомовые приборы учёта должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме. Договор на установку и эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта электроэнергии по вышеуказанному многоквартирному жилому дому не заключался. Собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> предложения об установке общедомового прибора учёта электроэнергии не поступали, об установке такого прибора собственники не извещались, сведения о том, что данный прибор учёта передан в общую долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном жилом доме отсутствуют. Более того, как следует из письма ТСЖ «Республиканская 34», последнее в установке прибора учёта электроэнергии не участвовало, документации относительно прибора учёта не имеет, какими-либо сведениями относительно установки прибора учёта не обладает. На основании изложенного следует, что установка общедомового прибора учёта электроэнергии в <адрес> произведена с нарушением процедуры и без согласования с собственниками и нанимателями жилых помещений в указанном доме, в связи с чем применение его в качестве расчётного не допускается. Расчёт объёма коммунальной услуги «электроэнергия ОДН» должен производиться с применением формулы 15 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), т.е. с использованием утверждённого норматива.

Определением Ржевского городского суда Тверской области от 24 января 2017 года принят отказ истца от иска к АО «АтомЭнергоСбыт» в части признания незаконными действий по взиманию платы за «электроэнергия ОДН» за период с 01 апреля 2014 год по 31 декабря 2015 года. Производство по делу в указанной части прекращено.

Определением Ржевского городского суда Тверской области от 28 февраля 2017 года принят отказ истца от иска к ТСЖ «Республиканская 34» о признании незаконной установку общедомового прибора учёта электроэнергии в доме <адрес> и об обязании производить расчёт объёма коммунальной услуги «электроэнергия ОДН» по формуле № 15 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Производство по делу к указанному ответчику прекращено.

Истец Майоров В.М., будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, уполномочив представлять свои интересы на основании нотариально удостоверенной доверенности Иванова С.М. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало.

В судебном заседании представитель истца Майорова В.М. - Иванов С.М. поддержал исковые требования к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконной установку общедомового прибора учёта электроэнергии в доме <адрес> и дал объяснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнив, что собственником спорных приборов учёта является ЗАО «Энергосети», установлены эти приборы за счёт собственных средств данной организации. Требования Федерального закона № 261-ФЗ об обязательной установке прибора учёта на собственников <адрес> на момент оборудования дома общедомовым прибором учёта электрической энергии не распространялись в силу ст. 48 указанного закона, поскольку данный дом 1987 года постройки, региональная программа капремонта в Тверской области предусматривает капремонт сетей с установкой общедомового прибора учёта лишь в 2035 году. Наличие спорного прибора учёта в собственности ЗАО «Энергосети» не позволяет собственникам многоквартирного дома <адрес> в полной мере осуществлять эксплуатацию и обслуживание данного прибора учёта, а значит, отсутствует возможность контролировать достоверность расчётов, производимых данным прибором.

Ответчик АО «АтомЭнергоСбыт», будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Майорова В.И., Майоров В.В., будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Республиканская 34», ООО «РУК», ЗАО «Энергосети», будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Майоров В.М. и третьи лица Майорова В.И. и Майоров В.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> каждый по 1/3 доли в праве, на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 30 ноября 1992 года, что подтверждается регистрационным удостоверением № 3331, выданным Ржевским Бюро технической инвентаризации 24 марта 1993 года.

Согласно справке Ржевского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от 22.11.2013 № 961 жилой дом, расположенный по адресу<адрес> 1987 года постройки.

Функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома осуществляет ТСЖ «Республиканская 34» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, проведённого в форме заочного голосования 18-21 декабря 2013 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2016 ТСЖ «Республиканская 34» зарегистрировано с 20.01.2014.

Из объяснений представителя истца и представленных им счетов-квитанций за январь, февраль, март 2013 года следует, что до указанной даты с 01 марта 2013 года оказание услуг и выполнение работ по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома осуществляла управляющая организация ООО «РУК», до 01 марта 2013 года - ООО «Жилуправление Захолынское».

В ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, с марта 2013 года оборудован общедомовыми (коллективными) приборами учёта электрической энергии № 05002797, № 05002943, № 05002296, № 05002340, введёнными в эксплуатацию с 07 октября 2013 года и на основании показаний которых производится расчёт платы за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды. Данное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и подтверждается актами приёма средств учёта электроэнергии, составленными сетевой организацией ЗАО «Энергосети» и потребителем электроэнергии ООО «РУК» 07 марта 2013 года и 11 марта 2013 года, актами допуска приборов учёта электрической энергии в эксплуатацию от 07 октября 2013 года, актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27 марта 2013 года.

Из письменных сообщений ТСЖ «Республиканская 34» от 15.11.2016 № 25 и от 17.01.2017 № 33 следует, что установкой спорных приборов учёта занималась предыдущая управляющая организация ООО «РУК»; приборы учёта в щитовой подъезда № 2 считают общее потребление электрической энергии на лифты всех подъездов дома, приборы учёта в щитовой подъезда № 4 считают потребление мест общего пользования и всех квартир дома; на основании показаний данных приборов учёта АО «АтомЭнергоСбыт» выставляет ТСЖ «Республиканская 34» счета на оплату услуги «электроэнергия на общедомовые нужды», соответственно услугу «электроэнергия на общедомовые нужды» ТСЖ «Республиканская 34» выставляет собственникам жилых помещений в данном многоквартирном доме согласно счетам ответчика. Факт начисления истцу Майорову В.М. ТСЖ «Республиканская 34» платы за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, подтверждается представленными истцом квитанциями по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно актам от 20 февраля 2017 года №№ 6900116485, 6900116486, 6900116487, 6900116488 сетевой организацией ПАО «МРСК Центра» в присутствии представителя потребителя ТСЖ Иванова С.М. была проведена проверка состояния схемы измерения электроэнергии и работы вышеуказанных приборов учёта.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), предусмотрена обязанность лица, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учёта в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

Согласно этой же норме закона (в редакции, действовавшей на момент установки спорных приборов учёта) вышеуказанные требования в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учёта используемой электрической энергии) или максимальный объём потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учёта используемой тепловой энергии).

В ходе судебного разбирательства доказательств того, что дом <адрес> относился на период установки в нём коллективных (общедомовых) приборов учёта электрической энергии к ветхим, аварийным объектам, объектам, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года, а также к объектам, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт, суду не представлено.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обеспечить до 1 июля 2012 года оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомовых приборов учёта электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения. Работы по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учёта используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию общего имущества дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Исполнитель коммунальных услуг независимо от решений собственников многоквартирного дома обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в том числе, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

В связи с чем доводы истца об отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> о необходимости установки общедомовых приборов учёта электрической энергии судом отклоняются.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент установки спорных приборов учёта) до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учёта используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесённые указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введённых в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введённых в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введённых в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учёта используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учёте используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учёта и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учёта используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учёта и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учёта с отнесением понесённых расходов на собственников этих приборов учёта. Собственники этих приборов учёта обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учёта используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Как предусмотрено пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учёта в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учёта обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом, такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учёта энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединённых к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учёта, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесённые ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учёта.

По смыслу приведённых норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учёта используемых энергетических ресурсов до 01.07.2012. В противном случае в период с 01.07.2012 сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом, собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.

В силу п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442) (в редакции, действовавшей на момент установки спорных приборов учёта) под допуском прибора учёта в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учёта, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учёта, к его использованию при осуществлении расчётов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учёта в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учёта; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учёта, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учёта; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учёта, если он отличается от собственника прибора учёта.

Согласно актам допуска приборов учёта электрической энергии в эксплуатацию от 07 октября 2013 года допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учёта электрической энергии в доме по адресу: <адрес>, №№ 05002797, 05002943, 05002296, 05002340 проведён в присутствии представителей сетевой организации и собственника приборов учёта ЗАО «Энергосети», управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг ООО «РУК», гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Центра». Факт отказа представителя гарантирующего поставщика от подписи таких актов не свидетельствует об их недействительности и незаконности установки спорных приборов учёта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении предусмотренной законом процедуры установки и ввода в эксплуатацию вышеуказанных общедомовых приборов учёта электрической.

В связи с чем доводы истца о том, что договор на установку и эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта электроэнергии не заключался и собственникам жилых помещений в многоквартирном доме предложения по установке такого прибора не поступали, а равно и то, что об установке такого прибора собственники не извещались, сведения о том, что данный прибор учёта передан в общую долевую собственность собственников помещений, отсутствуют, и установка произведена с нарушением процедуры и без согласования с собственниками и нанимателями жилых помещений, суд находит несостоятельными.

Доводы стороны истца о том, что требования Федерального закона № 261-ФЗ об обязательной установке прибора учёта на собственников дома <адрес> не распространяются в силу ст. 48 указанного закона, основаны на неправильном толковании нормы права.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: здания, строения, сооружения, введённые в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Энергетической эффективностью в соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведённых в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Требованиям энергетической эффективности зданий, строений, сооружений посвящена статья 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

Однако указанный Федеральный закон регулирует отношения, не только касающиеся энергетической эффективности, но и отношения по энергосбережению - реализации организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведённой продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ч. 1 ст. 2). Данным Федеральным законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия, в том числе и по установке приборов учёта объёма используемых энергетических ресурсов.

Приведённые нормы свидетельствуют об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконной установку общедомового прибора учёта электроэнергии в доме <адрес>

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Майорова В. М. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконной установку общедомового прибора учёта электроэнергии в доме <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Брязгунова

Мотивированное решение составлено 07 марта 2017 года.

2-28/2017 (2-988/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Майоров В.М.
Ответчики
АО "АтомЭнергоСбыт"
ТСЖ "Республиканская 34"
Другие
ЗАО "Энергосети"
Майорова В.И.
Майоров В.В.
ООО "РУК"
Представитель истца Майорова В.М. - Иванов С.М.
Управляющая организация ООО "Домстройгарант"
Суд
Ржевский городской суд Тверской области
Дело на сайте суда
rzhevsky.twr.sudrf.ru
25.10.2016Передача материалов судье
25.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2016Подготовка дела (собеседование)
16.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.01.2017Предварительное судебное заседание
07.02.2017Судебное заседание
28.02.2017Судебное заседание
28.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее