Решение по делу № 33-2384/2022 от 13.07.2022

Дело № 2-25/2022

УИД 32RS0015-01-2021-002690-20                                            Председательствующий судья Кобызь Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2384/2022

г. Брянск                                                                              2 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего судей при секретаре Мариной Ж.В.Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.Ласой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца (ответчика по встречному иску) главы Клинцовской городской администрации Брянской области Евтеева Сергея Юрьевича на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 26 апреля 2022 года по иску Клинцовской городской администрации Брянской области к Осадчей Елене Ивановне, Осадчей Ксении Александровне об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа, и по встречному иску Осадчей Елены Ивановны, Осадчей Ксении Александровны к Клинцовской городской администрации Брянской области об обязании предоставления в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения ответчиков (истцов по встречному иску) Осадчей Е.И., Осадчей К.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Шидловского В.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Клинцовская городская администрация Брянской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью                  <данные изъяты> кв.м. Актом обследования и заключением межведомственной комиссии Клинцовской городской администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ          № <данные изъяты> данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включён в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «города Клинцы Брянской области» (2019-2024 годы). Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии у собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме, признанном аварийным. ДД.ММ.ГГГГ администрацией в адрес Осадчей Е.И. было направлено требование, произвести в течение одного года со дня получения данного требования совместно с другими собственниками снос вышеуказанного жилого дома. Постановлением Клинцовской городской администрации Брянской области от                                      ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка под вышеуказанным домом. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено уведомление с предложением заключить соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения и доли земельного участка с проектом соглашения. Ответа на уведомление от ответчиков не поступило.

Истец просил суд изъять у Осадчей Е.И., Осадчей К.А. путём выкупа жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по цене <данные изъяты> руб., прекратить право собственности ответчиков и признать право муниципальной собственности <данные изъяты> на данное жилое помещение.

Осадчая Е.И., Осадчая К.А. обратились в суд со встречным иском к Клинцовской городской администрации Брянской области, ссылаясь на то, что они имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, однако, объекты жилищного фонда для переселения из аварийного жилья Клинцовской городской администрацией Брянской области им предложены не были.

Истцы по встречному иску просили суд обязать Клинцовскую городскую администрацию Брянской области предоставить взамен изымаемой недвижимости, расположенной по адресу: <адрес>, признанной аварийной и подлежащей сносу, равнозначное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам жилое помещение, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Определением Клинцовского городского суда Брянской области                       от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <данные изъяты>.

Определением Клинцовского городского суда Брянской области                       от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <данные изъяты>.

Решением Клинцовского городского суда Брянской области                       от 26 апреля 2022 г. исковые требования Клинцовской городской администрации Брянской области об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путем выкупа оставлены без удовлетворения. Встречные исковые требования удовлетворены. Суд обязал Клинцовскую городскую администрацию Брянской области предоставить в равных долях в собственность Осадчей Е.И.,                  Осадчей К.А. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м, в черте <данные изъяты>. Суд прекратил право собственности Осадчей Е.И., Осадчей К.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признал право собственности <данные изъяты> на указанное жилое помещение.

В апелляционной жалобе представитель истца (ответчика по встречному иску) глава Клинцовской городской администрации Брянской области                  Евтеев С.Ю. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что поскольку между администрацией и ответчиками не достигнуты соглашения по выкупу либо предоставлению другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, то администрация для решения данного вопроса была вынуждена обратиться в суд.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Осадчая Е.И., Осадчая К.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Клинцы Брянской области ФИО13 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От представителя ответчика (истца по встречному иску) и.о. главы Клинцовской городской администрации Брянской области Лубской Л.Д., представителя третьего лица <данные изъяты> ФИО14 поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей данных организаций. Ходатайства судебной коллегией удовлетворены. <данные изъяты>

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом требований статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения ответчиков (истцов по встречному иску) Осадчей Е.И., Осадчей К.А., заключение прокурора Шидловского В.О., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Осадчая Е.И., Осадчая К.А. с                               ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, доля в праве собственности каждого составляет <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании технического заключения по обследованию и оценке технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ               № <данные изъяты>, подготовленного <данные изъяты>, акта обследования помещения межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Постановлением Клинцовской городской администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> было принято решение изъять у собственников жилые помещения в аварийном многоквартирном доме № <адрес>, принадлежащую в равных долях Осадчая Е.И., Осадчая К.А.

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование в течение               <данные изъяты> года со дня получения данного требования произвести совместно с другими собственниками снос жилого дома по адресу: <адрес>, которое оставлено собственниками жилых помещений без исполнения.

Постановлением Клинцовской городской администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу принято решение изъять земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений в находящемся на данном земельном участке многоквартирном жилом доме для муниципальных нужд <данные изъяты>

Постановлением Клинцовской городской администрации                              от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Клинцы Брянской области»                (2019-2024 годы) указанный многоквартирный жилой дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» (2019-2024 годы).

Этапы и сроки реализации программы определены с 1 января 2019 г.                               до 1 сентября 2025 г. Главным распорядителем бюджетных средств является Клинцовская городская администрация Брянской области.

Планируемая дата окончания переселения данного многоквартирного жилого дома 31 декабря 2023 г. (приложение 1 к муниципальной адресной программе).

Постановлением Клинцовской городской администрации Брянской области от 15 июня 2021 г. № 906 муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» (2019-2024 годы) была изложена в новой редакции, при этом её цель, задачи, исполнитель, этапы и сроки реализации не изменились.

Постановлением Правительства Брянской области от 1 апреля 2019 г.                № 148-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области»                         (2019-2023 годы), согласно которой предусмотрено софинансирование указанной программы также Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средствами областного бюджета, в перечень аварийных домов, подлежащих сносу также включён многоквартирный жилой дом № 37 по ул. Кюстендилская г. Клинцы Брянской области.

ДД.ММ.ГГГГ Клинцовской городской администрацией Брянской области в адрес ответчиков направлено предложение подписать соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд муниципального образования по установленной экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, подготовленном <данные изъяты>, выкупной цене в размере                   <данные изъяты> руб.

Указанное соглашение ответчиками подписано не было.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований администрации об изъятии жилого помещения путем выкуп, исходил из того, что жилой дом признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники аварийного помещения отказались от выкупа изымаемого жилого помещения, и поддержали свой выбор способа реализации жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения взамен аварийного.

Суд первой инстанции, удовлетворяя встречные исковые требования, исходил из того, что в качестве способа обеспечения жилищных прав выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, истцы по встречному иску имеют право на предоставление в равных долях в собственность благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ранее, которое должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и считает, что решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с частью 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Материалами дела подтверждается, что Клинцовской городской администрацией Брянской области принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом и спорного жилого помещения для муниципальных нужд.

Право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, у ответчиков возникло ДД.ММ.ГГГГ т.е. до признания спорного многоквартирного жилого дома аварийным <данные изъяты>

При этом многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области»                         (2019-2023 годы) постановлением Правительства Брянской области от                         1 апреля 2019 г. № 148-п.

В связи с указанным ответчики в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имели право, как собственники жилого помещения в установленном порядке признанного аварийным и подлежащим сносу, право выбора способа обеспечения своих жилищных прав

Ответчиками выбран способ реализации своих жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности, которое должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным санитарно-техническим нормам, в черте данного населенного пункта.

Судебная коллегия считает, что всем доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, фактические обстоятельства дела судом установлены правильно.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию истца, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым дополнить абзац <данные изъяты> резолютивной части решения суда первой инстанции текстом следующего содержания: «после предоставления жилого помещения взамен изымаемого».

На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права, при рассмотрении дела суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, в связи с чем оставляет судебное постановление без изменения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Клинцовского городского суда Брянской области от                              26 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дополнить абзац 4 резолютивной части решения суда текстом следующего содержания: «после предоставления жилого помещения взамен изымаемого».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев, со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий                                           Ж.В. Марина

Судьи                                                                         О.Н. Денисюк

                                                                                    С.В. Катасонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 августа 2022 г.

33-2384/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Клинцы
Клинцовская городская администрация
Ответчики
Осадчая Ксения Александровна
Осадчая Елена Ивановна
Другие
Комитет по управлению имуществом г. Клинцы
Финансовое управление Клинцовской городской администрации
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Департамент Финансов Брянской области
Минфин в лице УФК по Брянской области, МО по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г. Клинцы УФСГР, кадастра и картографии Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
13.07.2022Передача дела судье
02.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022Передано в экспедицию
02.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее