№ 2-5/2023
УИД: 45RS0013-01-2023-000099-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мокроусово 26 апреля 2023 года
Курганская область
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.А.
при секретаре Ивановой Н.Ф.,
с участием представителя истца – помошника прокурора Мокроусовского района Кондратьева И.В.,
представителя ответчика Администрации Мокроусовского муниципального округа Бетехтиной И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Мокроусовского района к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности в течении 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод на территории Мокроусовского муниципального округа, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Мокроусовского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности в течении 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод на территории Мокроусовского муниципального округа, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Мокроусовского района проведена проверка исполнения Администрацией Мокроусовского муниципального округа требований природоохранного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что
на территории Мокроусовского муниципального округа отсутствует централизованная система водоотведения. Согласно п.п 18, 23 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее –ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных. Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО в централизованные систем водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. На территории Мокроусовского муниципального округа сооружений, предназначенных для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов не имеется.
Неисполнение Администрацией Мокроусовского муниципального округа обязанности по организации водоотведения, соответствующего нормам безопасности для жителей округа, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни, здоровью, и имуществу населения, а также причиняет вред природной среде.
Просит возложить на Администрацию Мокроусовского муниципального округа обязанность в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод на территории Мокроусовского муниципального округа, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Определениями Мокроусовского районного суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росприроднадзора по Курганской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Мокроусовского района Кондратьев И.В. требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, приведя в обоснование заявленных требований доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Администрации Мокроусовского муниципального округа Бетехтина И.П. в судебном заседании возражала по поводу исковых требований прокурора, указала, что на территории Мокроусовского муниципального округа отсутствует централизованная система водоотведения, строительство локальных очистных сооружений нерентабельно.
Представитель третьего лица Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без участия, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить (т. 1 л.д. 76).
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление указал о том, что организация водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций относятся к вопросам местного значения муниципального округа, неисполнение Администрацией Мокроусовского муниципального округа обязанности по организации водоотведения, соответствующего нормам безопасности для жителей района, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, поддерживают исковые требования прокуратуры Мокроусовского района, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя (т. 2 л.д. 102).
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантированы права каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ):
благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Мокроусовского района в 2023 году проведена проверка исполнения Администрацией Мокроусовского муниципального округа требований природоохранного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Мокроусовского муниципального округа отсутствует централизованная система водоотведения, сооружений, предназначенных для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов, не имеется. Администрацией Мокроусовского муниципального округа какие-либо меры, направленные на организацию вывоза жидких бытовых отходов на специализированный объект очистки сточных вод не приняты, вследствие чего хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, осуществляется их сброс с нарушением требований закона в неустановленных местах, что ведет к грубому нарушению требований природоохранного законодательства, загрязнению почв.
По вышеуказанному факту Главе Мокроусовского муниципального округа 06.02.2023 внесено представление об устранении нарушений закона (т. 1 л.д. 6-8). По результатам рассмотрения органами местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа представления прокуратуры, отмечено неисполнение Администрацией Мокроусовского муниципального округа обязанности по организации водоотведения, соответствующего нормам безопасности (т. 1 л.д. 9-12).
Главой Мокроусовского муниципального округа в отзыве на исковое заявление указано об отсутствии необходимого земельного участка для строительства очистных сооружений, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, сбросу ЖБО на территории Мокроусовского муниципального округа, о том, что очистные сооружения либо централизованная система канализации, позволяющая производить очистку жидких бытовых отходов на территории Мокроусовского муниципального округа не имеется, очистка и обезвреживание сточных вод не производятся (т. 1 л.д. 22-23).
В качестве подтверждения отсутствия очистных сооружений и системы водоотведения на территории Мокроусовского муниципального округа представлен реестр муниципального имущества. В реестре муниципального имущества по состоянию на 01.04.2023 очистные сооружения и система водоотведения не значатся (т. 1 л.д. 226-230).
Судом установлено, что в Мокроусовском муниципальном округе имеется схема водоснабжения, утвержденная постановлением Администрации Мокроусовского муниципального округа от 31.01.2023 №19 (т. 1 л.д.158-193). Утвержденная схема водоотведения в суд не представлена. Представителем ответчика в судебном заседании заявлено об отсутствии утвержденной схемы водооотведения.
Постановлением Администрации Мокроусовского муниципального округа от 02.11.2022 №226 утверждена программа «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений Мокроусовского муниципального округа на 2023-2025 годы». Основными целями и задачами муниципальной программы является строительство новых объектов, обеспечение комфортных условий проживания населения. Таблица 2 муниципальной программы предусматривает показатели водоотведения по населенным пунктам Мокроусовского муниципального округа в объеме 271,8 куб.м/сут (т. 1 л.д. 196-225).
Вместе с тем, какие-либо мероприятия в сфере обеспечения водоотведения по населенным пунктам Мокроусовского муниципального округа муниципальной программой не предусмотрены.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что на территории Мокроусовского муниципального округа отсутствуют очистные сооружения, вместе с тем представителем высказаны доводы об отсутствии необходимости в их возведении.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с пунктами 18, 23-25 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных. Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема ЖБО из специального транспорта, должны быть оборудованы системами, устройствами, средствами, обеспечивающими исключение излива ЖБО на поверхность участка приемного сооружения, а также контакт персонала специального транспорта и приемного сооружения со сливаемыми и принимаемыми ЖБО.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).
Развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения городских округов (ст. 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст. 40).
Кроме того, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления полномочны разрабатывать и утверждать программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры (ст. 26 Градостроительного кодекса РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до окончания переходного периода, установленного частью 2 настоящей статьи (до 1 января 2025 года), муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.
Таким образом, принятие мер по организации водоотведения на территории муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа.
Кроме того, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального округа.
Статья 6 Устава Мокроусовского муниципального округа предусматривает, что к вопросам местного значения Мокроусовского муниципального округа относятся, в том числе организация водоотведения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Мокроусовского муниципального округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ст. 8 Устава).
Согласно п. 12 Положения об Администрации Мокроусовского муниципального округа, утвержденного решением Думы Мокроусовского муниципального округа от 21.07.2022 №67, основными задачами деятельности Администрации Мокроусовского муниципального округа, являются решение вопросов местного значения, относящихся к ведению Администрации, создание благоприятных условий для инвестирования и эффективного выполнения программ социально-экономического развития Мокроусовского муниципального округа.
Учитывая вышеуказанное нормативное регулирование, организация водоотведения на территории Мокроусовского муниципального округа относится к полномочиям Администрации Мокроусовского муниципального округа.
По сообщению Главы Мокроусовского муниципального округа в бюджете округа имеется дефицит средств, затраты на строительство очистных сооружений не рациональны (т. 1 л.д. 22-23).
Суд, оценивая доводы ответчика, полагает, что отсутствие необходимого финансового обеспечения органов местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку выявленные в ходе судебного заседания обстоятельства нарушают права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Администрация Мокроусовского муниципального округа неправомерно бездействует по вопросу организации процесса утилизации и переработки жидких бытовых отходов на территории Мокроусовского муниципального округа, тем самым создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, размножения возбудителей кишечных паразитарных заболеваний, загрязнения грунтовых вод.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что Администрация Мокроусовского муниципального округа в целях исполнения требований, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, обязана принять меры по организации в границах Мокроусовского муниципального округа надлежащей очистки хозяйственно-бытовых сточных вод.
Неисполнение Администрацией Мокроусовского муниципального округа требований действующего законодательства в сфере очистки хозяйственно-бытовых сточных вод нарушает права и интересы жителей округа, а также наносит ущерб окружающей среде, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Бюджет Мокроусовского муниципального округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденный решением Думы Мокроусовского муниципального округа от 22.12.2022 № 161, не содержит расходных обязательств на указанные цели, в связи с чем, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда, в силу ст. ст. 204, 206 ГПК РФ, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод на территории Мокроусовского муниципального округа, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области (ИНН 4500002839 ОГРН 1224500003903) обязанность обеспечить строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод на территории Мокроусовского муниципального округа, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.04.2023.
Председательствующий Иванова О.А.