Решение по делу № 2-173/2020 от 09.01.2020

Дело № 2-173/2020 27 февраля 2020 года

УИД 29RS0016-01-2020-000007-24

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Рогатых Н.С.,

с участием истца Смирнова А.А., представителя ответчика Новиковой В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску Смирнова А.А, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о защите пенсионных прав и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнов А.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление ПФР) о защите пенсионных прав и взыскании компенсации морального вреда, указав, что 5,6 ноября 2019 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с наличием периода службы в армии по призыву в районе Крайнего Севера, в чем ответчиком по решению от 11.11.2019 ему повторно отказано, несмотря на то, что при оформлении пенсии в середине 2013 года он уведомлял ответчика о таком периоде службы, на что ему было сказано, «Ты служил, а не работал». Считает действия ответчика незаконными, так как после прохождения с 16.11.1977 по 12.11.1979 военной службы по призыву в «Войсковой части 62255», расположенной на территории района Крайнего Севера, он в течение установленного срока приступил к работе. В связи с чем, с учетом поданного заявления об уточнении исковых требований просит обязать ответчика установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера с учетом службы в армии по призыву с 16.11.1976 по 12.11.1979 с 28.01.2014 с даты назначения страховой пенсии по старости, произвести ее выплату с 28.01.2014 и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200000 руб., в связи с высказанными в отношении него оскорбительными фразами «Ты служил, а не работал».

Истец Смирнов А.А. в судебном заседании на иске настаивает.

Представитель ответчика Новикова В.Л. в судебном заседании против уточнённых требований истца возразила, в том числе, в связи с пропуском срока исковой давности на обращение истца в суд, последствия пропуска которого просит применить к требованиям истца и отказать в иске в полном объеме. Указала, что Управлением ПФР обоснованно отказано во включении периода службы в армии в стаж работы истца в районе Крайнего Севера и установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера, в связи с отсутствием у истца требуемого стажа работы в районе Крайнего Севера. Вопреки утверждению истца считает, что период службы в армии по призыву в силу норм действующего пенсионного законодательства подлежит включению только в страховой стаж.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, показания свидетеля Биркович Ю.И. и, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии устанавливаются законом. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии до 01.01.2015 были установлены с 01.01.2002 Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон «О трудовых пенсиях»).

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон «О страховых пенсиях»).

Согласно п. 1 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях» (здесь и далее, в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) размер страховой части трудовой пенсии по старости определялся по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 11 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц.

В силу п. 15 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях» фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 7 - 14 настоящей статьи, устанавливался независимо от места жительства гражданина.

Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовой пенсии и срок ее назначения был определен статьями 18 и 19 Закона «О трудовых пенсиях», в силу п. 3 ст. 18 которой необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могли быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях» в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, действовавших до 01.01.2015 (далее Правила обращения за пенсией), граждане были вправе подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;

оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (п. 11 Правил обращения за пенсией).

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (п. 12 Правил обращения за пенсией).

В силу п. 17 Правил обращения за пенсией в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент.

Статьей 16 Закона «О страховых пенсиях» предусмотрена фиксированная выплата к страховой пенсии, целевой характер которой по своему назначению аналогичен устанавливаемому до 01.01.2015 фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии.

Статьей 17 Закона «О страховых пенсиях» предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (часть 4 статьи 17) и лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (часть 5 статьи 17).

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (часть 6 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено по материалам дела, истцу Смирнову А.А. с 28.01.2014 назначена досрочная трудовая пенсия по старости, в связи с наличием необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при которой фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, с учетом произведенной индексации, установлен в сумме 4693,41 руб. на основании п. 11 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях», как лицу, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.

При обращении за назначением трудовой пенсии, как следует из заявления истца о назначении пенсии от 10.01.2014 № 1768/14, принятого сотрудником Управления ПФР Биркович Ю.И., истцом наряду с иными документами о своей трудовой деятельности предоставлена трудовая книжка и военный билет, содержащие записи о прохождении истцом с 13.11.1977 по 13.11.1979 военной службы по призыву, в том числе с 16.11.1977 в «Войсковой части 62255», где истец проходил службу непрерывно вплоть до 11.11.1979, о чем прямо указано на 3 и 4 страницах военного билета, выданного истцу 12.11.1977 Исакогорским районным военным комиссариатом Архангельской области.

Из трудовой книжки истца и предоставленной им при обращении за назначением пенсии архивной справки от 26.08.2013 № 2608 также следует, что после службы истец 05.12.1979 трудоустроился в Архангельское автотранспортное предприятие № 2 Архангельского областного автотранспортного управления г. Архангельска в качестве водителя 3-го класса в грузовую колонну № 1.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Из буквального толкования указанных норм следует, что период действительной срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; поступление на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) г. Архангельск, где был трудоустроен истец сразу после прохождения службы отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Таким образом, учитывая, что совокупность условий, при которых период срочной службы истца по призыву подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в частности в стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мог быть соблюден, при подтверждении факта прохождения истцом службы в РКС и МКС, ответчик в силу указанных нормативных положений был вправе запросить в соответствующем органе государственной власти сведения о месте дислокации «Войсковой части 62255», где истец проходил службу, либо разъяснить истцу о праве на предоставление таких сведений истцом самостоятельно.

Несмотря на это, как следует из расписки – уведомлении о приеме и регистрации заявления истца от 10.01.2014, пояснений представителя ответчика в судебном заседании и показаний свидетеля Биркович Ю.И., указаннымправом ответчик не воспользовался по той причине, что период срочной службы в армии истца в силу ст. 11 Закона «О трудовых пенсиях» мог быть засчитан только в страховой стаж истца, что и выполнено ответчиком при назначении истцу с 28.01.2014 досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, признавая право истца на включение периода срочной службы в армии только в страховой стаж истца и не предпринимая никаких мер для выяснения сведений о месте службы истца, как юридически значимой информации, влияющей на реализацию истцом прав, предоставленных ему постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181, ответчик фактически лишил истца права на установление ему пенсии, исходя из всех приобретенных им пенсионных прав, несмотря на то, что как следует из пояснений истца, он сообщал ответчику о прохождении службы в районе Крайнего Севера.

Вместе с тем, как следует из архивной справки от 01.08.2019 № 4/230560, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», предоставленной истцом ответчику 06.11.2019 при обращении с заявлением о перерасчете размера пенсии, истец в период с 16.11.1977 (приказ № 134) по 12.11.1979 (приказ № 230) проходил военную службу в «Войсковой части 62255», которая дислоцировалась в посёлке городского типа А?мдерма Архангельской области, входящего в состав Ненецкого автономного округа, отнесенного Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) к районам Крайнего Севера.

Поэтому при таком положении дела, и установленных судом конкретных обстоятельств, у ответчика отсутствовали законные основания для исключения периода действительной срочной военной службы истца из стажа работы в районе Крайнего Севера, который с достоверностью мог быть установлен ответчиком, на основании представленных истцом документов для назначения пенсии, а также посредством запроса дополнительных сведений в Военном комиссариате Приморского и Соловецкого районов, города Новодвинска Архангельской области, которому сведения о месте службы истца без ограничения представлены архивным учреждением, либо посредством разъяснения истцу о праве на предоставление таких сведений самостоятельно.

Истец в своих требованиях просит обязать ответчика устранить данные нарушения его пенсионных прав посредством возложения обязанности установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера с учетом службы в армии по призыву в районе Крайнего Севера с 28.01.2014 с даты назначения страховой пенсии по старости, произвести ее выплату с 28.01.2014, что суд по существу считает обоснованным.

Факт прохождения истцом действительной срочной военной службы в районе Крайнего Севера и соблюдение условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181, наделяет правом истца требовать включение данного периода военной службы в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, в частности в стаж работы в районе Крайнего Севера.

При этом, учитывая, что постоянная занятость истца в такой период службы в районе Крайнего Севера никем под сомнение не ставится, подтверждается материалами дела и пояснениями истца в судебном заседании, неоспариваемых ответчиком, суд считает, что наличие у истца такого смешанного стажа работы в РКС и МКС, при исчисление которого по правилам абз. 2 п. 7 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях», стаж работы в районе Крайнего Севера на дату назначения истцу пенсии превысил 15 календарных лет, наделяло его правом на установление с даты назначения пенсии с 28.01.2014 фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, исчисленного в соответствии п. 7 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях».

В тоже время, учитывая возражения ответчика относительно права на включение периода службы истца в стаж работы в районе Крайнего Севера, ошибочное указание истцом в своих требованиях периода службы в армии (с 16.11.1976 по 12.11.1979), которые фактически связаны с возложением на ответчика обязанности включить данный период службы в стаж работы истца в РКС, суд считает необходимым, в целях устранения не ясности при исполнении материально-правовых требований истца, возложить на ответчика обязанность включить период службы в армии истца по призыву с 16.11.1977 по 12.11.1979 в стаж работы в районе Крайнего Севера и произвести начисление и выплату истцу фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 28.01.2014 по 31.12.2014, в связи с наличием стажа работы в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 7 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях», начисление и выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2015, в связи с наличием стажа работы в районе Крайнего Севера в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона "О страховых пенсиях", поскольку в состав заявленных истцом требований с 28.01.2014 входит не только установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, введенная законом только с 01.01.2015, но и выплата фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, применявшегося при назначении истцу пенсии с 28.01.2014 до 31.12.2014 даты окончания действия положений Закона «О трудовых пенсиях», регулировавшего этот вопрос в этот период.

В удовлетворении остальной части иска о включении периода службы в армии по призыву с 16.11.1976 по 15.11.1977 в стаж работы в районе Крайнего Севера надлежит отказать, в связи с необоснованностью данных требований.

При разрешении вопроса о дате окончания службы истца в «Войсковой части 62255» (12.11.1979 или 11.11.1979), суд считает необходимым руководствоваться сведениями, содержащимися в архивной справке от 01.08.2019 № 4/230560, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», так как в основании ее выдачи, в отличие от сведений, содержащихся в военном билете истца, указаны архивные документы, находящиеся на хранении этого архивного учреждения.

Заявление представителя ответчика о применении к спорным правоотношениям последствий пропуска срока исковой давности, суд отклоняет, как необоснованное, в силу следующего.

Согласно п. 2 ст. 26 Закона «О страховых пенсиях», начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичные положения закона, содержались и п. 2 ст. 23 Закона "О трудовых пенсиях".

В рассматриваемом случае, как установлено судом бесспорных доказательств того, что истцу при обращении за назначением пенсии в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях", предлагалось представить дополнительные документы, подтверждающие осуществление службы в армии в районе Крайнего Севера, с разъяснением последствий их не предоставления, в материалах дела не имеется.

Тем не менее, как установлено судом и подтверждается материалами дела, факт службы истца в спорные периоды в районе Крайнего Севера, помимо представленных им трудовой книжки и военного билета, мог быть подтвержден и дополнительными документами, в частности сведениями архивного фонда, однако право на их предоставление, как следует из расписки – уведомлении о приеме и регистрации заявления истца от 10.01.2014 о назначении пенсии, истцу не разъяснялось.

Поэтому учитывая изложенное, неполученная истцом назначенная ему пенсия без учета периода службы в армии в районе Крайнего Севера, подлежит выплате за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, то есть с даты возникновения права на пенсию.

Оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, суд не усматривает, поскольку нарушение прав истца на включение в стаж работы в районе Крайнего Севера периода службы в армии и выплата истцу в повышенном размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, затрагивают имущественные права на выплату пенсии.

В связи с чем, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих выплату указанной пенсии к такой ответственности, не имеется.

Заявление истца о высказанной в его адрес ответчиком оскорбительной фразе «Ты служил, а не работал», как основание для взыскания компенсации морального вреда, суд находит необоснованным, так как ни в одном документе представленных сторонами в материалы дела, такой фразы не содержится, кто, когда и где эту фразу высказал в отношении истца и тем более в оскорбительной речи, в иске также не содержится.

При подаче искового заявления в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Из содержания приведенной нормы НК РФ следует, что льгота названной категории лиц предоставляется в виде освобождения их от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.

Исходя из приведенных нормативных положений законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, на гражданина-пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате судебных расходов (п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Как следует из материалов дела, истец с 28.01.2014 является получателем досрочной трудовой (ныне страховой) пенсии по старости и свои исковые требования к ответчику основывал на нарушении его прав на назначение и выплату такой пенсии в более высоком размере с учетом заявленных периодов службы в армии.

В связи с чем, на момент подачи иска истец был освобожден в силу указанных норм закона от уплаты государственной пошлины.

Поэтому учитывая, что обе стороны в споре освобождены от уплаты государственной пошлины, уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Смирнова А.А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о защите пенсионных прав и взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность включить период службы в армии Смирнова А.А. по призыву с 16.11.1977 по 12.11.1979 в стаж работы в районе Крайнего Севера.

Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность произвести Смирнову А.А. начисление и выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 28.01.2014 по 31.12.2014 в связи с работой в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 7 ст. 14 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начисление и выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2015, в связи с работой в районе Крайнего Севера в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В удовлетворении остальной части иска Смирнова А.А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периода службы в армии по призыву с 16.11.1976 по 15.11.1977 в стаж работы в районе Крайнего Севера и взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб., отказать.

Возвратить Смирнову А.А. излишне уплаченную по чек-ордеру от 09.12.2019 государственную пошлину в размере 300 руб.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 05 марта 2020 года.

2-173/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнов Александр Александрович
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное)
Суд
Новодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Белоусов Андрей Леонидович
Дело на сайте суда
novodvdsud.arh.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2020Передача материалов судье
16.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Подготовка дела (собеседование)
27.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее