Дело № 2а-1699/2020
42RS0005-01-2020-001505-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» октября 2020 года г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Зиминой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции Федеральной Налоговой службы России по г. Кемерово к Тимофееву А. В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кемерово обратилась в суд с административным иском к Тимофееву А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. В обоснование иска указано, что Тимофеев А.В. являлся оценщиком и соответственно страхователем по обязательному пенсионному страхованию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям о членах саморегулируемой организации. В соответствии со ст. 419 и 430 НК РФ ответчик должен был уплатить страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обязательное пенсионное страхование - в размере 14128,79 рублей, на обязательное медицинское страхование - в размере 3108,39 рублей.
Данная задолженность не оплачена, на основании ст. 75 НК РФ ответчику были начислены пени за несвоевременную оплату страховых взносов за 2018 г. на обязательное медицинское страхование – 154 рубля, на обязательное пенсионное страхование – 699, 97 рублей.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика задолженность по страховым взносами и пени, из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 г. – 14128, 79 рублей (КБК 182 102 021 400 611 001 60);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2018 год – 3108,39 рублей (КБК 182 102 021 030 810 111 60);
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный Фонд ОМС за 2018 год – 154 рублей (КБК 182 102 021 030 820 111 60);
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 699,97 рублей (КБК 182 102 021 400 621 101 60).
Итого – 18091,15 рублей.
Административный ответчик с исковыми требованиями не согласился, направил письменные возражения на иск, согласно которым Тимофеев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков». В указанный период не осуществлял оценочною деятельность, не имел на это прав, не являлся частнопрактикующим оценщиком. В вышеуказанный период ответчик пытался трудоустроиться к юридическому лицу, при этом членство в саморегулируемой организации оценщиков является либо обязательным требованием при трудоустройстве, либо является преимуществом при выборе кандидатов. Однако, ответчику не удалось найти работу по оценочной деятельности. Налоговый орган не имел оснований для признания Тимофеева А.В. плательщиком страховых взносов – оценщиком, занимающимся частной практикой, т.к. Росреестр не сообщал в налоговый орган сведений о нем, как об оценщике. Сводный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, который формирует Росреестр, даже не предусматривает содержание информации «частнопрактикующий оценщик». Налоговые органы незаконно, произвольно признают оценщиков, занимающихся частной практикой, плательщиками страховых взносов в соответствии с п. 2.ч. 1 ст. 419 НК РФ, в случае отсутствия в сводном реестре членов саморегулируемой организации оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор. Нарушение прав ответчика заключается в том, что ФНС направила в адрес ответчика требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требование составлено с нарушением п. 4 ст. 69 НК РФ. Ответчик никогда не относился ни к одной из категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ст. 419 НК РФ. Постановка на учет в налоговый орган в соответствии со ст. 83-85 НК РФ не производилась. Ответчик профессиональную деятельность в качестве частнопрактикующего оценщика не осуществлял, т.к. юридически не имел на это право ине составил ни одного отчета, не имел страховки, не имел квалификационного аттестата, доход от оценочной деятельности не получал. Календарный месяц начала и окончания профессиональной деятельности налоговым органом определен не верно. Календарным месяцем начала деятельности считается месяц постановки на налоговый учет, однако постановка на налоговый учет не производилась. Пени по взносам начислены незаконно, поскольку ответчик не был уведомлен о постановке его на налоговый учет. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № заседания дисциплинарного комитета было приостановлено право осуществления оценочной деятельности Тимофеева А.В. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д.28, 91).
Представитель административного истца ИФНС России по г. Кемерово в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Тимофеев А.В. в судебном заседании доводы возражений поддержал. Пояснил, что решения по иным делам, рассмотренным Заводским районным судом г. Кемерово и Центральным районным судом г. Кемерово являются незаконными, преюдиции не имеют. Налоговой орган обязан был направить ему уведомление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов, при отсутствии такого уведомления налоговой орган был не вправе начислять страховые взносы и пени. У ответчика не было обязанности самостоятельно исчислять страховые взнос. Просит в иске отказать. Также пояснил, что в личном кабинете, имеется сведения о переплате взносов, которые требуют проверки.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст.15.1 настоящего Федерального закона.
Статьей 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно с пп.1 п.1 ст.430 НК РФ (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений), плательщики, указанные в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного пп.3 п. 2 ст. 435 настоящего кодекса.
Согласно ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Статьей 75 НК РФ, предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Исходя из ст. 83 и ст. 85 НК РФ, постановка на учет оценщиков, занимающихся частной практикой, осуществляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организации оценщиков, об оценщиках, занимающихся частной практикой, членах саморегулируемых организаций оценщиков, внесенных в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков.
При представлении указанных сведений налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов работодателем, осуществляющим выплаты такому оценщику. В случае отсутствия в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, такой оценщик признается плательщиком страховых взносов в соответствии с пп.1.2 п.1 ст.419 НК РФ. При этом исчисление и уплата страховых взносов данной категорией плательщиков страховых взносов производятся самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ.
Согласно п. 4.1 ст. 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Из материалов дела следует, что Тимофеев А.В. являлся оценщиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.10).
В связи с прекращение статуса оценщика ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев А.В. должен был уплатить страховые взносы за 2018 г. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Размер страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит:
- в ПФ РФ - 14128,79 рублей (2212,08 руб. *6 мес. + 2212,08/31*12)
- в ФОМС - 3108, 39 рублей (486,66 руб.*6 + 486,66/31*12).
В связи с тем, что ответчик самостоятельно не исчислил и не оплатил взносы, налоговый орган начислил пени:
- в размере 154 рублей за несвоевременную уплату взносов в Федеральный Фонд ОМС за 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- в размере 699,97 рублей за несвоевременную уплату взносов в ПФ РФ за 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
В адрес ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов и пени (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с Тимофеева А.В. в пользу ИФНС России по г. Кемерово задолженности в размере 18091,15 рублей. ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен (л.д. 11,16).
В соответствии с ответом Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ по сведениям сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ являлся членом Общероссийской общественной организации «Р. общество оценщиков», в период членства Тимофеева А.В. в РОО об осуществлении им деятельности оценщика в качестве работника юридического лица РОО в Управление не представлялись, соответственно Росреестром в ФНС России указанные сведения не направлялись (л.д.94,95).
В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № Тимофеев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности ведущего инженера отдела технической эксплуатации зданий Межрегионального филиала ФКУ 2ЦОКР» в г. Новосибирске (л.д.96-102).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № заседания Дисциплинарного комитета Общероссийской общественной организации «Р. общество оценщиков» в связи с неоплатой членских взносов и непредставление отчетности за 2017 г. Тимофеевым А.В. принято решение о приостановлении права оценочной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.111-143).
Ранее ИФНС России по г. Кемерово обращалось в суд с административным иском о взыскании с Тимофеева А.В. задолженности по страховым взносам и пени за 2017 г.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2а-2754/2019, апелляционном определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сведения о внесении Тимофеева А.В. в сводный реестр саморегулируемых организаций оценщиков поступили в ИФНС ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ функции регистрации плательщика страховых взносов переданы налоговым органам. Федеральная налоговая служба ведет учет как плательщиков, зарегистрированных в качестве страхователя после указанной даты, так и тех кто состоял на учете в фондах до ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из смысла приведенных норм закона (ст.84-85 НК РФ), до ДД.ММ.ГГГГ обязанности у налогового органа по постановке на учет физического лица в качестве оценщика не существовало. Таким образом, налоговый орган фактически не производил постановку Тимофеева А.В. на налоговый учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, поскольку его членство в саморегулируемой организации началось до вступления указанных положений в силу, а именно ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о постановке на учет административному истцу не направлялось и обязанности направить такое уведомление у налогового органа не имелось.
Страховые взносы Тимофееву А.В. были начислены на основании сводного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, которые поступили в ИФНС ДД.ММ.ГГГГ (л.д.151-159).
Глава 34 НК РФ не предусматривает освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).
С соответствующим заявлением Тимофеев А.В. в налоговый орган не обращался, Документы, указанных в законе, не предоставлял.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой и не зависит от фактического отсутствия оценочной деятельности и дохода от оценочной деятельности.
Таким образом,, судом установлено, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по оплате страховых взносов за 2018 г., в связи с чем налоговым органом правомерно были исчислены суммы взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени.
Доводы возражений ответчика в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Страховые взносы и пени рассчитаны с соответствии с требованиями закона, являются арифметически верными. Требование об уплате страховых взносов и пени, направленное в адрес ответчика, соответствует ст. 69 НК РФ. Довод ответчика от том, что у него имеется переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению, является несостоятельным, поскольку ответчик подтвердил отсутствие оплаты страховых взносов за 2018 г., а сообщение о наличие переплаты по страховым взносам информирует о наличии переплаты по иным взносам с иными КБК.
В силу ст. 103 КАС РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 723, 65 рублей
Руководствуясь статьями 293 – 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной Налоговой службы России по г. Кемерово удовлетворить.
Взыскать с Тимофеева А. В. задолженность по страховым взносами и пени, из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 г. – 14128, 79 рублей (КБК 182 102 021 400 611 001 60);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2018 год – 3108,39 рублей (КБК 182 102 021 030 810 111 60);
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный Фонд ОМС– 154 рубля;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 699,97 рублей.
Итого – 18091,15 рублей.
Взыскать с Тимофеева А. В. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 723,65 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с даты изготовления в окончательной форме.
Председательствующий подпись Яроцкая Н.С.
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2020