дело № 2-1073/2024
УИД 26RS0024-01-2023-004289-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2024 г. г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А., при секретаре Кучеренко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Невинномысска в защиту прав, свобод и законных интересов Воропиновой Лидии Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами реабилитации,
установил:
прокурор г.Невинномысска, действуя в интересах Воропиновой Лидии Александровны, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности обеспечить инвалида 2 группы Воропинову Лидию Александровну необходимыми техническими средствами для реабилитации: корсетом полужесткой фиксации, тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой г.Невинномысска по обращению Воропиновой Л.А. проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов.
Установлено, что Воропинова Л.А. является инвалидом и нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации - корсете полужесткой фиксации; трости опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения. Заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации Воропиновой Л.А. в Фонде зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени указанными техническими средствами реабилитации Воропинова Л.А. не обеспечена. Необеспечение Воропиновой Л.А. необходимым техническим средством реабилитации является недопустимым.
Представитель истца прокурора г.Невинномысска, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю – Ковалев О.Ю. в судебном заседании просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством, представив письменные возражения, из содержания которых следует, что в соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ №.15.26/2023 и заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Воропинова Л.А. состоит на учете по обеспечению TCP, в том числе, тростью опорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения, корсетом полужесткой фиксации.
В рамках заключенного Договора от ДД.ММ.ГГГГ № на поставку в 2023 году получателям ходунков, тростей, костылей, Воропиновой Л.А. было оформлено направление от ДД.ММ.ГГГГ №.
По данным функционального компонента «Обеспечение ТСР» подсистемы предоставления социальных услуг гражданам льготных категорий ФГИС ЕИИС «Соцстрах», Воропинова Лидия Александровна является инвалидом, и согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ №.15.26/2023 и заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете по обеспечению TCP, в том числе, корсетом полужесткой фиксации.
В 2023 году по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2023 году корсетами и реклинаторами (далее - Контракт №) Воропиновой Л.А. было оформлено направление от ДД.ММ.ГГГГ № на изготовление корсета полужесткой фиксации (1 шт).
По Контракту № Исполнителем являлось ООО «Группа компаний «Интра»». ОСФР по Ставропольскому краю в адрес Исполнителя неоднократно отправлялись письма с требованием исполнения условий государственного контракта. Ответа от Исполнителя так и не поступило. В результате ОСФР по Ставропольскому краю принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Решение об одностороннем расторжении Контракта вступили в силу в Единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ.
По обращению Заказчика Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении ООО «Группа компаний «Интра»» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На момент расторжения Контракта № выделенные на 2023 год ассигнования внутриведомственной бюджетной росписью расходов и лимитами бюджетных обязательств бюджета на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями ОСФР по Ставропольскому краю были использованы в полном объеме. Дополнительные ассигнования были доведены в ОСФР по Ставропольскому краю Приказом Фонда пенсионного и социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Сразу после доведения бюджетных ассигнований ОСФР по Ставропольскому краю были начаты конкурентные процедуры на выполнение работ по обеспечению получателей корсетами и реклинаторами (извещения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Проводимые электронные аукционы не состоялись ввиду отсутствия заявок от потенциальных предприятий-поставщиков.
ОСФР по Ставропольскому краю был проведен дополнительный анализ рынка с целью заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению Воропиновой Л.А. корсетом полужесткой фиксации, размещены запросы цен от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № на закупку указанных технических средств реабилитации.
В настоящее время получены ценовые предложения потенциальных предприятий - поставщиков, подготовлена документация для закупки, на подписании договор на выполнение работ по обеспечению корсетами полужесткой фиксации в 2023 году. После подписания договора Воропиновой Л.А. будет оформлено направление на изготовление корсета полужесткой фиксации.
Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Воропинова Л.А., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО6 является <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. ч. 1, 2, б ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации осуществляется по Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила), а также в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р (далее - Перечень).
В соответствии с пунктами 2-4 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на обеспечение возникает с момента подачи заявления.
В ходе рассмотрения дела, установлено, что согласно справке бюро медико-социальной экспертизы № 15 ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации серии МСЭ-2012 № от ДД.ММ.ГГГГ Воропинова Л.А. является <данные изъяты> по общему заболеванию.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида №, выданной ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», Воропинова Л.А. нуждается в техническом средстве реабилитации - корсете полужесткой фиксации, трости опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 236-ФЗ), фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальна защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ, к функциям и полномочиям Фонда относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным органом Фонда на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем заключения государственных контрактов по результатам проведения процедур закупки, с участником закупки, признанным победителем. При этом поставляемые изделия должны соответствовать требованиям, изложенным в техническом задании. Требования к изделиям формируются Фондом на основании данных, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Как следует из возражений представителя ответчика и представленных им материалов, ОСФР по Ставропольскому краю, осуществляя функции по обеспечениюдшвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) и протезно-ортопедическими изделиями действует в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил № 240 обеспечение инвалидов TCPосуществляется в соответствии с программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ №.15.26/2023 и заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Воропинова Л.А. состоит на учете по обеспечению TCP, в том числе, тростью опорной, регулируемой по высотеч с устройством противоскольжения, корсетом полужесткой фиксации.
В рамках заключенного Договора от ДД.ММ.ГГГГ № на поставку в 2023 году получателям ходунков, тростей, костылей, Воропиновой Л.А. было оформлено направления от ДД.ММ.ГГГГ №.
ОСФР по Ставропольскому краю, осуществляя функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) и протезно-ортопедическими изделиями действует в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил № 240 обеспечение инвалидов TCPосуществляется в соответствии с программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
По данным функционального компонента «Обеспечение ТСР» подсистемы предоставления социальных услуг гражданам льготных категорий ФГИС ЕИИС «Соцстрах», Воропинова Лидия Александровна является инвалидом, и согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ №.15.26/2023 и заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете по обеспечению TCP, в том числе, корсетом полужесткой фиксации.
В 2023 году по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2023 году корсетами и реклинаторами (далее - Контракт №) Воропиновой Л.А. было оформлено направление от ДД.ММ.ГГГГ № на изготовление корсета полужесткой фиксации (1 шт).
По Контракту № Исполнителем являлось ООО «Группа компаний «Интра»». ОСФР по Ставропольскому краю в адрес Исполнителя неоднократно отправлялись письма с требованием исполнения условий государственного контракта. Ответа от Исполнителя так и не поступило. В результате ОСФР по Ставропольскому краю принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Решение об одностороннем расторжении Контракта вступили в силу в Единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ.
По обращению Заказчика Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении ООО «Группа компаний «Интра»» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На момент расторжения Контракта № выделенные на 2023 год ассигнования внутриведомственной бюджетной росписью расходов и лимитами бюджетных обязательств бюджета на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями ОСФР по Ставропольскому краю были использованы в полном объеме. Дополнительные ассигнования были доведены в ОСФР по Ставропольскому краю Приказом Фонда пенсионного и социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Сразу после доведения бюджетных ассигнований ОСФР по Ставропольскому краю были начаты конкурентные процедуры на выполнение работ по обеспечению получателей корсетами и реклинаторами (извещения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Проводимые электронные аукционы не состоялись ввиду отсутствия заявок от потенциальных предприятий-поставщиков.
ОСФР по Ставропольскому краю был проведен дополнительный анализ рынка с целью заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению Воропиновой Л.А. корсетом полужесткой фиксации, размещены запросы цен от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № на закупку указанных технических средств реабилитации.
В настоящее время получены ценовые предложения потенциальных предприятий - поставщиков, подготовлена документация для закупки, на подписании договор на выполнение работ по обеспечению корсетами полужесткой фиксации в 2023 году. После подписания договора Воропиновой Л.А. будет оформлено направление на изготовление корсета полужесткой фиксации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами реабилитации не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора города Невинномысска в защиту прав и законных интересов Воропиновой Лидии Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении Воропиновой Лидии Александровны техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитаци инвалидов: корсет полужесткой фиксации, трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 08 апреля 2024 года.
Судья подпись Т.А. Шелудченко