Дело № 12-119/2022, УИД 51RS0001-01-2022-001684-23
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
20 апреля 2022 года ***
Судья Первомайского районного суда *** Дурягина М.С., рассмотрев жалобу директора ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» Горянникова И.В. на постановление заместителя начальника ИФНС России по *** Евдокимовой Т.Н. №*** от *** о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника ИФНС России по *** Евдокимовой Т.Н. №*** от *** - директор ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» Горянников И.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Горянников И.В. подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, полагает, что назначенное наказание не отвечает принципам справедливости.
Горянников И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще.
Защитник Будник В.А. в судебном заседании подержал требования жалобы в полном объеме.
Представитель административного органа Басова Е.В. в судебном заседании *** возражала против удовлетворения жалобы, до судебного заседания *** представила дополнения по делу.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения директора ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» Горянникова И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что *** резидент - ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» произвело выплату нерезиденту - иностранному гражданину заработной платы через кассу Общества в наличной денежной форме на общую сумму 20984,16 рублей без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Проверяя законность привлечения Горянникова И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Федеральным законом от *** № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу ***, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5 названного Кодекса, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что *** вступил в силу закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, а поэтому имеющий обратную силу.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по *** на основании поручения заместителя начальника инспекции от *** в отношении ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» фактически проведена одна документарная проверка по вопросу соблюдения Обществом порядка совершения валютных операций за период с *** по ***. В ходе проверки были выявлены 14 фактов выплаты Обществом - резидентом физическим лицам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, что зафиксировано в акте проверки валютного законодательства от *** №***. Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении директора ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» Горянникова И.В. 14 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения вышеуказанных протоколов должностными лицами административного органа вынесено 14 постановлений о назначении Горянникова И.В. как должностному лицу административных наказаний по части 1 статьи 15.25 названного Кодекса.
Вышеизложенное подтверждается письмом ИФНС России по *** от *** №*** и приложенных к письму материалов.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления валютного контроля являющегося одним из видов государственного контроля выявлено более двух административных правонарушений, совершенных Горянниковым И.В., ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью и статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, совершившему их лицу подлежит назначение административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Сведения об исполнении Горянниковым И.В. обжалованного постановления о назначенном ему административного наказания и уплате административного штрафа в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах дополнение статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 5 является основанием для применения положений части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса и отмены состоявшегося по делу об указанном административном правонарушении постановления о назначении административного наказания.
Между тем, с учетом того, что обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении Горянникова И.В. протокола об административном правонарушении, имели место ***, то есть двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение для приведения в соответствие в связи с изменившимся законодательством в настоящий момент не утрачена.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ИФНС России по городу *** №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горянникова И.В. подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Горянникова И.В. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника ИФНС России по городу Мурманску №*** от ***, вынесенное в отношении директора ООО «ПАН ТЮЛЬПАН РИТЕЙЛ» Горянникова И.В. отменить, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья М.С. Дурягина