Дело №2а-129/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ п. Медвенка
Медвенский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего - судьи Лариковой С.В.
с участием заместителя прокурора <адрес> Чаплыгиной Н.В.,
при секретаре Елизаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> незаконными и понуждении принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л :
Прокурор <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес>, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, обязать администрацию Нижнереутчанского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к созданию (наделению статусом) специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, указав в обоснование своих требований, что при проведении прокуратурой <адрес> проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства при организации похоронного дела и оказанию услуг по погребению умерших установлено, что на территории Нижнереутчанского сельсовета <адрес> специализированная служба по вопросам похоронного дела не была создана, меры по созданию такой организации муниципальным образованием не принимались, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Нижнереутчанского сельсовета <адрес> прокуратурой района было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое не исполнено. Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, из числа жителей Нижнереутчанского сельсовета <адрес>, поскольку делает невозможным безвозмездное погребение лиц, родственники которых отсутствуют, либо не могут произвести погребение за свой счет, а также трупов, личность которых не установлена, что предусмотрено Федеральным Законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Чаплыгина Н.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> в суд не явился. О месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> Тришин П.В. направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя администрации сельсовета.
Представитель заинтересованного лица – администрации <адрес> в суд не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав зам. прокурора <адрес>, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст.1 Закона Курской области от 23.08.2016 г. № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельских поселений относится, в том числе, и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 3 ст. 1, ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуется путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Согласно ст.29 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу ст. 12 указанного закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
В суде установлено, что на территории муниципального образования имеются 9 открытых общественные кладбищ, расположенные по адресу: <адрес>. Специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Нижнереутчанский сельсовет» не была создана, мер по созданию такой организации муниципальным образованием не принималось, как и не принято мер к наделению таковым статусом хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам гарантированные законом ритуальные услуги на территории муниципального образования, что подтверждает наличие незаконного бездействия с его стороны.
Оценивая доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как бездействие администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования делает невозможным безвозмездное погребение лиц, родственники которых отсутствуют, либо не могут произвести погребение за свой счет, а также трупов, личность которых не установлена, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц из числа жителей Нижнереутчанского сельсовета <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> незаконным и понуждении принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Нижнереутчанского сельсовета <адрес> по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, незаконным.
Обязать администрацию Нижнереутчанского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к созданию (наделению статусом) специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Медвенский районный суд <адрес> в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме - с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: (подпись) С.В. Ларикова
Копия верна:
Судья Медвенского
районного суда С.В. Ларикова