Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Краснодар 11 сентября 2017 г.
Октябрьский районный суд в составе:
председательствующего – судья Гончаров О.А.
при секретаре Носковой Л.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Черкашин Л.С. к ГУ КРО Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за технические средства реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Черкашин Л.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за технические средства реабилитации и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом 3 группы бессрочно и ему разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Указанной программой определены технические средства реабилитации – обувь для протеза – 2 пары, протез голени модульного типа, в том числе и при недоразвитии – 1 штука, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета. Поскольку он не был обеспечен средствами реабилитации со стороны Фонда, 29.11.2016 года между ФУП «Краснодарское протезно- ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, был заключен договор №383 от 29.11.2016 года на изготовление вышеуказанных средств реабилитации, общей стоимостью работ 123 522 рубля, оплата работ производится в полной предоплате суммы за изделия. Согласно платежного поручения № 1 от 29.11.2016 г. произведена оплата за протезно-ортопедическое изделие по договору № 383 от 29.11.2016 г. за Черкашин Л.С. на счет Федерального государственного унитарного предприятие «Краснодарское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сумме 123 522 рубля. ДД.ММ.ГГГГ Черкашин Л.С. обратился с заявлением к Филиалу № ГУ КРС ФСС РФ о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, однако ответ не получен, денежные средства не компенсированы. В связи с чем истец просит суд взыскать с ответчика указанную сумму, а также понесенные судебные расходы на представителя и нотариальную доверенность в размере 27 090 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, поскольку он понес физические и нравственные страдания в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования уточнил, отказавшись от взыскания компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и компенсации морального вреда, поскольку ответчик до вынесения решения суда перечислил 123 522 рубля, в части взыскания судебных расходов настаивал на удовлетворении в полном объеме – 25 000 рублей за услуги представителя и 2090 рублей за нотариально оформленную доверенность.
Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснил, что согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации поручено перечислить на указанный истцом счет. В настоящее время обязательства перед Черкашин Л.С. выполнены в полном объеме. Также возражал против взыскания компенсации морального вреда и расходов на представителя, полагая, что необходимость обращения в суд иском с участием представителя отсутствовала.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Черкашин Л.С. подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Федерация - социальное государство, социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации.
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона - государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" на основании индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 15 (1) указанного Постановления инвалид вправе самостоятельно (за собственный счет) приобрести рекомендованные в ИПР протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации, с последующим получением денежной компенсации.
Выплата компенсации осуществляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".
В соответствии с п.3 указанного Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно п. 5 указанного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Как установлено в судебном заседании, Черкашин Л.С. является инвалидом 3 группы бессрочно и ему разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Указанной программой определены технические средства реабилитации – обувь для протеза – 2 пары, протез голени модульного типа, в том числе и при недоразвитии – 1 штука, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Поскольку он не был обеспечен средствами реабилитации со стороны Фонда, 29.11.2016 года между ФУП «Краснодарское протезно- ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, был заключен договор №383 от 29.11.2016 года на изготовление вышеуказанных средств реабилитации, общей стоимостью работ 123 522 рубля, оплата работ производится в полной предоплате суммы за изделия.
Согласно платежного поручения № 1 от 29.11.2016 г. произведена оплата за протезно-ортопедическое изделие по договору № от ДД.ММ.ГГГГ за Черкашин Л.С. на счет Федерального государственного унитарного предприятие «Краснодарское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сумме 123 522 рубля. 23.12.2016 г. Черкашин Л.С. обратился с заявлением к Филиалу № ГУ КРС ФСС РФ о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, однако ответ не получен, денежные средства не компенсированы, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела 22 августа 2017 года ответчик перечислил истцу сумму в размере 123 522 рубля, в связи с чем истец уточнил свои требования в данной части иска.
Однако, на взыскании судебных расходов истец натаивал в полном объеме, поскольку его требования в добровольном порядке выполнения не были и он был вынужден обратиться за защитой своих интересов юристу и понес расходы в размере 27 090 рублей.
Согласно п. 26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (часть 1 статьи 101 ГПК РФ, часть 1 статьи 113 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
Судом установлено, что для защиты своих интересов, для взыскания денежных средств с ответчика Черкашин Л.С., будучи инвали<адрес> группы, был вынужден обратиться за юридической помощью.
В результате чего Черкашин Л.С. заключил Договор на оказание юридических услуг № КР 000213 – 17 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Агентство «Юридическое Дело» и перечислил в счет оплаты 25 000 рублей. Указанный договор и подлинник квитанция к приходному кассовому ордеру № – 17 представлены стороной истца в процесс.
Кроме того, истец в силу состояния здоровья (инвалидность 3 группы) был вынужден оформить доверенность на предоставление интересов в суде. За оформление нотариальной доверенности было оплачено: 1590 рублей за оказание услуг правового и технического характера и государственная пошлина 500 рублей, а всего 2090 рублей.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно Решения совета адвокатской палаты <адрес> по гонорарной практике от ДД.ММ.ГГГГ размер вознаграждения за представление интересов граждан в судах <адрес> составляет от 35 тысяч рублей за каждую инстанцию и максимальным пределом не ограничен.
На основании изложенного и с учетом обстоятельств дела и последующим удовлетворением исковых требований, суд считает необходимым частично удовлетворить требования Черкашин Л.С. о взыскании судебных расходов.
При определении подлежащей оплате суммы судебных расходов суд принимает во внимание категорию и сложность рассматриваемого дела, количество судебных заседаний, участие представителя истца в трех судебных заседаниях.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Заявленную истцом сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 25.000 рублей, суд считает правильным и целесообразным снизить до 10.000 рублей с учетом принципа разумности и справедливости и вышеизложенных обстоятельств.
Расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 2090 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку доказаны предъявленным в суд оригиналом доверенности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черкашин Л.С. к ГУ КРО Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за технические средства реабилитации, взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Черкашин Л.С. судебные расходы в размере 12 090 (двенадцать тысяч девяносто) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Судья:
Решение изготовлено 11.09.2017 г.