Решение от 30.01.2023 по делу № 2-29/2023 (2-1053/2022;) от 14.12.2022

№ 2-29/2023 УИД: 58RS0009-01-2022-002745-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2023 года                                  г. Заречный

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Каштановой И.В.,

при секретаре Гильмановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Управдом» о защите прав неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее – ОД «АППО») обратилось в суд с иском, в котором указало, что в ходе общественного контроля по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ установлено не размещение управляющей организацией ООО «Управдом», осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: (Адрес), информации, размещение которой предусмотрено нормами законодательства: должность лица, осуществляющего прием граждан, о членстве УО в саморегулируемой организации, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества.

На электронную почту Ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений. Письмом, согласно п. 31 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011 года, Ответчику установлен 3-хдневный срок для удовлетворения заявленного требования.

Указывая, что ответчик не устранил выявленные нарушения, ОД «АППО» просило суд:- 1. Признать действия Ответчика противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 года № 264 и Федеральным Законом РФ «О ГИС ЖКХ».- 2. Обязать Ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию, а именно: о членстве УО в саморегулируемой организации, класс энергетической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества в систему ГИС ЖКХ, предусмотренную ст. 6, ст. 7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».- 3. Обязать Ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей.- 4. Взыскать с Ответчика в пользу АППО понесенные расходы в размере 20 000 рублей.

Представитель истца ОД «АППО» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Управдом» не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных возражениях на исковое заявление просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия к тому правовых оснований.

Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, и должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения гражданского дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела судом.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, положениями ч.1 ст. 165.1 ГК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В п. 1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ).

В ст. 2 данного Федерального закона предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, система) – это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе (далее – поставщики информации) – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Согласно ч. 18 ст. 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28- 33, 35- 40 ч. 1 ст. 6 Закона.

В силу п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться:

информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг;

информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;

информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;

информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг;

информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг;

информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;

информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги;

информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме;

информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;

информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;

информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;

информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;

информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений;

условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора;

договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры;

информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – www.dom.gosuslugi.ru.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В силу п.п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «АППО» представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.

Согласно п. 3.1 Устава ОД «АППО» имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, управление многоквартирным домом по адресу: (Адрес), осуществляет к ООО «Управдом», которое не является членом саморегулируемой организации, членство в которой в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» является добровольным.

Истец указывает, что с целью определения соответствия требованиям Закона № 209-ФЗ, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» размещенной ООО «Управдом» в системе ГИС ЖКХ информации, общественным инспектором ОД «АППО» Я.С.А. 06.12 2022 года был проведен общественный контроль.

По результатам проведенных контрольных мероприятий, названным общественным инспектором был составлен акт общественного контроля № б/н от 06.12.2022 в котором установлено, что ООО «Управдом», осуществляющим управление многоквартирным домом, расположенным по адресу (Адрес), не соблюдены требования законодательства, регулирующие вопросы размещения информации в системе ГИС ЖКХ, в отношении многоквартирного дома по адресу (Адрес) в системе ГИС ЖКХ не указаны сведения: должность лица, осуществляющего прием граждан, о членстве УО в саморегулируемой организации, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества.

В связи с указанными обстоятельствами, ОД «АППО» 06.12 2022 направило на электронный адрес ООО «Управдом» претензию с требованием об устранении выявленных нарушений и просило разместить недостающую информацию в отношении многоквартирного (Адрес).

12.12.2022 экспертом Я.С.А. (он же общественный инспектор) была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 06.12.2022 № б/н, согласно которой на сайте ГИС ЖКХ отсутствует информация, которая, по мнению истца, должна быть размещена ответчиком: должность лица, осуществляющего прием граждан, о членстве УО в саморегулируемой организации, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, сделан вывод о нарушении ответчиком требований п.п. 14, 24,21,25,42 ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Закон № 209-ФЗ, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с абз. 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

В абз. 1 данного закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и ЖК РФ не регламентирует порядок организации и осуществления общественного контроля.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, фактически истцом в отношении ответчика были проведены мероприятия общественного контроля в двух формах – общественной проверки, принимая во внимание привлечение общественного инспектора, по результатам которой составлен акт № б/н от 06 декабря 2022 года, и общественной экспертизы, по результатам которой была подготовлена экспертиза от 12 декабря 2022 года.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

Для осуществления общественной проверки привлекается общественный инспектор (ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественная экспертиза проводится общественным экспертом (ст. 23 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Порядок организации и проведения общественной проверки и общественной экспертизы устанавливается ее организатором (ч. 3 ст. 20, ч. 5 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В силу п. 4 Правил осуществления общественного жилищного контроля решение о проведении общественного жилищного контроля (далее - решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

В случае если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки - решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки (подп. «а» п. 5 Правил).

Положениями п.п. 4, 7-9 Правил предусматривается, что предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

В ч. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 6 Правил).

Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В п.п. 14-18 Правил определен порядок отбора кандидатур общественного эксперта.

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы -заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 7 и 8 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 9 и 10 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.

Между тем истцом, не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика – ООО «Управдом» им в полной мере были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки (акта общественного контроля) и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, а именно:

1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также его размещения в ГИС ЖКХ, где содержится информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки;

2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; не представлена информация о квалификации эксперта, не указаны его образование, специальность, стаж, наличие лицензии и пр. документы, подтверждающие полномочия по проведению экспертизы;

3) в акте общественного контроля отсутствует указание: на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений;

4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а также иным заинтересованным лицам, а заключение - на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

5) истцом не представлены сведения о направлении результатов общественного контроля на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также размещение акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.

В этой связи ни акт общественного контроля, ни заключение эксперта не могут являться допустимыми доказательствами по делу.

Кроме того, следует указать, что в нарушение абз. 4 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ответчика истцом были проведены без обращения кого-либо из потребителей (жильцов (Адрес)) о фактах нарушения их прав, в том числе по информации о ТСН и его деятельности в отношении МКД.

Суд также обращает внимание и на то, что, направляя ответчику претензию от 06 декабря 2022 года с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.

Между тем, несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий, приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

При этом представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что акт от 06 декабря 2022 года, на который ссылается истец, не может являться надлежащим доказательством, поскольку в нем отсутствует указание на то, каким образом исследовался сайт и на основании каких установленных в ходе проверки обстоятельств лицо, ее проводившее, пришло к выводу о размещении ответчиком требуемой информации не в полном объеме. Более того, из материалов, представленных истцом усматривается, что Я.С.А. в названных документах указан и как общественный контролер и как эксперт, без предоставления соответствующих документов по квалификации, специализации, лицензии и прочих необходимых документов, подтверждающих его компетенцию по вопросам экспертной оценки той или иной информации. Сами документы, приложенные к исковому заявлению (светокопии фото страниц интернет-сайта надлежащим образом не заверены, а незаверенные светокопии доказательствам, в смысле ст. 71 ГПК РФ, которая гласит, что письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, по мнению суда, не могут являться допустимыми по делу.

Поскольку документы, предоставленные истцом о не размещении в системе ГИС ЖКХ перечисленной информации не принимаются судом в качестве допустимых доказательств, это является еще одним основанием для оставления без удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий ответчика по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ по деятельности ответчика.

В силу подпунктов 1 и 7 пункта 3 статьи 7 Закона №209-ФЗ на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложено определение функциональных требований к государственной информационной системе ЖКХ, а также определение порядка доступа к системе и к информации, размещенной в системе, а также сроки регистрации в системе поставщиков информации и пользователей информации.

Как следует из Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного Приказом Минком.связи России № 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015, указанная система состоит из двух частей: открытой и закрытой.

При этом, доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием    федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей    информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», созданной на основании Постановления Правительства РФ от 28.11.2011 N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА). При этом доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной записи пользователей системы в ЕСИА (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) или уполномоченных представителей пользователей системы (для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц) (пункт 3 Порядка).

Согласно пункта 4 Порядка доступ к закрытой части системы и информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в системе, и (или) с использованием иных информационных систем (далее также - ИС) с учетом особенностей, предусмотренных главами VI - IX настоящего Порядка.

Не смотря на то, что в силу требований Закона №209-ФЗ, государственная информационная система создана, в том числе с целью обеспечения доступа граждан к информации, содержащей сведения об управлении многоквартирными домами, и является открытой и общедоступной, тем не менее, для получения информации, содержащейся в государственной системе ЖКХ, необходима регистрация пользователя в данной системе с использованием личного кабинета. Доступ к закрытой части системы может быть осуществлен определенным кругом лиц - собственниками помещений многоквартирного дома. Соответственно, предъявление исковых требований АППО в защиту неопределенного круга лиц в отсутствии от кого –либо из собственников МКД жалоб на не предоставление или не размещение информации ТСН является необоснованным. Несогласие истца с функциональным решением государственной информационной системы, а также порядком доступа к ней, не может служить основанием для утверждения факта отсутствия информации, предусмотренной Законом №209-ФЗ, размещаемой управляющей компанией.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения иска, оснований для возложения на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и прекратить противоправные действия не имеется.

Принимая решение об отказе в иске по приведенным доводам и основаниям суд дополнительно отмечает, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 6 Закона № 209-ФЗ в системе должны размещаться документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов.

В силу п. 16 ч. 2 ст. 7 данного Закона органы местного самоуправления размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 6,7,9,11,13,14,28, 40 ч. 1 ст. 6 указанного Закона.

Таким образом, требование ОД «АППО» о понуждении ООО «Управдом» о размещении в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной п. 14 ч. 1 ст. 6 Закона № 209-ФЗ о классе энергетической эффективности дома в отношении многоквартирного дома по адресу: (Адрес) удовлетворению не подлежат, поскольку указанную информацию в системе ГИС ЖКХ, на основании п. 2 ч. 16 ст. 7 Закона № 209-ФЗ от 21 июля 2014 года, размещает орган местного самоуправления, а не управляющая компания.

Согласно предоставленной ответчиком документации общее имущество в многоквартирном доме по адресу: (Адрес), не используется, в аренду не сдается, коммерческая выгода не извлекается.

Доказательств того, что общее имущество МКД по адресу: (Адрес), было передано собственниками помещений в пользование третьим лицам в материалах дела не имеется, как и сведений о проведении капитального ремонта МКД. Истцом таких доказательств, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду также не представлено.

Информация о должности лица, осуществляющего прием граждан, об общей площади помещений, в ходящих в состав общего имущества МКД, а также о перечне выполняемых работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД внесена в информационную систему 2ГИС ЖКХ, что следует из отзыва на иск и ответа № УПи-909 от 13.12.2022 в адрес истца.

В подтверждении достаточности и полноты информации, размещенной в системе ГИС ЖКХ, стороной ответчика суду представлены заверенные надлежащим образом скриншоты с интернет-сайта ГИС ЖКХ.

В частности, анализ предоставленных суду стороной ответчика документов(заверенных надлежащим образом скриншотов с интернет-сайта ГИС ЖКХ) позволяет сделать вывод, что на момент обращен я с настоящим иском в системе ГИС ЖКХ была размещена полная информация по дому (Адрес): должность лица, осуществляющего прием граждан, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, конструктивные элементы в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно части 2 статьи 13.19.1 КоАП РФ неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Судом установлено, что материалы дела не содержат никакой информации, подтверждающий факт привлечения ООО «Управдом» к административной ответственности за неполное, недостоверное, либо несвоевременное размещения на указанном сайте (ГИС ЖКХ) сведений, предусмотренных приказом Минсвязи РФ Минстроя РФ от 29 февраля 2016 года N 74/114/пр, в т.ч. указанных истцом.

Суд также указывает истцу, что Положения п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» имеют верховенство над п. 2.1.17 раздела 10 Приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 N 74/114/пр, в связи с чем, у Ответчика ООО «Управдом» отсутствует обязанность размещать информацию о классе энергетической эффективности в систему ГИС ЖКХ.

В связи с изложенным требования о признании действий ответчика противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу потребителей вышеуказанной информации в системе ГИС ЖКХ не подлежат удовлетворению. Изложенные выше выводы суда подтверждают также отсутствие правовых оснований и для удовлетворения требования истца о понуждении ответчика к размещению информации об использовании общего имущества собственников помещений в спорном МКД.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В ст. 94 ГПК РФ установлено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку иск, ОД «АППО» оставлен без удовлетворения, требование о взыскании понесенных судебных расходов в размере 20 000 рублей удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░

2-29/2023 (2-1053/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области"
Ответчики
ООО "УправДом"
Суд
Зареченский городской суд Пензенской области
Судья
Каштанова Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
zarechensky.pnz.sudrf.ru
14.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2022Передача материалов судье
15.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее