Гражданское дело № 2-2438/2024
УИД 47RS0005-01-2024-000697-91
город Выборг 24 сентября 2023 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Думчевой А.Б.
при секретаре Щербаковой Е.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Дмитрия Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «РКС-Энерго» о признании действий противоправным и незаконными, обязании прекратить противоправные и незаконные действия, обязании произвести перерасчет, взыскании неосновательного обогащения, штрафа, морального вреда и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев Д.В. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском, уточенным в порядке ст. 39 ГПК РФ к обществу с ограниченной ответственностью «РКС-Энерго» (далее – ООО «РКС-Энерго»):
- о признании действий противоправным и незаконными в виде начислений платы за услугу электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Лесопильная, район бывшей фабрики "Красная нить» за период с 01.12.2022 года по 31.03.2024 года;
- об обязании прекратить противоправные и незаконные действия по начислению по финансовому лицевому счету № 1401496420 платы за услугу электроснабжения жилого дома;
- об обязании произвести перерасчет, с применением тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных стационарными электроплитами и оборудованных электроотопительными установками за период с 01.12.2022 года по 31.03.2024 года;
- о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2819,77 руб. за период с 01.12.2022 года по 31.03.2024 года;
- о взыскании штрафа в размере 1409,88 руб.;
- о взыскании морального вреда в сумме 10 000 руб.;
- судебных расходов в сумме 30 000 руб.
Иск мотивирован тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Лесопильная, район бывшей фабрики "Красная нить».
В отношении электроснабжения данного дома между истцом и ответчиком заключен договор, лицевой счет № 1401496420.
Поскольку договор, заключён истцом с ответчиком исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.
11.01.2024 года, при личном обращении к ответчику истцом было подано заявление о проверке правильности начисленных платежей и предоставлении информации.
От проверки правильности начисленных платежей ответчик уклонился.
Истцом были получены копии Акта сверки за период с 2017 г по май 2023 года и копия Акта сверки за период с июня 2023 г. г по декабрь 2023 года, из которых стало известно, что при начислении платы за электроснабжение ответчиком производится не верно, поскольку на период с 01.12.2022 г. по 31.12.2023 цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителям на Ленинградской области установлены Приказом № 346-п комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 ноября 2022 года и составляют за 1 квт электроэнергии.
Принадлежащий истцу жилой дом расположен в городском населенном пункте и оборудован в установленном законом порядке стационарными электроплитами и электроотопительной установкой, о чем известно ответчику. Кроме того, данный факт неоднократно проверялся и устанавливался самим ответчиком, в том числе, путем составления Акта № 015691 от 06.11.2020 г, а так же Акта № 291152 от 22.06.2023 года.
Таким образом, при расчете платы за электроснабжение ответчиком должен был применяться тариф, установленный для категории населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Однако, ответчик, в период с 01.12.2922 г. по 31.12.2023 года, неправомерно и не законно применяет при начислении платы за электроснабжение дома более дорогой тариф, установленный для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками.
Полагает, что действия ответчика по начислению платы за электроснабжение, по неправильному и завышенному тарифу и причиняющие материальный вред, подлежат признанию противоправными и не законными.
Всего, за период с декабря 2022 года и по декабрь 2023 годы, ответчик незаконно начислил, а истец оплатит ему денежные средства, в размере 6375 руб. 51 коп.
Просит признать действия противоправным и незаконными в виде начислений платы за услугу электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Лесопильная, район бывшей фабрики "Красная нить» за период с 01.12.2022 года по 31.03.2024 года; обязать прекратить противоправные и незаконные действия по начислению по финансовому лицевому счету № 1401496420 платы за услугу электроснабжения жилого дома; обязать произвести перерасчет, с применением тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных стационарными электроплитами и оборудованных электроотопительными установками за период с 01.12.2022 года по 31.03.2024 года; взыскать неосновательное обогащение в сумме 2819,77 руб. за период с 01.12.2022 года по 31.03.2024 года; взыскать штраф в размере 1409,88 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.; взыскать судебные расходы в сумме 30 000 руб.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Лупандина А.Г., действующая на основании доверенности против удовлетворения иска возражала, о чем представила отзыв.
Третье лицо АО «ЛОЭСК», меры к извещению которого приняты судом надлежащим образом, представителя не направило.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования по следующим основаниям.
В соответствии с приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13.10.2006 № 101-п «О присвоении статуса гарантирующего поставщика обществу с ограниченной ответственностью «РКС-энерго» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ленинградской области.
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и п. 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения потребителем действий (конклюдентных действий), свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
В соответствии с п. 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется предоставлять потребителю коммунальную услугу по электроснабжению, а потребитель обязуется вносить ресурсоснабжающей организации плату за коммунальную услугу в сроки и в порядке, установленные законодательством Российской Федерации и договором, а также соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ, пп. «в» п. 17 Правил № 354 в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.
По договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность, и оказанные услуги в сроки и в порядке, установленные законодательством Российской Федерации и договором, а также соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством РФ.
Как установлено судом Соловьев Д.В. является собственником индивидуального жилого строения, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Лесопильная, в районе бывшей красной фабрики «Красная нить», д. б/н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № 78-АД 3300368 от 19.10.2009 года.
Поставка электрической энергии по адресу жилого дома осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключённого в устной форме между Соловьёвым Д.В. и ООО «РКС-энерго» (лицевой счёт№ 1401496420).
Для учёта потребляемой электрической энергии энергоснабжающего объекта принят установленный РЩ на опоре линии электропередач выносной прибор учета «ЦЭ 2727», 2007 года выпуска, заводской номер 39368007 (далее - ВПУ), установленный 20.04.2015 согласно акта об установке прибора учёта № б/н, подписанный самим потребителем без замечаний.
В соответствии со свидетельством о поверке № 1934С-2016 от 31.10.2016, в 2016 году проведена метрологическая государственная поверка ВПУ и установлена дата следующей поверки 30.10.2024, тем самым, ВПУ принят к расчётам начислений платы за потребленную электроэнергию до конца октября 2024 года, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию прибора учета от 31.10.2016, подписанного Соловьевым Д.В. без замечаний.
ВПУ не присоединён к интеллектуальной системе учёта электрической энергии, не обеспечен функциями интеллектуальной системы учёта, позволяющими производить дистанционный сбор, обработку и передачу показаний в автоматическом режиме, что также подтверждается актом проверки состояния прибора учёта № 015601 от 06 ноября 2020, подписанным со стороны Соловьева Д.В. без замечаний.
В соответствии с документами о технологическом присоединении (актами разграничения границ балансовой принадлежности сторон № 05-093-15 БП от 12.08.2015 и разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон № 05/093-15 ЭО от 12.08.2015), ВПУ находится на балансе Соловьева Д.В., следовательно, ВПУ является собственностью потребителя.
Таким образом, расчёты по начислению платы за потреблённую электроэнергию объекта производятся на основании принятого ВПУ, который не обеспечен функциями интеллектуальной системы учёта, что не позволяет производить дистанционную передачу показаний потреблённой электроэнергии и в таком случае в соответствии п. к(1)) ст. 33 Правил № 354 потребитель ежемесячно не позднее 25-го числа текущего расчётного периода имеет право снимать показания прибора учёта и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу самостоятельно.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п. 38 Правил № 354, расчёт размера платы за услугу энергоснабжения, осуществляется по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области, устанавливаются Комитетом по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области (далее - ЛенРТК).
В соответствии с абз. 3 п. 38 Правил № 354 в случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
ЛенРТК в рамках своих полномочий контролирует применение регулируемых цен на территории Ленинградской области, следовательно, тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливаются на экономически обоснованном уровне, и применение понижающего коэффициента не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, установленных постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
При этом, под установленным порядком понимается оборудование помещений электроплитами в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности, а также в соответствии с требованиями иных норм.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами № 354.
В соответствии с п. 3 Правил № 354, разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Так, согласно письму ФАС России от 03.05.2018 № ВК/31589/18 «О рассмотрении обращения», в соответствии с п. 5 ст. 19 ЖК РФ при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.
При наличии в техническом паспорте здания (строения) сведений об оборудовании жилых помещений электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, подлежат применению тарифы на электрическую энергию для группы потребителей «население, проживающее в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, и (или) электроотопительными установками», с учётом применения понижающего коэффициента.
Частями 4,5 ст. 19 ЖК РФ также установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учёту в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный учёт жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Постановление № 1301) утверждено Положение о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления № 1301, приказом министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 утверждена Инструкция о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией, технический паспорт на здание (строение) содержит сведения об оборудованных в нем в установленном порядке электроплитах: графы 27 и 28 Раздела III Благоустройство площади квартир здания и строения (кв. м), графа 9 Раздела II Техническое описание здания или его основной пристройки.
Пункт 9.2 Инструкции содержит указания по заполнению технического паспорта на здание (строение), а приложение № 12 (обязательное) к данной инструкции содержит форму технического паспорта на здание (строение), в который в частности включается информация о наличии электроплит.
Также, в соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы РФ № ВК/38062/17 от 06.06.2017 при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением такого помещения установленным требованиям.
Таким образом, применение тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, возможно при наличии данных сведений в техническом паспорте здания (строения).
Применение для расчетов по объекту «льготного» тарифа носит заявительных характер. Законодательство РФ, в том числе Правила №354 не возлагают на исполнителя коммунальных услуг обязанность установлению и сбору информации (документов) для применения «льготного» тарифа по объектам Потребителей.
Документы, подтверждающие наличие стационарных электроплит для пищеприготовления и электроотопительных установок в жилом доме, оборудованном в установленном законном порядке истцом не представлены, в связи с чем у ООО «РКС-энерго» отсутствуют правовые основания для применения тарифа на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ленинградской области, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, следовательно у ООО «РКС-энерго» также отсутствуют правовые основания для осуществления перерасчёта начислений платы за потребленную электроэнергию за период с декабря 2022 по декабрь 2023.
Истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 2819,77 руб. за период с декабря 2022 по 31 марта 2024 года, которые не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.11.2022 № 346-п «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области, на 2023 год» предусматривает в период с 01.12.2022 по 31.12.2023 применение тарифа на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ленинградской области, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками: по дневной зоне (пиковая и полупиковая) в размере - 4,21 коп./кВт.ч., ночной зоне в размере - 2,28 коп./кВт.ч., и не оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками: по дневной зоне (пиковая и полупиковая) в размере 4,26 коп./кВт.ч., ночной зоне в размере - 2,32 коп./кВт.ч.
В ходе проверки сведений относительно начислений платы за потребленную электроэнергию за заявленный период установлено, что расчёт начислений по плате за потребленную электроэнергию за период с декабря 2022 по декабрь 2023 произведен с применением тарифа на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ленинградской области, проживающих в городских населённых пунктах в домах не оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками: по дневной зоне (пиковая и полупиковая) в размере 4,26 коп./кВт.ч., ночной зоне в размере - 2,32 коп./кВт.ч., в связи с тем, что Соловьёвым Д.В. в ООО «РКС-энерго» не представлены документы, содержащие сведения об установке в установленном законном порядке электроустановок в отношении жилого дома для применения тарифа с понижающим коэффициентом.
Требование в виде взыскания штрафа в размере 3187, 64 руб. за нарушение порядка расчёта платы за коммунальные услуги, установленного п. 155 Правил № 354 повлёкшим необоснованное увеличение размера такой платы, также не подлежит удовлетворению, в виду отсутствия в действиях ООО «РКС-энерго» противоправности в действиях.
В соответствии с ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, наличие, размер компенсации морального вреда зависит от характера и объёма причинённых истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворённого иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесённых им страданий.
Истец не указывает обстоятельств и не приводит доказательств, свидетельствующих о причинении ему каких-либо нравственных страданий действиями ответчика.
Кроме того, одно из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда - вина причинителя. Как уже было указано выше обстоятельствами дела и документами подтверждается, что вина ответчика отсутствует
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. По смыслу приведённой нормы права для возложения имущественной ответственности за причинённый истцу вред необходимо наличие таких обстоятельств, как наступление вреда и вина ответчика, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями.
При отсутствии хотя бы одной из составляющих, взыскание убытков не представляется возможным.
Истцом не представлено доказательств причинения ущерба со стороны ответчика, а также документов, обосновывающих заявленный размер ущерба. Кроме того, отсутствует такие составляющие доказывания убытков как вина энергосбытовой организации и причинно-следственная связь.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в иске Соловьева Дмитрия Владимировича к ответственностью «РКС-Энерго» о признании действий противоправным и незаконными, обязании прекратить противоправные и незаконные действия, обязании произвести перерасчет, взыскании неосновательного обогащения, штрафа, морального вреда и судебных расходов.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Копия верна
Судья Выборгского городского суда А.Б. Думчева
Секретарь Е.Э. Щербакова
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2024 года.
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-2438 за 2024 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.