ДЕЛО №а-857\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Леоновой Д.С.,
с участием старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Чувашской Республики Овчинникова А.В.
административного ответчика Степанова
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии» об установлении административного надзора в отношении осужденного Степанова
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии» (далее – ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора на срок 8 лет в отношении осужденного Степанова и установлении ему ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 3 раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом, запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Заявление со ссылкой на положения Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» мотивировано тем, что осужденный отбывает наказание по приговору Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 26.02.2016 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем в отношении осужденного подлежит установлению административный надзор с соответствующими ограничениями, с учетом сведений, характеризующих личность осужденного.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик Степанов суду пояснил, что он считает необходимым уменьшить явку в органы внутренних дел.
Прокурор Овчинников А.В. полагал необходимым установить в отношении осужденного административный надзор на срок 8 лет и ограничение в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 2 раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом, запрещение пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, поскольку из приговора следует, что Степанов совершал преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Выслушав административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установлены правовые основания и категории лиц, за которыми предусмотрено право установления административного надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
Частью 2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Судом установлено, что Степанов отбывает наказание в виде лишения свободы, назначенное приговором Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 26.02.2016 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от 27.07.2016 года данный приговор оставлен без изменения.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации имеются основания для установления в отношении осужденного административного надзора.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом N 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. ст. 2 и 3), согласуется с нормой ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения тяжкого преступления при рецидиве преступлений лицом, осужденным к лишению свободы.
Осужденный отбывает наказание за совершение преступления, относящегося к категории тяжких, при опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п. «г» ч.3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, в отношении осужденного подлежит установлению административный надзор на срок 8 лет. Указанный срок является обязательным и не подлежит уменьшению в силу положений действующего законодательства (п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии с положениями ст. 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
Административный истец также просит суд установить в отношении административного ответчика административные ограничения в виде: запрещения пребывания в заведениях, где реализуется спиртные напитки в розлив, обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на регистрацию 3 раза в месяц.
Перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, предусмотрены ст. 4 Закона № 64-ФЗ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд считает необходимым административный иск в части установления в отношении Степанова видов административных ограничений удовлетворить частично, установив ему административные ограничения в виде:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации с периодичностью явки 2 раза в месяц,
- запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При этом выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом обстоятельств совершенного Степановым преступления, суд полагает, в части данного ограничения, необходимым и достаточным обязать Степанова обязательной явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При назначении Степанову административного ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, суд с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности считает, что данное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд считает установление данного запрета соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых введен институт административного надзора.
Назначенные административные ограничения по мнению суда не ограничивают право административного ответчика на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Кроме того суд учитывает, что если Степанов как поднадзорное лицо будет добросовестно соблюдать административные ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризоваться по месту работы и (или) месту жительства то, в соответствии с частям 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор в отношении него может быть досрочно прекращен, судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 22)
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Ограничения, установленные Федеральным законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Степанова
Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Установить в отношении Степанова, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца поселка <адрес> АССР, административный надзор на срок 8 (восемь) лет по приговору Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 26.02.2016 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исчисление срока административного надзора производить со дня постановки Степанова на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Установить Степанову следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив
- в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 2 (два) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом;
Решение может быть обжаловано и на него внесено представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение 10 дней.
Судья С.А. Красильникова
Мотивированное решение изготовлено 26.03.2018 года