УИД 11RS0001-01-2023-011143-16 Дело № 2-1807/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
25 апреля 2024 г. гражданское дело по иску Куприяновой Елены Борисовны к ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России о признании факта нарушений норм Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Куприянова Е.Б. обратилась в суд с иском к ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России и с учетом уточнений просила признать факт нарушений норм п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 2 и 5 ст. 6, ст. 18, п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что она является участником ..., в связи с чем имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Имеет диагнозы: .... Ей была выдана путевка в СКК «Вулан» - НКФ ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России. В нарушении норм техники безопасности при обработке хлором помещения не проветривались. Номера дезинфицировались хлорированием, убирались ароматизированными чистящими средствами, белье стирали резко пахнущими моющими средствами. В номерах имелась плесень. Корпуса СКК «Вулан» находились среди точек общепита, торговых и увеселительных заведений, что создавало шум и дым мангалов. В СКК «Вулан» запрещено курение, но мест для курения не отведено. На пляже с вывеской «Лечебный пляж ФМБА» санаторию были выделены места на деревянных лежаках под тремя глухими навесами рядом с местами для курения, столовой, шашлычной и другими точками общепита. По приезду в санаторий она предъявила лечащему врачу выписку из амбулаторной карты с диагностикой аллергенов, врач обязан был выявить наличие (отсутствие) факторов риска.
В уточненных требованиях истец указала на то, что СКК «Вулан» не имеет собственного пляжа, в связи с чем исключает обеспечение для пациентов необходимых гигиенических условий. В правилах для гостей есть запрет курения, однако нет конкретных данных о том, как контролируется соблюдение этого требования. В правилах для гостей есть запрет использовать звуковую аппаратуру со слышимостью вне пределов номера, однако нет данных о контроле за соблюдением нормативов по допустимым уровня звукового давления. Мангалы и другие задымляющие окружающую среду точки общепита размещены на расстоянии ближе 50 м. от санатория. В связи с этим, администрация СКК «Вулан» устранилась от соблюдения норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Проветривание номеров после уборки хлорсодержащими препаратами не производится. Администрация СКК «Вулан» сообщила, что для нее были обеспечены гипоаллергенные постельные принадлежности и уборка без применения хлора. Однако в инструкциях нет упоминания об этом, чем нарушены нормы Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец является участником ..., имеет право на бесплатное лечение в санаторно-курортных учреждениях.
В марте 2020 г. в Министерство здравоохранения Республики Коми на истца из медицинского учреждения с согласия истца поступила заявка с указанием желаемой даты заезда «август» и санатория «Вулан» для размещения в федеральной электронной программе «Система мониторинга санаторно-курортного лечения». Заявка от ** ** ** была рассмотрена санаторием «Вулан», согласована дата заезда с ** ** ** по ** ** **. В указанный период истец проходила санаторно-курортное лечение в СКК «Вулан» - НКФ ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.
Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что ответчиком были нарушены нормы п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 2 и 5 ст. 6, ст. 18, п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем, в том числе установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 ст. 10 Закона содержится перечень тех сведений, которые (с учетом особенностей правового статуса отдельных видов товаров) должны в обязательном порядке содержать информацию о товаре, доводимую изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона потребителя информация, предусмотренная п. 2 данной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Приказом Минздрава России от 05.05.2016 № 279н утвержден Порядок организации санаторно-курортного лечения, устанавливающий правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Согласно п. 4 Порядка санаторно-курортное лечение осуществляется в медицинских организациях всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с п. 13 Правил исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:
а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг;
б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.
В данном случае на сайте СКК «Вулан» была размещена информация о предоставлении услуг по санаторно-курортному лечению органов дыхания.
Об оказании СКК «Вулан» населению специализированной, в т.ч. медицинской помощи, санаторно-курортного лечения органов дыхания и медицинской помощи по аллергологии и иммунологии указано в лицензии и в Положении о филиале СКК «Вулан».
О том, что у истца имеется заболевание «...» СКК «Вулан» не было известно. Так в заявке на санаторно-курортное лечение истца был указан диагноз «...», сопутствующее заболевание «...».
Вместе с тем, как указывает СКК «Вулан», для истца было предложено несколько номеров на выбор, она была обеспечена гипоаллергенными подушками и одеялами, проводили уборку и дезинфекцию средствами из группы четвертичных аммониевых соединений. Данные обстоятельства истцом не оспариваются, истец не согласна с тем, что в инструкциях отсутствуют указанные обстоятельства.
Санаторно-курортное лечение истцом было получено, что ею также не оспаривается.
В соответствии с сертификатом соответствия со сроком действия с 08.06.2020 по 07.06.2023 лечебно-оздоровительные услуги СКК «Вулан» соответствуют классу «Высший», место расположения, обустроенность и содержание территории соответствуют классу «Высший».
Согласно экспертному заключению от 28.05.2014 условия проживания и питания СКК «Вулан» соответствуют санитарным правилам.
Порядком организации санаторно-курортного лечения не предусмотрено обязательное наличие в собственности санатория лечебного пляжа.
Информация о наличии лечебного пляжа отсутствовала и на сайте СКК «Вулан».
Информация о том, что рядом с санаторно-курортным комплексом располагаются многочисленные рестораны, кафе, магазины, аттракционы, имелась на сайте СКК «Вулан».
Таким образом, суд не находит оснований для признания факта нарушений СКК «Вулан» норм п.п. 2 и 5 ст. 6, ст. 18, п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Доводы истца о том, что: в нарушении норм техники безопасности при обработке хлором помещения не проветривались, номера дезинфицировались хлорированием, убирались ароматизированными чистящими средствами, белье стирали резко пахнущими моющими средствами; корпуса санатория находились среди точек общепита, торговых и увеселительных заведений, что создавало шум и дым мангалов, данных о контроле за соблюдением нормативов по допустимым уровня звукового давления нет; не отведено мест для курения, нет конкретных данных о том, как контролируется соблюдение запрета на курение; в инструкциях отсутствуют сведения об обеспечении гипоаллергенными постельными принадлежностями и уборкой без применения хлора, что является нарушением п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, судом не принимаются, т.к. данные обстоятельства не могут быть отнести к информации об услуге по смыслу ст. 10 Закона о защите прав потребителей и Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которая должна быть доведена до потребителя.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания факта нарушений СКК «Вулан» норм п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»,
В данном случае доводы истца сводятся к некачественному оказанию услуг.
С учетом изложенного требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Куприяновой Елены Борисовны (...) к ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России (...) о признании факта нарушений норм п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 2 и 5 ст. 6, ст. 18, п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение составлено 28.04.2024