Судья Черемисина О.С. № 33-5694/2020 (№ 2-1913/2022)
УИД 22RS0068-01-2022-000139-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 августа 2022 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Дубовицкой Л.В.
при секретаре Подлужной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации
на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 12 апреля 2022 г. по делу по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Земскому Ю. С. о взыскании выплаченной денежной субсидии, предназначенной для приобретения (строительства) жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России обратилось в суд с иском к Земскому Ю.С. о взыскании выплаченной денежной субсидии, предназначенной для приобретения (строительства) жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что на основании протокола заседания жилищной комиссии штаба Черноморского флота от 03 ноября 2010 года *** капитан 1 ранга Земский Ю.С. в связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службы был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства г. Санкт-Петербурге, составом семьи два человека (Земский Ю.С. и супруга Земская Н.А.).
Решением жилищного органа от 11 сентября 2018 г. *** «О предоставлении военнослужащему – гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с воинской службы), и членам его семьи дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений)» Земскому Ю.С. после увольнения с воинской службы произведена выплата жилищной субсидии в сумме 4 937 971,50 руб., эквивалентной 42,0 кв.м норматива общей площади жилого помещения, что подтверждается платежным поручением от 14 сентября 2018 г. ***.
На указанное решение жилищного органа военной прокуратурой – войсковой частью *** подан 15 июня 2021 г. протест ***, согласно которому решение о выплате Земскому Ю.С. субсидии является незаконным, подлежит отмене, поскольку получатель субсидии ранее однократно обеспечен жилым помещением от военного ведомства (Министерства обороны Российской Федерации) путем предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от общественной организации «Фонд социальной помощи военнослужащим «Пафос» по программам, предусматривавшим жилищное обеспечение военнослужащих и их семей.
Впоследствии названное жилое помещение было подарено Земским Ю.С. дочери ФИО 1
В силу ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим предоставлено право на обеспечение жилым помещением однократно.
На дату предоставления Земскому Ю.С. жилищной субсидии (11 сентября 2018 г.) жилищным органам не было известно об однократном жилищном обеспечении военнослужащего жилым помещением, расположенным в г. Севастополе, в отношении которого он может предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации.
В материалах жилищного дела военнослужащий указывал на то, что жилыми помещениями в период прохождения военной службы от военного ведомства не обеспечивался. Кроме того, в жилищную комиссию были представлены справки, выданные командирами войсковых частей ***, *** от 17 октября 2010 г. и 25 октября 2010 г., соответственно, согласно которым в период с 1998 года по июль 2010 года Земский Ю.С. жилой площадью от Минобороны России не обеспечивался.
Исходя из того, что Земский Ю.С. ранее однократно был обеспечен жилым помещением, документы о сдаче которого Министерству обороны Российской Федерации не предоставил, то он не имел правовых оснований состоять на жилищном учете после обеспечения, и, как следствие, не подлежал повторному жилищному обеспечению от военного ведомства.
Во исполнение протеста военной прокуратуры – войсковой части решением жилищного органа от 18 июня 2021 г. *** отменено решение от 11 сентября 2018 г. ***, послужившее основанием выплаты жилищной субсидии на сумму 4 937 971,50 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от03 февраля 2014 г. № 76, ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России просит взыскать с Земского Ю.С. выплаченную денежную субсидию, предназначенную для приобретения (строительства) жилого помещения в сумме 4 937 971,50 руб. с перечислением взысканной суммы на счет Министерства обороны Российской Федерации. Одновременно истцом заявлена в иске просьба считать течение срока исковой давности с даты выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятого решения, а именно: с момента принесения на решение жилищного органа протеста военной прокуратурой – войсковой части *** от 15 июня 2021 года ***, - в связи с чем считать данный срок не пропущенным.
Решением Центрального районного суда <адрес> от 12 апреля 2022 г. Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что вывод суда об отсутствии обстоятельств двукратного (повторного) жилищного обеспечения Земского Ю.С. в качестве военнослужащего в связи с прохождением военной службы в органах Министерства обороны Российской Федерации, является ошибочным.
Ссылаясь на фактические обстоятельства дела и нормы права, регулирующие правоотношения сторон, представитель истца указывает на то, что ответчиком Земским Ю.С. не опровергнуто то обстоятельство, что он, получая жилое помещение в <адрес>, являлся военнослужащим офицером Вооруженных Сил Российской Федерации, который в силу законодательства Российской Федерации не имел права получать гражданство иностранного государства, при наличии которого не мог занимать должность офицера. Также им не представлено документов, что он являлся инвестором фонда социальной помощи военнослужащим «Пафос» или производил соответствующие взносы в Фонд, в виду его личных обязательств по договору, который определял его права на получение жилого помещения при наступлении определенных событий. Нарушением норм материального права является то, что суд первой инстанции, делая вывод, что Земский Ю.С. обеспечивался жилым помещением в г. Севастополе на территории иностранного государства Украины, не мог быть обеспечен от Министерства Обороны Российской Федерации, не применил закон, подлежащий применению, а именно действующее на тот период Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины, которое уступило в силу 9 ноября 2000 г. Указанной нормой, государством Украина признано, что Российская Федерация имеет право финансировать строительство и приобретение жилищного фонда в лице Черноморского флота для обеспечения жилищных прав военнослужащих.
Исследуя материалы проверки военной прокуратуры суд не принял во внимание и не приобщил ряд документов, свидетельствующих о фактическом финансировании Российской Федерации от имени Черноморского флота проекта по строительству и приобретению жилищного фонда: договор о сотрудничестве от 07.09.1993, договор о долевом участии в строительстве 86-квартирного дома от 20.11.1995, договор-поручение от 31.03.1994, объяснения ФИО 2
Вывод суда о пропуске срока исковой давности не основан на действующем законодательстве. В решении не приведен закон о каком-либо пресекательном сроке для проведения контрольно-надзорных мероприятий прокуратурой. Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности с даты выявления обстоятельств, препятствующих незаконности принятого решения, поскольку таковой не является пропущенным, так как надзорному органу стало известно о нарушении прав со стороны ответчика только после проведения соответствующей проверки.
В письменных возражениях ответчик с доводами жалобы представителя истца не соглашается.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика, третьего лица Цурпалюк В.Р. с доводами жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Разрешая спор, суд установил, что Земский Ю.С. в период с 30 июля 1981 г. по 31 июля 2017 г. проходил военную службу в органах Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2017 г. *** Земский Ю.С. в звании контр-адмирала уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракта о прохождении военной службы).
На день увольнения с военной службы Земский Ю.С. имел выслугу лет общей продолжительностью 38 лет 5 месяцев 28 дней (календарной продолжительностью – 36 лет 1 день).
В период прохождения военной службы Земский Ю.С. с составом семьи два человека был поставлен в установленном порядке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о чем жилищной комиссией Черноморского флота принято решение от 3 ноября 2010 г., утвержденное в последующем начальником штаба Черноморского флота.
В решении жилищной комиссии, оформленном протоколом заседания ***, приобщенного к материалам жилищного дела Земского Ю.С., жилищной комиссией разрешен вопрос о включении Земского Ю.С. с составом семьи два человека в списки нуждающихся в обеспечении жилым помещением войсковой части *** Единой автоматизированной системе учета военнослужащих Севастопольского гарнизона, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
На основании представленных материалов жилищного дела, рапорта военнослужащего, ходатайства командира войсковой части ***, жилищной комиссией принято решение ходатайствовать перед начальником *** о включении в ЕАСУ категорией «БК, постоянное», капитана 1 ранга Земского Ю.С., подлежащего увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, и избравшего в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» постоянным местом жительства после увольнения с военной службы г. Санкт-Петербург, составом семьи два человека (заявитель и супруга Земская Н.А.).
27 марта 2017 г. жилищной комиссией от Земского Ю.С. принято заявление о внесении изменений в учетные данные, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях: изменении формы обеспечения на жилищную субсидию.
11 сентября 2018 г. ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (жилищным органом) принято решение *** о предоставлении контр-адмиралу запаса Земскому Ю.С. с учетом члена семьи - супруги Земской Н.А., - субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 4 937 971,50 руб.
14 сентября 2018 г. произведена выплата жилищной субсидии в указанном размере, что следует из представленного в материалах жилищного дела платежного поручения ***.
Решением ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2018 г. *** Земский Ю.С. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением военнослужащему, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
15 июня 2021 г. военной прокуратурой – войсковой частью *** принесены протест на решение жилищного органа от 11 сентября 2018 г. *** и представление об устранении нарушений закона, в которых военной прокуратурой был поставлен вопрос о неправомерности обеспечения Земского Ю.С. жилищной субсидией. Протест и представление мотивированы повторным жилищным обеспечением Земского Ю.С. в нарушение требований законодательства о праве военнослужащего на однократное обеспечение жильем от имени Министерства обороны Российской Федерации.
18 июня 2021 г. ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято решение *** об отмене ранее принятого решения от 11 сентября 2018 г. *** о предоставлении Земскому Ю.С. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения).
Полагая неправомерным выплату жилищной субсидии Земскому Ю.С. по основанию нарушения принципа однократности обеспечения жильем военнослужащего, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (правопреемник ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации) обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с Земского Ю.С. выплаченных денежных средств в целях жилищного обеспечения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, обстоятельств двукратного (повторного) жилищного обеспечения Земского Ю.С. в качестве военнослужащего (в связи с прохождением военной службы в органах Министерства обороны Российской Федерации) с учетом членов его семьи не установлено. Напротив, из представленных по делу доказательств, в их совокупности и системной взаимосвязи, судом установлен факт однократной реализации Земским Ю.С. как военнослужащим права на жилищное обеспечение от имени Министерства обороны Российской Федерации – в форме выплаты спорной жилищной субсидии.
Судебная коллегия по гражданским делам полагает, что данный вывод суда основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
В период с 22 января 1993 г. до 31 декабря 1997 г. вопросы статуса военнослужащих были урегулированы Законом Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих».
Статьей 15 указанного Закона («Право на жилище») предусматривалось, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством.
Правовые основы, отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы, права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в настоящее время урегулированы Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившим в силу с 2 апреля 1998 г.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
По смыслу указанных норм Федерального закона, военнослужащий имеет право быть обеспеченным в связи с прохождением военной службы при наличии совокупности следующих условий: стажа военной службы, а также с соблюдением принципа однократного жилищного обеспечения в связи со статусом военнослужащего. При этом право на однократное предоставление жилья (жилищной субсидии) связывается законом с получением жилого помещения военнослужащим от имени государства в лице Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом (принятым и действующим на территории Российской Федерации) порядке, регулирующем предоставление жилья военнослужащим, и за счет соответствующих выделяемых на это средств либо жилищного фонда Министерства.
Из материалов дела следует, что Земский Ю.С. в период с 1995 г. по 2010 г. имел в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> возведен на основании договора о совместном долевом участии в строительстве жилого дома от 10 января 1994 г., заключенного между ООО «КРЕЗ» и Предпринимательской фирмой «МАК и С», а также договора о совместной деятельности по инвестированию в жилищное строительство от 5 декабря 1994 г., заключенного между Малым частным предприятием «СЕРВОВ» и ООО «Одесская судоходная компания».
Многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию на основании акта Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (Республики Украины) от 29 декабря 1994 г., утвержденного решением Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов Украины от 5 января 1995 г.
1 февраля 1994 г. Севастопольским бюро технической инвентаризации (Республики Украины) выдано ООО «КРЕЗ» регистрационное удостоверение о праве собственности на ряд квартир в многоквартирном доме, в том числе квартиру ***.
4 февраля 1995 г. Севастопольским бюро технической инвентаризации в отношении указанной квартиры выдано регистрационное удостоверение о праве собственности Кооперативу «Арго».
28 февраля 1995 г. Севастопольским бюро технической инвентаризации выдано свидетельство о праве собственности на квартиру ООО «Одесская судоходная компания».
В тот же день, 28 февраля 1994 г. Севастопольским бюро технической инвентаризации выдано последующее удостоверение в отношении спорной квартиры (о праве собственности на нее) ООО «Фонд социальной помощи военнослужащим «Пафос».
Согласно договору купли-продажи, заключенному между АО «КОЛОС» и ООО «Одесская судоходная компания» 2 декабря 1994 г., продавец АО «КОЛОС» продает, а покупатель ООО «Одесская судоходная компания» покупает судно – ОИС «В.Головин», постройки 1965 г., оплата за объект производится предоставлением 26 квартир в г. Севастополе.
22 февраля 1995 г. между АО «КОЛОС» и ООО «Одесская судоходная компания» заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 2 декабря 1994 г., которым стороны определили передать оплату в виде квартир учредителю АО «КОЛОС» - общественной организации «Фонд социальной помощи военнослужащим «ПАФОС» в соответствии с условиями договора с оформленными документами на право собственности.
Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 декабря 1993 г. *** океанографическое исследовательское судно «Василий Головин» исключено из состава Военно-Морского Флота на Черноморском флоте ввиду невозможности дальнейшего использования по прямому назначению морских судов обеспечения и нецелесообразности восстановления.
Приказом командующего Краснознаменным Черноморским флотом от 10 января 1994 г. из состава флота данное судно исключено с его реализацией ТОО «Крым-прогресс» через фонд социальной помощи военнослужащих «ПАФОС».
Постановлением Правления Фонда социальной помощи военнослужащим «ПАФОС» от 2 марта 1995 г. *** Земскому Ю.С. предоставлено в собственность на состав семьи четыре человека (он, супруга, сын, дочь) принадлежащая Фонду на праве собственности квартира <адрес>.
Как следует из текса данного постановления, правовым основанием его принятия является Закон Украины «О собственности», Закон Украины «Об объединениях граждан», Устав Фонда, квартира предоставлена от имени Фонда Земскому Ю.С. как члену Фонда.
В соответствии с Уставом объединения граждан – общественной организации Фонд социальной помощи военнослужащим «Пафос», Фонд является добровольной местной общественной организацией, созданной на основе единства интересов для совместной реализации своих прав и свобод. Фонд является юридическим лицом, созданным на территории Украины и в соответствии с ее законодательством. В деятельности Фонда принимают участие коллективные члены акционерных обществ «Украина Ахтиар», «Нэвикон-ОГТ», Украина-Крым-Петрол», Южное страховое акционерное общество «ЮСК», общества с ограниченной ответственностью «Дельта-2», «Торнадо», «POIKO ЛТД», коммерческий банк «Нэвикон банк» (пункт 1.1 Устава).
Согласно п. 1.2 Устава, Фонд создан для удовлетворения и защиты законных социальных, экономических, творческих, возрастных, культурных, спортивных интересов военнослужащих, рабочих и служащих, а также ветеранов Вооруженных Сил на основе поступлений от инвестиционной и иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством Украины, а также взносов от предприятий, организаций и граждан; Фонд осуществляет свою деятельность на основе добровольности, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.
Основной задачей Фонда является социальная помощь военнослужащим, а также иным лицам (по решению правления Фонда). Социальная помощь военнослужащим может осуществляться в форме, в том числе, материальной помощи, помощи в строительстве жилья. В целях обеспечения основной задачи и получения необходимых средств Фонд выступает участником гражданско-правовых отношений, приобретает имущественные и неимущественные права. Член Фонда имеет преимущественное право перед другими лицами на получение помощи, указанной в разделе 2 Устава (п. 3.4 Устава).
Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что Фонд имеет в собственности средства и другое имущество, необходимое для его уставной деятельности; Фонд приобретает право собственности на средства и другое имущество, в том числе пожертвованное в Фонд, а также приобретенное на других основаниях, не запрещенных законом.
В соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным между Черноморским флотом в лице Первого Заместителя Командующего и Общественной организацией – Фондом социальной помощи военнослужащим «ПАФОС» 7 сентября 1993 г., Флот передает Фонду и его предприятию АО «КОЛОС» для использования и реализации на коммерческой основе списанное и высвободившееся имущество флота – корабли, вспомогательные и специальные суда, прочее имущество.
Проанализировав все имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно определил, что объективных данных, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение относилось к числу материальных средств (имуществу) Министерства обороны Российской Федерации, а также предоставлялось от имени Министерства обороны Российской Федерации Земскому Ю.С., не имеется.
Напротив, имеющиеся в деле доказательства объективно подтверждают, что жилое помещение по <адрес> Украины (на момент предоставления жилого помещения г. Севастополь входил в состав Украины) было предоставлено Земскому Ю.С. непосредственно от имени Фонда и в связи с его деятельностью, поскольку жилое помещение получено Общественной организацией – Фондом социальной помощи за счет переданного Министерством в лице Черноморского флота списанного судна - имущества снятого с баланса как утратившего материальную ценность.
Вопреки доводам жалобы все материалы жилищного дела в отношении Земского Ю.С. приобщены к материалам настоящего гражданского дела, в том числе договор о сотрудничестве от 07.09.1993, заключенный между Черноморским Флотом и Фондом социальной помощи военнослужащим «ПАФОС», договор о долевом участии в строительстве 86-квартирного дома от 20.11.1995, объяснения ФИО 2
Указанные доказательства оценивались судом наравне с иными представленными в дела и им дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе объяснение ФИО 2, директора АОЗТ «Колос» о том, что переданные по договору о сотрудничестве квартиры не являлись собственностью Фонда социальной помощи военнослужащим «ПАФОС», приобретены Черноморским флотом и являлись государственной собственностью, не может являться основанием для иной правовой оценки сложившихся правоотношений по приобретению спорного жилого помещения.
Доводы жалобы о необходимости быть инвестором Фонда для предоставления жилого помещения в собственность, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в данном случае законность передачи жилого помещения от Фонда Земскому Ю.С. не является юридически значимым обстоятельством по делу.
На основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г., Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины приняли Соглашение от 16 марта 2000 г. «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины».
В соответствии с п. 5 указанного Соглашения лица, увольняемые с военной службы из состава Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, и члены их семей, избравшие постоянное место жительства на территории Украины в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации, обеспечиваются жилой площадью за счет средств Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 жилищный фонд, объекты социально - бытового назначения и инженерные коммуникации, находящиеся на балансе предприятий, организаций и подразделений Черноморского флота Российской Федерации в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подлежат передаче в коммунальную собственность местных органов исполнительной власти по фактическому состоянию в соответствии с законодательством Украины на условиях, согласованных местными органами исполнительной власти с командованием Черноморского флота Российской Федерации.
Исключение составляют объекты, построенные и приобретенные за счет средств Российской Федерации и подлежащие оформлению в собственность Российской Федерации согласно Перечню, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, а также объекты, переданные в аренду Российской Стороне.
Исходя из указанного Перечня, жилые помещения многоквартирного дома по <адрес>, в него не входили.
В соответствии со ст. 4 Соглашения Стороны признают, что Российская Федерация имеет право финансировать строительство и приобретение жилищного фонда и объектов социально - бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.
Жилищный фонд и объекты социально - бытового назначения, построенные и приобретенные за счет средств Российской Федерации для обеспечения жизнедеятельности военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, закрепляются Украинской Стороной в собственность уполномоченного Российской Стороной органа с полным правом владения, пользования и распоряжения.
Данное Соглашение временно применяется с даты его подписания и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления Сторонами о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу, и действует в течение срока действия Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 643 «Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины» уполномоченным органом по осуществлению имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда Российской Федерации, расположенного в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, является управление Черноморского флота (в частности, командующий Черноморским флотом Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что указанное Соглашение не действовало в период получения Земским Ю.С. спорного жилого помещения в собственность. Кроме того, Соглашение предусматривает возможность финансирования строительства и приобретение жилищного фонда и объектов социально - бытового назначения с закреплением Украинской Стороной в собственность уполномоченного Российской Стороной органа с полным правом владения, пользования и распоряжения.
Между тем, указанных обстоятельств при передаче Земскому Ю.В. жилого помещения в собственность, не установлено.
Доводы жалобы о пропуске истцом срока на обращение в суд при отказе в удовлетворении заявленных требований по существу спора, правового значения не имеют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2022 ░.