Решение по делу № 12-382/2021 от 24.05.2021

Дело № 12-382/2021

РЕШЕНИЕ

27 мая 2021 года                 г. Аксай

Судья Аксайского районного суда Ростовской области Шегидевич Е.Ю.,

рассмотрев протест прокурора Аксайского района на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Аксайского района от 12 мая 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Аксайского района от 12 мая 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В., в действиях которой отсутствует состав административного правонарушения.

Прокурор Аксайского района принес протест на указанное постановление, просил его отменить, возвратив дело на новое рассмотрение в административной орган, указав, следующее. Действия начальника отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ. Специалист отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Усачева И.В., которая, по мнению КДН может быть привлечена к административной ответственности, должностным лицом не является, в связи с чем вывод о прекращении производства по делу в отношении Петренко М.В. не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании помощник прокурора Аксайского района Дологодина Ю.А. доводы протеста поддержала, просила его удовлетворить.

Начальник отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В. и начальник ПДН ОМВД России по Аксайскому району Панасенко Л.А. возражали против отмены постановления, просили оставить его без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, судья приходит к следующим выводам.

Согласно требованиям ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из постановления от 12.05.2021г. следует. 15.04.2021г. прокуратурой Аксайского района выявлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетней Донецковой К.Д., 15.09.2003 года рождения. В ходе рассмотрения административного материала в отношении начальника отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В. сведения о ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетней Донецковой К.Д., выразившиеся в непосещении образовательного учреждения (ГБПОУ РО ПУ №56), не проживании на территории Аксайского района, непринятии мер по розыску несовершеннолетней не нашли своего подтверждения. Исполнение обязанностей законного представителя в отношении выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, обучающихся в учреждениях профессионального образования, согласно должностной инструкции возложены на специалиста отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района на Усачеву И.В.

Прекращая производство по делу, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Аксайского района сослалась на то, что отсутствие вышеуказанных сведений опровергают доводы, содержащиеся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.

Между тем, с выводами, изложенными в постановлении о прекращении производства по делу от 12.05.2021г., судья согласиться не может по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Согласно п.2 ст.121 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

Из материалов дела усматривается, отдел опеки Управления образования администрации Аксайского района в период с 04.02.2021г. по 18.03.2021г. обладая информацией о том, что местонахождение несовершеннолетней Донсковой К.Д. неизвестно, меры к ее розыску не принял.

Выводы административного органа о том, что исполнение обязанностей законного представителя в отношении выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, обучающихся в учреждениях профессионального образования, согласно должностной инструкции возложены на специалиста отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района на Усачеву И.В. являются необоснованными исходя из следующего.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Ведущий специалист отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района на Усачева И.В. должностным лицом не является. Вместе с тем начальник отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В. является должностным лицом, в обязанности которого входит планирование работы отдела и осуществление контроля за ее исполнением (пункт 3.1.1 должностных обязанностей Петренко М.В.).

Указанный пункт должностных обязанностей в части планирования работы отдела Петренко М.В. исполнен путем распределения обязанностей на работников отдела, в том числе и Усачеву И.В. Однако, осуществление контроля за исполнением таких обязанностей со стороны Петренко М.В., и образуют состав административного правонарушения.

Таким образом, выводы, изложенные в постановлении от 12.05.2021г. являются ошибочными.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при ... от ... нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем протест прокурора ... подлежит удовлетворению, а указанное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в административный орган, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.

При повторном рассмотрении дела также необходимо учесть, что согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае необходимо исходить из того, что целью назначения наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Протест прокурора Аксайского района Ростовской области удовлетворить.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Аксайского района от 12 мая 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района Петренко М.В. отменить, возвратив дело на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Аксайского района.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения или получения копии.

Судья:

12-382/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Прокурор Аксайского района
Ответчики
Петренко Марина Викторовна
Суд
Аксайский районный суд Ростовской области
Судья
Шегидевич Екатерина Юрьевна
Статьи

5.35

Дело на сайте суда
aksajsky.ros.sudrf.ru
24.05.2021Материалы переданы в производство судье
27.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Вступило в законную силу
29.06.2021Дело оформлено
29.06.2021Дело передано в архив
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее