Решение по делу № 2-436/2021 от 22.01.2021

Дело №2-436/2021

УИД № 76RS0010-01-2021-000131-72 Изг. 10.08.2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2021 года г. Ростов Ярославской области

Ростовский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего Демича А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Магомедовой Л.С.,

с участием представителя истца Ростовского межрайонного прокурора старшего помощника прокурора Уксусовой Я.В., представителей ответчика – Администрации рп Поречье-Рыбное по доверенности Романенко М.В., главы поселения Кутинской О.В., третьего лица- Ярославской Епархии Русской Православной Церкви по доверенности Котко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Поречье-Рыбное Ярославской области, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный прокурор по результатам проверки исполнения требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) обратился в суд с иском МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Администрации Поречье-Рыбное Ярославской области об обязании провести работы по сохранению объектов культурного наследия.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 на государственную охрану принят объект культурного наследия федерального значения «Церковь Никиты Мученика с колокольней: колокольня», 1799 г., расположенный по адресу: <адрес> (далее- Объект № 1), а постановлением Главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 на государственную охрану также принят объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви Никиты Мученика: церковь Петра и Павла с колокольней», 1767 г., расположенный по адресу: <адрес> (далее- Объект № 2).

По сведениям департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее - департамент), а также имеющимся выпискам из реестра федерального имущества от 28.12.2017 № 141/1 и № 141/2, вышеназванные объекты являются собственностью Российской Федерации.

Приказом департамента от 18.08.2017 № 47 на объект культурного наследия федерального значения «Церковь Никиты Мученика с колокольней: колокольня», 1799 г., утверждено охранное обязательство. Охранное обязательство на объект культурного наследия «Ансамбль церкви Никиты Мученика: церковь Петра и Павла с колокольней», 1767 г. находится в стадии утверждения.

Указанные объекты культурного наследия находятся в ненадлежащем состоянии, надлежащий режим их содержания не обеспечен.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное.

В судебном заседании истец Ростовский межрайонный прокурор- в лице старшего помощника межрайонного прокурора Уксусовой Я.В. настаивала на удовлетворении иска. Указала, что надлежащим ответчиком является Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное.

Ответчик- Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное в лице представителей- главы поселения Кутинской О.В., по доверенности Романенко М.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. Указали, что спорные объекты находятся в муниципальной собственности сельского поселения. Полагали, что в отношении объекта № 1 требования прокурором заявлены преждевременно, поскольку согласно акта осмотра объекта срок проведения реставрационных работ до 01.07.2022 года. В отношении объекта № 2 указали, что с 2010 года имеется заключенный с Ярославской Епархией Русской Православной церкви договор о сохранении недвижимого объекта. Дополнительно указали, что за счет средств местного бюджета работы по сохранению спорных объектов не выполнялись.

Ответчик – МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Пантелейкина О.Г. Мышкина Н.С. исковые требования не признавали. Указали, что в реестр федеральной собственности не вносились изменения после передачи спорных объектов с баланса Ростовского кремля на баланс администрации поселения.

Третьи лица- Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Администрация Ростовского муниципального района, ФГУК ГМЗ «Ростовский Кремль» будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.

Третье лицо- Управление муниципального имущества Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо- Ярославская Епархия Русской Православной Церкви в лице представителя по доверенности- Котко Н.С. в судебном заседании указал, что Объект № 2 Епархии не передавался, соответствующий договор не заключался.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

В силу статьи 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.

Судом установлено, что объект культурного наследия «Ансамбль церкви Никиты Мученика с колокольней: колокольня», 1799 г., содержится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно:

-    на стенах, цоколе, декоративном убранстве имеются значительные утраты штукатурно-окрасочного покрытия, трещины, деструкция кирпичной кладки (наиболее значительные в районе первого яруса колокольни);-    отсутствие части кровельного покрытия ярусов колокольни приводит вследствие воздействия атмосферных осадков к намоканию стен, что, в свою очередь, способствует интенсивному разрушению верхних рядов кладки и разрастанию травы и кустарников на их поверхности.

Объект культурного наследия «Ансамбль церкви Никиты Мученика: церковь Петра и Павла с колокольней», 1767 г., также содержится в ненадлежащем техническом состоянии:

-    на стенах, цоколе, декоративном убранстве имеются значительные утраты штукатурно-окрасочного покрытия, трещины, деструкция кирпичной кладки;

-    отсутствие кровельного покрытия над крыльцами и галереями храма приводит вследствие воздействия атмосферных осадков к намоканию стен, что, в свою очередь, способствует интенсивному разрушению верхних рядов кладки данных объемов и разрастанию травы и кустарников на их поверхности.

Указанные нарушения подтверждаются актом от 16.09.2020 года, составленным специалистом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (л.д. 57-61).

Спорные объекты культурного наследия приняты на государственную охрану (л.д. 27-34).
В отношении объекта № 1 приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 18.08.2017 года № 47 утверждено охранное обязательство (л.д. 35-49). Из акта технического состояния от 19.06.2017 года следует, что реставрация спорного объекта должна быть проведена в срок до 01.07.2022 года (л.д. 50-51).

В отношении Объекта № 2 охранное обязательство не утверждено. Между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской Епархией Русской Православной Церкви 30.08.2010 года заключен договор о сохранности и использования недвижимого объекта культурного наследия религиозного назначения. При этом на момент заключения указанного договора Департамент не являлся правообладателем объекта культурного наследия (л.д. 180-185).

Администрацией сельского поселения Поречье-Рыбное не оспаривался тот факт, что спорные объекты находятся в муниципальной собственности поселения, что подтверждается соответствующей выпиской (л.д. 162-164). Также в судебном заседании 03.08.2021 года представители администрации сельского поселения подтвердили, что в отношении спорных объектов какие либо работы по их содержанию и сохранению не производились.

Установлено, что Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное за получением разрешительной документации на проведение работ на вышеназванных объектах в департамент не обращалось.

Таким образом, Администрацией сельского поселения Поречье-Рыбное не обеспечен надлежащий режим содержания объектов культурного наследия.

Доводы Администрации сельского поселения о том, что исковые требования прокурором заявлены преждевременно, несостоятельны в силу следующего.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Ненадлежащее содержание объектов культурного наследия приводит к разрушению зданий и впоследствии может способствовать их полной утрате.

Кроме того, непринятие необходимых мер, в том числе по консервации объектов создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, как при нахождении внутри зданий, так и на их территории, в том числе и в результате обрушения их конструктивных элементов.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности фактический срок эксплуатации спорных объектов – 3 года 1 мес.

В связи с тем, что с момента составления акта осмотра технического состояния и утверждения охранного обязательства Объекта № 1 (19.06.2017 года и 18.08.2017 года соответственно) прошло более 4 лет, каких либо мер к его содержанию и сохранению не принималось, суд полагает, что требования прокурора не являются преждевременными.

Установление срока в акте осмотра технического состояния является основанием для принятия мер органом государственного контроля в рамках своей компетенции к собственнику объекта культурного наследия и не является препятствием для предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц в связи с тем, что объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации.

Относительно доводов администрации сельского поселения о том, что в отношении объекта № действует договор от 30.08.2010 года между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской Епархией Русской Православной Церкви заключен договор о сохранности и использования недвижимого объекта культурного наследия религиозного назначения.

Спорный объект № 2, а также объект № 1 переданы с баланса Государственного музея заповедника Ростовский Кремль на баланс сельского поселения по акту приема передачи от 10.07.1995 года (л.д. 162, 163).

Таким образом, в момент заключения договора от 30.08.2010 года Департамент культуры Ярославской области не являлся правообладателем объекта культурного наследия № 2.

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

То обстоятельство, что охранное обязательство на объект культурного наследия № 2 не утверждено, не свидетельствует об отсутствии обязанностей по его содержанию, поскольку наличие оформленного на рассматриваемый объект культурного наследия охранного обязательства лишь подтверждает его специальный статус как объекта культурного наследия, находящегося под охраной государства и не освобождает от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.

Кроме того, согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.

Спорный объект № 2 значится в реестре муниципальной собственности и не передавался собственником какому либо иному третьему лицу. На балансе Ярославской Епархии Русской Православной Церкви спорный объект не находится, что подтверждается ответом на судебный запрос, пояснениями представителя третьего лица в судебном заседании от 03.08.2021 года, а также ответом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в адрес Ростовского межрайонного прокурора от 27.07.2021 года. При этом суд считает необходимым отметить, что о наличии договора подписанного между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской Епархией Русской Православной Церкви договора относительно объекта № 2 представители собственника- Администрации сельского поселения узнали только в ходе рассмотрения настоящего дела в суде.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия № 2 должна быть возложена на собственника данного недвижимого имущества.

С учетом установленных судом обстоятельств, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.

В связи с тем, что исковые требования к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, прокурором не поддержаны, производство по делу в отношении указанного ответчика подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Поречье-Рыбное Ярославской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по сохранению объектов культурного наследия «Церковь Никиты Мученика с колокольней: колокольня 1799 года», расположенного по адресу: <адрес>, и «Ансамбль церкви Петра и Павла с колокольней» 1767 года, расположенного по адресу: <адрес> в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Производство по делу в отношении МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.Н. Демич

2-436/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное Ростовского района Ярославской области
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Другие
Ярославская Епархия Русской Православной Церкви
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области
ФГУК ГМЗ "Ротовский Кремль"
Управление муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района
Суд
Ростовский районный суд Ярославской области
Судья
Демич Александр Николаевич
Дело на сайте суда
rostovsky.jrs.sudrf.ru
22.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Подготовка дела (собеседование)
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее