Дело №2-436/2021
УИД № 76RS0010-01-2021-000131-72 Изг. 10.08.2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2021 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего Демича А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Магомедовой Л.С.,
с участием представителя истца Ростовского межрайонного прокурора старшего помощника прокурора Уксусовой Я.В., представителей ответчика – Администрации рп Поречье-Рыбное по доверенности Романенко М.В., главы поселения Кутинской О.В., третьего лица- Ярославской Епархии Русской Православной Церкви по доверенности Котко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Поречье-Рыбное Ярославской области, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор по результатам проверки исполнения требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) обратился в суд с иском МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Администрации Поречье-Рыбное Ярославской области об обязании провести работы по сохранению объектов культурного наследия.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 на государственную охрану принят объект культурного наследия федерального значения «Церковь Никиты Мученика с колокольней: колокольня», 1799 г., расположенный по адресу: <адрес> (далее- Объект № 1), а постановлением Главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 на государственную охрану также принят объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви Никиты Мученика: церковь Петра и Павла с колокольней», 1767 г., расположенный по адресу: <адрес> (далее- Объект № 2).
По сведениям департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее - департамент), а также имеющимся выпискам из реестра федерального имущества от 28.12.2017 № 141/1 и № 141/2, вышеназванные объекты являются собственностью Российской Федерации.
Приказом департамента от 18.08.2017 № 47 на объект культурного наследия федерального значения «Церковь Никиты Мученика с колокольней: колокольня», 1799 г., утверждено охранное обязательство. Охранное обязательство на объект культурного наследия «Ансамбль церкви Никиты Мученика: церковь Петра и Павла с колокольней», 1767 г. находится в стадии утверждения.
Указанные объекты культурного наследия находятся в ненадлежащем состоянии, надлежащий режим их содержания не обеспечен.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное.
В судебном заседании истец Ростовский межрайонный прокурор- в лице старшего помощника межрайонного прокурора Уксусовой Я.В. настаивала на удовлетворении иска. Указала, что надлежащим ответчиком является Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное.
Ответчик- Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное в лице представителей- главы поселения Кутинской О.В., по доверенности Романенко М.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. Указали, что спорные объекты находятся в муниципальной собственности сельского поселения. Полагали, что в отношении объекта № 1 требования прокурором заявлены преждевременно, поскольку согласно акта осмотра объекта срок проведения реставрационных работ до 01.07.2022 года. В отношении объекта № 2 указали, что с 2010 года имеется заключенный с Ярославской Епархией Русской Православной церкви договор о сохранении недвижимого объекта. Дополнительно указали, что за счет средств местного бюджета работы по сохранению спорных объектов не выполнялись.
Ответчик – МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Пантелейкина О.Г. Мышкина Н.С. исковые требования не признавали. Указали, что в реестр федеральной собственности не вносились изменения после передачи спорных объектов с баланса Ростовского кремля на баланс администрации поселения.
Третьи лица- Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Администрация Ростовского муниципального района, ФГУК ГМЗ «Ростовский Кремль» будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Третье лицо- Управление муниципального имущества Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо- Ярославская Епархия Русской Православной Церкви в лице представителя по доверенности- Котко Н.С. в судебном заседании указал, что Объект № 2 Епархии не передавался, соответствующий договор не заключался.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).
В силу статьи 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Судом установлено, что объект культурного наследия «Ансамбль церкви Никиты Мученика с колокольней: колокольня», 1799 г., содержится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно:
- на стенах, цоколе, декоративном убранстве имеются значительные утраты штукатурно-окрасочного покрытия, трещины, деструкция кирпичной кладки (наиболее значительные в районе первого яруса колокольни);- отсутствие части кровельного покрытия ярусов колокольни приводит вследствие воздействия атмосферных осадков к намоканию стен, что, в свою очередь, способствует интенсивному разрушению верхних рядов кладки и разрастанию травы и кустарников на их поверхности.
Объект культурного наследия «Ансамбль церкви Никиты Мученика: церковь Петра и Павла с колокольней», 1767 г., также содержится в ненадлежащем техническом состоянии:
- на стенах, цоколе, декоративном убранстве имеются значительные утраты штукатурно-окрасочного покрытия, трещины, деструкция кирпичной кладки;
- отсутствие кровельного покрытия над крыльцами и галереями храма приводит вследствие воздействия атмосферных осадков к намоканию стен, что, в свою очередь, способствует интенсивному разрушению верхних рядов кладки данных объемов и разрастанию травы и кустарников на их поверхности.
Указанные нарушения подтверждаются актом от 16.09.2020 года, составленным специалистом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (л.д. 57-61).
Спорные объекты культурного наследия приняты на государственную охрану (л.д. 27-34).
В отношении объекта № 1 приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 18.08.2017 года № 47 утверждено охранное обязательство (л.д. 35-49). Из акта технического состояния от 19.06.2017 года следует, что реставрация спорного объекта должна быть проведена в срок до 01.07.2022 года (л.д. 50-51).
В отношении Объекта № 2 охранное обязательство не утверждено. Между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской Епархией Русской Православной Церкви 30.08.2010 года заключен договор о сохранности и использования недвижимого объекта культурного наследия религиозного назначения. При этом на момент заключения указанного договора Департамент не являлся правообладателем объекта культурного наследия (л.д. 180-185).
Администрацией сельского поселения Поречье-Рыбное не оспаривался тот факт, что спорные объекты находятся в муниципальной собственности поселения, что подтверждается соответствующей выпиской (л.д. 162-164). Также в судебном заседании 03.08.2021 года представители администрации сельского поселения подтвердили, что в отношении спорных объектов какие либо работы по их содержанию и сохранению не производились.
Установлено, что Администрация сельского поселения Поречье-Рыбное за получением разрешительной документации на проведение работ на вышеназванных объектах в департамент не обращалось.
Таким образом, Администрацией сельского поселения Поречье-Рыбное не обеспечен надлежащий режим содержания объектов культурного наследия.
Доводы Администрации сельского поселения о том, что исковые требования прокурором заявлены преждевременно, несостоятельны в силу следующего.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ненадлежащее содержание объектов культурного наследия приводит к разрушению зданий и впоследствии может способствовать их полной утрате.
Кроме того, непринятие необходимых мер, в том числе по консервации объектов создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, как при нахождении внутри зданий, так и на их территории, в том числе и в результате обрушения их конструктивных элементов.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности фактический срок эксплуатации спорных объектов – 3 года 1 мес.
В связи с тем, что с момента составления акта осмотра технического состояния и утверждения охранного обязательства Объекта № 1 (19.06.2017 года и 18.08.2017 года соответственно) прошло более 4 лет, каких либо мер к его содержанию и сохранению не принималось, суд полагает, что требования прокурора не являются преждевременными.
Установление срока в акте осмотра технического состояния является основанием для принятия мер органом государственного контроля в рамках своей компетенции к собственнику объекта культурного наследия и не является препятствием для предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц в связи с тем, что объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации.
Относительно доводов администрации сельского поселения о том, что в отношении объекта № действует договор от 30.08.2010 года между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской Епархией Русской Православной Церкви заключен договор о сохранности и использования недвижимого объекта культурного наследия религиозного назначения.
Спорный объект № 2, а также объект № 1 переданы с баланса Государственного музея заповедника Ростовский Кремль на баланс сельского поселения по акту приема передачи от 10.07.1995 года (л.д. 162, 163).
Таким образом, в момент заключения договора от 30.08.2010 года Департамент культуры Ярославской области не являлся правообладателем объекта культурного наследия № 2.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
То обстоятельство, что охранное обязательство на объект культурного наследия № 2 не утверждено, не свидетельствует об отсутствии обязанностей по его содержанию, поскольку наличие оформленного на рассматриваемый объект культурного наследия охранного обязательства лишь подтверждает его специальный статус как объекта культурного наследия, находящегося под охраной государства и не освобождает от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.
Кроме того, согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
Спорный объект № 2 значится в реестре муниципальной собственности и не передавался собственником какому либо иному третьему лицу. На балансе Ярославской Епархии Русской Православной Церкви спорный объект не находится, что подтверждается ответом на судебный запрос, пояснениями представителя третьего лица в судебном заседании от 03.08.2021 года, а также ответом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в адрес Ростовского межрайонного прокурора от 27.07.2021 года. При этом суд считает необходимым отметить, что о наличии договора подписанного между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской Епархией Русской Православной Церкви договора относительно объекта № 2 представители собственника- Администрации сельского поселения узнали только в ходе рассмотрения настоящего дела в суде.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия № 2 должна быть возложена на собственника данного недвижимого имущества.
С учетом установленных судом обстоятельств, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.
В связи с тем, что исковые требования к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, прокурором не поддержаны, производство по делу в отношении указанного ответчика подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Поречье-Рыбное Ярославской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по сохранению объектов культурного наследия «Церковь Никиты Мученика с колокольней: колокольня 1799 года», расположенного по адресу: <адрес>, и «Ансамбль церкви Петра и Павла с колокольней» 1767 года, расположенного по адресу: <адрес> в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Производство по делу в отношении МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Демич