Решение по делу № 2а-521/2021 от 16.11.2020

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2021 года

66RS0004-01-2020-009561-76

Дело а-521/2021

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 12 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Макаровой Т.В.

при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акатьева С. С. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Свердловской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что в период с января 2017 года по 07 сентября 2020 года он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области. Полагая ненадлежащими условия содержания в данном исправительном учреждении, административный истец просит взыскать компенсацию, предусмотренную ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в размере 900000 рублей.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в срок и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, в том числе по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что условия содержания в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области в период нахождения там административного истца соответствовали требования уголовно-исполнительного законодательства, санитарным и техническим нормам.

Представитель Министерства финансов Свердловской области, в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Против удовлетворения требований административного иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве, со ссылкой на то обстоятельство, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, УФК по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены в срок и надлежащим образом. Против удовлетворения исковых требований возражали, о чем представлены отзывы.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2, 17, 21,53 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу подпункта 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемые к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку по делу заявлено требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, то в силу вышеприведенных положений закона надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться Федеральная служба исполнения наказаний, как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Акатьев С.С., осужденный приговором суда к отбытию наказания в виде лишения свободы этапирован в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, где содержался в периоды с января 2017 года по 07 сентября 2020 года.

Из доводов административного иска следует, что Акатьев С.С. в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области был помещен в карантин, где в каждой секции одновременно размещалось около 15 человек, а затем переведен в отряд в котором содержалось около 130 осужденных. В бараке отряда имелось 4 раковины для умывания, деревянный туалет на улице, рассчитанный на два отряда.

С августа 2018 года истец был переведен в отряд , с содержанием 160 осужденных. В бараке имелось 6 умывальников, туалет находился на улице, был рассчитан на отряды и . С августа 2019 года административный истец вновь переведен в отряд , условия проживания в котором не изменились.

Кроме того, истец указывает на нарушение его трудовых прав, в связи с тем, что с августа 2018 года выполнял обязанности помощника рамщика, тогда как официально был трудоустроен разнорабочим. При этом, работать приходилось на оборудовании не соответствующем требованиям безопасности. С января 2019 года истец переведен в цех по производству древесного угля, однако работать приходилось без средств индивидуальной защиты при наличии пыли.

Также истец ссылается на отсутствие надлежащих санитарно-бытовых условий, наличии возможности помыться только под краном и холодной водой, отсутствие отопления, наличие крыс, клопов и тараканов, ненадлежащее качество пищи и медицинского обслуживания.

Разрешая данные доводы, суд приходит к следующим выводам.

Из представленных административным ответчиком доказательств следует, что Акатьев С.С. отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 с 22 января 2017 года по 07 сентября 2020 года.

В период с 22 января 2017 года по 27 января 2017 года содержался в отряд «Карантин».

С 27 января 2017 года по 17 ноября 2017 года содержался в отряде (обычные условия отбывания наказания, среднесписочная численность 62-69 осужденных, расположение в здании общежития для спецконтингента , общая жилая площадь по состоянию на 2017 год - <данные изъяты> кв.м, дата ввода в эксплуатацию 1953 год). В период с 17 ноября 2017 по 12 марта 2018 года истец содержался в отряде (обычные условия отбывания наказания, среднесписочная численность 65-70 осужденных, расположение в здании общежития для спецконтингента , общая жилая площадь - <данные изъяты> кв.м, дата ввода в эксплуатацию 1953 год). В период с 12 марта 2018 года по 16 августа 2018 года истец содержался в отряде (обычные условия отбывания наказания, среднесписочная численность 65-68 осужденных, расположение в здании общежития для спецконтингента 10, общая жилая площадь -<данные изъяты> кв.м, дата ввода в эксплуатацию 1953 год). В период с 16 августа 2018 года по 27 сентября 2019 года содержался в отряде (обычные условия отбывания наказания, среднесписочная численность 88-133 осужденных, расположение в здании общежития для спецконтингента , общая жилая площадь - <данные изъяты> кв.м, дата ввода в эксплуатацию 1953 год). В период с 27 сентября 2019 года по 07 сентября 2020 года истец содержался в отряде (обычные условия отбывания наказания, среднесписочная численность 121-130 осужденных, расположение в здании общежития для спецконтингента . общая жилая площадь по состоянию на 2019-2020 годы - <данные изъяты> кв.м, дата ввода в эксплуатацию 1953 год).

Разрешая доводы административного истца о нарушении административным ответчиком положений ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно справке о среднесписочном количестве осужденных содержащихся в отрядах составляло:

- в 2017 году в отряде в январе составляло 68, в феврале 68, в марте 69, в апреле 69, в мае 68, в июне 68, в июле 69, в августе 69, в сентябре 68, в октябре 62, в ноябре 67; в отряде в ноябре 70, в декабре 65;

- в 2018 году в отряде в январе 66, в феврале 70, в марте 66; в отряде в апреле 68, в мае 67, в июне 67, в июле 66, в августе 66; в отряде в августе 88, в сентябре 99, в октябре 103, в ноябре 102, в декабре 107;

- в 2019 году в отряде в январе 129, в феврале 130, в марте 130, в апреле 133, в мае 131, в июне 131, в июле 133, в августе 129, в сентябре 132; в отряде в сентябре 130, в октябре 130, в ноябре 129, в декабре 125;

- в 2020 году в отряде в январе 127, в феврале 125, в марте 128, в апреле 129, в мае 125, в июне 121, в июле 122, в августе 122, в сентябре 129.

Таким образом, площадь отрядов и количество содержащихся в них осужденных, соответствуют положениям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу, что данной части нарушения прав административного истца административным ответчиком не допущено.

Разрешая иные доводы административного истца о нарушении его прав, суд не усматривает оснований для признания их обоснованными.

Как следует из представленных административным ответчиком ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области доказательств, питание осужденных за заявленный истцом период организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время» и приказом Минюста РФ № 125 от 02.08.2005 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время» и приказа Минюста РФ № 48 от 26.02.2016 «Об установлении повышенных норм питания», с соблюдением норм закладки сырья, выхода готовой пищи, технологии приготовления, температурного режима подачи блюд. Сотрудниками исправительного учреждения производится контрольное взвешивание порций, проба пищи с каждого котла, ведется контроль качества приготовления пищи.

Представленными доказательствами опровергаются доводы административного истца о нарушении его трудовых прав, в частности приказом о зачислении, переводе, предоставлении отпуска и отчислении с должности от 23 августа 2018года Акатьев С.С. зачислен на должность подсобного рабочего участка лесопиления, со сдельной оплатой труда, приказом о переводе на должность подсобного рабочего участка разделки хлыстовой древесины от 04 апреля 2019 года № 41-т, приказом об отчислении с должности от 28 августа 2019 года № 106-т., а также сведениями о комиссионном обследовании технологического оборудования, актами, подтверждающими исправность станков.

Также не установлен судом факт ненадлежащих бытовых условий, нарушений температурного режима, наличие насекомых и крыс.

Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы административного о нарушении административным ответчиком требований приказа Минюста России от 02 июня 2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», поскольку из пояснений административного ответчика следует, что фактическая обеспеченность приборами для отправления естественных надобностей а также раковинами для умывания составляет:

- в отряде в 2017 году, расположенном в здании общежития для спецконтингента , инвентарный , в отапливаемой уборной имелось 5 приборов (унитазы), в комнате для умывания имелось 5 раковин;

- в отряде , расположенном в здании общежития для спецконтингента , инвентарный , в уборной имеется 1 прибор (1 унитаз) и дополнительно туалет уличный отапливаемый с 9 приборами (унитазы). В комнате для умывания имеется 5 раковин;

- в отряде , расположенном в здании общежития для спецконтингента , инвентарный , в уборной имеется 5 приборов (1 унитаз, 4 писсуара) и туалет уличный отапливаемый с 8 приборами (унитазы). В комнате для умывания имеется 14 раковин;

- в отряде в 2020 году расположенном в здании общежития для спецконтингента , инвентарный , в отапливаемой уборной имеется 11 приборов (унитазы), в комнате для умывания имеется 9 раковин.

Таким образом, доказательства соответствующего обеспечения осужденных приборами для отправления естественных потребностей, рукомойниками с учетом количества содержащихся в определенные периоды осужденных, в материалы дела административным ответчиком не представлены.

Нарушение условий содержания в данной части повлекло нарушение прав административного истца, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Разрешая вопрос о размере компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд, принимает во внимание, отсутствие доказательств наступления для административного истца неблагоприятных последствий, а также срок его нахождения в условиях, нарушающих его права.

По этим основаниям, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период с 22 января 2017 года по 07 сентября 2020 года в размере 44 000 рублей. Данная сумма, отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и ответственностью государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Акатьева С. С. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 19 Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в размере 44000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья (подпись) Т.В. Макарова

Копия верна. Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-521/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Акатьев Станислав Сергеевич
Ответчики
ФСИН России
Минфин РФ в лице УФК по Свердловской области
ГУФСИН России по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Макарова Татьяна Валентиновна
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация административного искового заявления
17.11.2020Передача материалов судье
19.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее