Решение по делу № 8а-31/2020 [88а-1511/2020] от 13.01.2020

Дело № 2а-37/2019

      № 88а-1511/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                19 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Дорохова А.П.

судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю, поданную 24 декабря 2019 года, на решение Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 19 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аяно-Майскому району Хабаровского края, УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края обратился в Аяно-Майский районный суд Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края в части непринятия мер по приведению помещения камеры хранения вещественных доказательств, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пункта 4 «Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 мая 2015 года № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам»; обязать ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края в срок до 31 декабря 2019 года привести помещение камеры хранения вещественных доказательств в соответствии с требованиями пункта 4 «Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 мая 2015 года № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», а именно оборудовать дверью обитой металлом, охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями). В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведенной, по информации мирового судьи судебного участка № 48 Аяно-Майского района Хабаровского края от 12 марта 2019 года № 192, проверки установлено, что помещение камеры хранения вещественных доказательств в ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края не оборудовано дверью обитой металлом (имеющаяся дверь является зарешеченной с одним замком), не оборудовано охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями). По указанным основаниям 22 марта 2019 года начальнику ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений законодательства при организации хранения вещественных доказательств, которые фактически не устранены.

Решением Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 августа 2019 года административные исковые требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной УМВД России по Хабаровскому краю в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Аяно-Майский районный суд Хабаровского края 24 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, в соответствии с пунктом 4 Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 мая 2015 года № 449, камера хранения вещественных доказательств в ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края оборудована металлическими шкафами, а хранение вещественных доказательств осуществляется только в специальных хранилищах, опечатываемых ответственным лицом, что соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме этого, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией полномочий органов, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам по хранению вещественных доказательств, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, а главным распорядителем и получателем федерального бюджета является МВД России.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 года кассационная жалоба УМВД России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся административных ответчиков.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры ФИО8, письменные возражения прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурором Аяно-Майского района Хабаровского края проверки установлено, что помещение хранения вещественных доказательств в ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края не оборудовано дверью обитой металлом (закрывается решетчатой дверью) с одним замком, не оборудовано охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), что отражено в Акте проверки от 20 марта 2019 года. Начальник ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края ФИО7 ознакомлен с указанным актом, подписан им без замечаний.

По факту выявленного в ходе проверки несоответствия требованиям действующего законодательства помещения хранения вещественных доказательств, 22 марта 2019 года прокурором Аяно-Майского района Хабаровского края внесено начальнику ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края представление о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры Аяно-Майского района Хабаровского края и незамедлительном принятии мер к устранению и недопущению подобных нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Согласно части 1 статьи 81 УПК РФ, вещественными доказательствами признаются любые предметы: 1) которые служили орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления или сохранили на себе следы преступления; 2) на которые были направлены преступные действия; 2.1) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления; 3) иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Предметы, указанные в части первой настоящей статьи, осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление. Порядок хранения вещественных доказательств устанавливается настоящей статьей и статьей 82 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 81 УПК РФ).

В силу части 1 статьи 82 УПК РФ, вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 82 УПК РФ вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2015 года № 449 утверждены Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, в пункте 4 которых установлено, что камера хранения вещественных доказательств оборудуется стеллажами, металлическими шкафами, охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. На окна помещения при их наличии устанавливаются решетки.

При невозможности выделения такого помещения для хранения вещественных доказательств оборудуется специальное хранилище - опечатываемый ответственным лицом металлический шкаф или сейф достаточных размеров, обеспечивающие в соответствии с настоящими Правилами сохранность и надлежащие условия хранения вещественных доказательств.

Согласно материалам дела, в ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края имеется камера хранения вещественных доказательств.

Согласно пункту 5 Положения об УМВД России по Хабаровскому краю, утвержденного приказом МВД России от 28 июля 2017 года № 556, УМВД России по Хабаровскому краю осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Хабаровскому краю.

Положением об ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края, утвержденном приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 11 августа 2017 года № 387 предусмотрено, что Отделение в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за территориальным органом (подпункт 4 пункта 11); начальник Отделения осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за территориальным органом на праве оперативного управления; обеспечивает эффективное использование транспортных средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (подпункт 30 пункта 16); Отделение является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде (пункт 19); за Отделением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (пункт 21); финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Отделения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт 23).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что прокурором не нарушен порядок проведения проверки, его требования законны и обоснованы, надлежащим ответчиком является ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края, помещение камеры хранения вещественных доказательств в ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края находится в ненормативном состоянии.

Довод кассационной жалобы о том, что камера хранения вещественных доказательств оборудована металлическими шкафами, а хранение вещественных доказательств осуществляется только в специальных хранилищах, опечатываемых ответственным лицом, не имеет правового значения, поскольку этот факт не свидетельствует о соблюдении нормативных требований к обеспечению технической защищенности помещения камеры хранения вещественных доказательств в ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края.

Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие финансирования не освобождает ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края от обязанности обеспечить хранение вещественных доказательств в соответствии требованиями Положения об УМВД России по Хабаровскому краю, утвержденного приказом МВД России от 28 июля 2017 года № 556, Положения об ОМВД России по Аяно-Майскому району Хабаровского края, утвержденном приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 11 августа 2017 года № 387.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 19 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

8а-31/2020 [88а-1511/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края
Ответчики
УМВД России по Хабаровскому краю
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
19.02.2020Судебное заседание
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее