УИД 68RS0010-01-2021-000719-60
Дело №№ 2а-417/2021; 33а-3878/2021
Судья Хорошкова Е.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 01 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А.,
судей Корнеевой А.Е., Моисеевой О.Н.,
при секретаре Вотановской М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Тамбовской области к Шахпазовой Светлане Юрьевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе Шахпазовой Светланы Юрьевны на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 16 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Межрайонная ИФНС России №3 по Тамбовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шахпазовой С.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 29258 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г. в сумме 227 руб. 97 коп.; по земельному налогу за 2019 г. в сумме 726 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г. в сумме 5 руб. 66 коп.; по налогу на имущество за 2019 г. в сумме 1625 руб., пени по налогу на имущество период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г. в сумме 12 руб. 66 коп.
В обоснование иска указано, что согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на землю, Шахпазова С.Ю. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером *** дата возникновения права собственности – ***, адрес: ***, ***
Налогоплательщику был начислен земельный налог за 2019 г. в размере 726 руб. и направлено налоговое уведомление № 17495371 от 03.08.2020 г. по сроку уплаты 01.12.2020 г.
На сумму задолженности Шахпазовой С.Ю. начислены пени по земельному налогу в сумме 5 руб. 66 коп., на сумму недоимки по земельному налогу за 2019 г. в сумме 726 руб. по сроку уплаты 01.12.2020 г. за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г.
Налогоплательщику на сумму задолженности было выставлено требование № 1119 от 26.01.2021 г., в котором предложено в добровольном порядке уплатить сумму недоимки в срок до 09.03.2021 г.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Шахпазова С.Ю. имеет в собственности иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером ***, дата возникновения права собственности – ***, адрес: ***.
Налогоплательщику был начислен налог на имущество за 2019 г. в размере 1625 руб. и направлено налоговое уведомление № 17495371 от 03.08.2020 г. по сроку уплаты 01.12.2020 г.
На сумму задолженности Шахпазовой С.Ю. начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 12 руб. 66 коп., на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в сумме 1625 руб. по сроку уплаты 01.12.2020 г. за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г.
Налогоплательщику на сумму задолженности и пени было выставлено требование № 1119 от 26.01.2021 г., в котором предложено добровольно оплатить сумму недоимки в срок до 09.03.2021 г.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на транспорт, Шахпазова С.Ю., являлась собственником легкового автомобиля ***, государственный регистрационный знак *** дата возникновения права собственности ***, дата отчуждения ***; грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, дата возникновения права собственности ***, дата отчуждения ***; и является собственником грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, дата возникновения права собственности ***.
Налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2019 г. в размере 29258 руб. и направлено налоговое уведомление № 17495371 от 03.08.2020 г. по сроку уплаты 01.12.2020 г.
На сумму задолженности Шахпазовой С.Ю. начислены пени по транспортному налогу в размере 227 руб. 97 коп. на сумму недоимки по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 29258 руб. по сроку уплаты 01.12.2020 г. за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г.
Налогоплательщику на сумму задолженности и пени было выставлено требование № 1119 от 26.01.2021 г., в котором предложено добровольно оплатить сумму недоимки в срок до 09.03.2021 г.
Требования налогового органа не исполнены, сведений об уплате задолженности в Инспекцию не поступало.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Кирсановского района Тамбовской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №2 Кирсановского района Тамбовской области был вынесен судебный приказ № 2а-441/2021 от 02.04.2021 г. Должник обратился в суд с возражением относительно исполнения данного судебного приказа, в связи с чем судебный приказ был отменен, однако задолженность до настоящего момента не погашена.
Административный истец просил взыскать с Шахпазовой С.Ю. с учетом уточненных административных исковых требований задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 29 258 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г. в сумме 227 руб. 97 коп. в доход регионального бюджета, по земельному налогу за 2019 г. в сумме 726 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г. в сумме 5 руб. 66 коп., задолженность по налогу на имущество за 2019 г. в сумме 218 руб. в доход местного бюджета.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 16 августа 2021 года требования административного иска удовлетворены: с Шахпазовой Т.Ю. взыскана задолженность по налогам и пени в общей сумме 30435 руб. 63 копейки, из которых:
- в доход субъекта Российской Федерации – Тамбовская область задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 29 258 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 25.01.2021 г. в сумме 227 руб. 97 коп.;
- в доход муниципального образования – Голынщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 726 (семьсот двадцать шесть) рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 года по 25.01.2021 года в сумме 5 (пять) рублей 66 копеек;
- в доход муниципального образования – Голынщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области задолженность по налогу на имущество за 2019 год в сумме 218 руб.
Кроме того, с административного ответчика взыскана государственная пошлина в размере 1 113 руб.
Не согласившись с данным судебным решением, Шахпазова С.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Обосновывая свою жалобу, ее автор указывает, что с 10.04.2019 г. в Арбитражном суде Тамбовской области в отношении нее ведется процедура банкротства. В связи с чем она полагает, что начисленный налог за 2019 г. необходимо разделить по периодам с 01.01.2019 г. по 10.04.2019 г. и с 11.04.2019 г. по 31.12.2019 г., предъявляя требования, исходя из указанных периодов в суд общей юрисдикции и Арбитражный суд Тамбовской области.
Полагает, что суд не принял во внимание указанные доводы, а так же представленный ею расчет налоговых платежей от 16.08.2021 г.
Представитель административного истца МИФНС № 3 по Тамбовской области, административный ответчик Шахпазова С.Ю. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно письменному ходатайству, имеющемуся в материалах дела, административный ответчик Шахпазова С.Ю. просит рассмотреть данное дело в её отсутствие.
С учётом положений ст.ст.150, 152 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).
Пункт 1 статьи 362 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налоговые ставки по правилам пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч.1 ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пункт 6 части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ в качестве объекта налогообложения определяет имущество, расположенное в пределах муниципального образования, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 406 Налогового кодекса РФ для указанных объектов налогообложения нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливается налоговая ставка в размерах, не превышающих 0,5 процента, применяемая в отношении прочих объектов налогообложения.
Налоговым периодом, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, применительно к вышеуказанным видам налогов признается календарный год (ст.ст.360, 393, 405 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с порядком исчисления налогов, предусмотренным ст.52 Налогового кодекса РФ, физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 3 статьи 52 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).
В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового Кодекса РФ в случае направления указанных налогового уведомления, требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Судом и материалами дела установлено, что в налоговый орган предоставлены сведения о принадлежности Шахпазовой С.Ю.:
-легкового автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, дата возникновения права собственности ***, дата отчуждения ***.;
-грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, дата возникновения права собственности ***, дата отчуждения ***
-грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, дата возникновения права собственности ***
-земельного участка с кадастровым номером ***, дата возникновения права собственности – *** адрес: ***, ***
-иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером ***, дата возникновения права собственности – ***., адрес: ***.
Соответственно, Шахпазова С.Ю. является налогоплательщиком транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года.
Шахпазовой С.Ю. направлялось налоговое уведомление № 17495371 от 03.08.2020 года по сроку уплаты 01.12.2020 года.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок, налогоплательщику были начислены пени и на сумму задолженности выставлено требование № 1119 от 26.01.2021, в котором предложено в добровольном порядке уплатить сумму недоимки в срок до 9 марта 2021 г.
В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
2 апреля 2021 г. мировым судьёй судебного участка №2 Кирсановского района Тамбовской области был вынесен судебный приказ №2а-441/2021 о взыскании с Шахпазовой С.Ю. задолженности по налогам и пени за 2019 год.
Определением мирового судьи от 12 апреля 2021г. судебный приказ отменен, в связи с поступлением от административного ответчика возражений относительно его исполнения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что у ответчика имеется недоимка за 2019 г. по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество за 2019 год и пени, порядок и сроки взыскания которой налоговым органом соблюдены, в связи с чем пришел к выводу о взыскании с Шахпазовой С.Ю. задолженности по налогам и пени.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
При обращении в суд административным истцом сроки, предусмотренные ст.48 Налогового кодекса РФ, не нарушены.
Так, срок исполнения требования № 1119 от 26.01.2021 был установлен до 9 марта 2021 года, шестимесячный срок обращения в суд истекал 9 сентября 2021 года. Учитывая, что судебный приказ о взыскании с должника задолженности по налогам и пени руб. вынесен 2 апреля 2021 г. срок обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Учитывая, что судебный приказ отменен 12 апреля 2021 года, а данный иск подан 20 мая 2021 года, вышеуказанный срок также соблюден.
Расчет налога и пени проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных административных требований о взыскании с Шахпазовой С.Ю. задолженности по налогам за 2019 год с учетом статуса административного ответчика, признанного банкротом, что согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года.
Таким образом, судом правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы о фактических обстоятельствах дела основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 16 августа 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Шахпазовой Светланы Юрьевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Кирсановский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2021 года
Председательствующий:
Судьи: