Дело №2-35/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при секретаре Мекертычевой З.В.,
с участием помощника прокурора Геготаулина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Олюторского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Северяночка» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Олюторского района Камчатского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Северяночка» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу организации прохождения профессионального обучения лицом, ответственным за обращение с отходами.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Олюторского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в МКДОУ детский сад «Северяночка» используются люминесцентные лампы, относящиеся в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» к 1 классу опасности. Используемые люминесцентные лампы могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, так как относятся к чрезвычайно опасным отходам. Отсутствие у лица, ответственного за обращение с отходами квалификации о прохождении профессионального обучения или дополнительного профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимой для работы с отходами 1-4 классов опасности, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся и работающих в МКДОУ детский сад «Северяночка» на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье.
Просил обязать МКДОУ детский сад «Северяночка» организовать в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу прохождение профессионального обучения лицом, ответственным за обращение с отходами.
В судебном заседании помощник прокурора Геготаулин Д.С. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик МКДОУ детский сад «Северяночка» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, заявлений, ходатайств, письменных возражений не представил.
Представитель третьего лица управления по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района в суд не явился, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя прокуратуры Олюторского района, в силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителя истца – помощника прокурора Олюторского района Камчатского края Геготаулина Д.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации №2202-1 от 17 января 1992 года).
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно преподавательского состава и несовершеннолетних учащихся, а также иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения либо на его территории.
Поскольку МКДОУ детский сад «Северяночка» является открытым, общедоступным объектом, которое посещает и может посещать в дальнейшем неопределенное число лиц, суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ, и вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав граждан.
В соответствии со ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с п.8 ч.1, Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федерального закона №273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ).
Согласно ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены в преамбуле Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ).
В силу ч.1 ст.73 Федерального закона №7-ФЗ, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьёй 4.1 Федерального закона №89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с 1 по 5 класс.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 №792, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 №242 (далее - ФККО), одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 04.12.2014 года №536 утверждены Критерии отнесения отходов 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с указанными нормативными актами отходам: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства присвоен код отхода 4 71 101 01 52 1.
Указанные отходы, согласно ФККО относятся к 1 классу опасности.
Согласно пунктам 1.2, 1.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 №144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
Согласно п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные; 2 класс - высоко опасные; 3 класс - умеренно опасные; 4 класс - мало опасные.
Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Частями 1 и 2 ст.15 Закона №89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В силу требований пункта 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года №681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Материалами дела установлено, что основным видом деятельности МКДОУ детский сад «Северяночка» является образование. Данный факт подтверждается уставом МКДОУ детский сад «Северяночка», лицензией.
Как следует из сообщения №84 от 15.03.2019 года заведующей МКДОУ детский сад «Северяночка», в учреждении используются люминесцентные лампы. Ответственных за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности в МКДОУ детский сад «Северяночка» не назначено, сбором и размещением люминисцентных ламп занимается заведующая МКДОУ.
При таких установленных выше фактических обстоятельствах, отсутствие у лица, надлежащим образом назначенного приказом ответственным за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности, допуска к обращению с отходами 1-4 класса опасности, является нарушением ответчиком указанных выше норм и правил на момент проведения проверки.
Доказательств того, что в МКДОУ детский сад «Северяночка» имеется лицо, назначенное ответственным за обращение с отходами 1-4 класса опасности прошло профессиональное обучение, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиком представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.
Установив, что в МКДОУ детский сад «Северяночка» имеются указанные нарушения при обращении с отходами, что в свою очередь нарушает гарантированные государством права неопределенного круга лиц, а именно преподавательского состава, несовершеннолетних учащихся и иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения либо на его территории, на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, суд находит требования прокурора Олюторского района законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности, суд находит необходимым и достаточным определить срок для исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Статьёй 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пп.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета Олюторского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░