11RS0001-01-2020-008059-05 Дело № 2-5111/2020
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.,
при помощнике Бобровой Ю.Н.,
с участием истца Носенко Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 июля 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РК о взыскании денежных средств в размере 3791 руб., затраченных на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>).
В судебном заседании истец требование поддержала. Пояснила, что ** ** ** врачом ГБУЗ РК Сыктывкарская городская поликлиника № 3 ей был выписан рецепт на обеспечение лекарственным препарат ТН <данные изъяты>) – капсула для подкожного введения, со сроком введения- ** ** **. С указанным рецептом ** ** ** истец обратилась в аптечное учреждение, однако не обеспечена препаратом до настоящего времени. Поскольку данный препарат является жизненно необходимым, вынуждена была в срочном порядке самостоятельно его приобрести. Указала, что последствия несвоевременного введения препарата негативно отражаются на здоровье, все последствия могут проявиться в течение шести месяцев. Ввиду не обеспечения препаратом и нарушением тактики лечения, испытывала стресс на протяжении всех дней, пока искала возможность его приобретения, в открытом доступе препарат к продаже отсутствует, переживала за свое здоровье, не могла ни спать, ни принимать пищу.
Ответчик Министерство здравоохранения РК, третьи лица ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В силу статьи 4 приведенного Закона, к основным принципам охраны здоровья отнесено соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пп.3 п.9); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (пп. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (пп. 33 п. 9 Положения).
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", в соответствии с положениями которого за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1); при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3); лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п. 2.4); в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (2.7).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу диагностировано онкологическое заболевание, истец является <данные изъяты>.
Лекарственный препарат <данные изъяты>) выписан ФИО3 Е.П. ** ** ** врачом ГБУЗ РК «СГП №3», принят фармацевтической организацией (Аптека № 89) ** ** ** на остроченное обслуживание в связи с временным отсутствием препарата.
В связи с этим, с целью соблюдения тактики лечения, истцом препарат <данные изъяты> был приобретен самостоятельно ** ** **, на сумму 3791 руб., что подтверждается оригиналами кассового и товарного чеков ООО «Заботливая аптека», приобщенными к материалам дела.
В силу ст.ст.15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению.
Доказательств обеспечения лекарственным препаратом истца суду не представлено.
В связи с чем, суд считает обоснованным его приобретение за счет личных средств с целью избежания прерывания лечения, и приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в части взыскания документально подтвержденных расходов на приобретение лекарственного препарата в сумме 3791 руб.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
К личным неимущественным и нематериальным благам относятся, в силу требований части 1 статьи 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Действиями Министерства здравоохранения РК нарушены права истца на получение назначенного лечащим врачом лекарственного препарата, что неразрывно связано с состоянием ее здоровья. С учетом степени нравственных страданий, их продолжительности, повторности допущенного нарушения, о чем указано истцом в судебном заседании, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства здравоохранения РК в пользу ФИО4 в счет возмещения стоимости лекарственных препаратов денежные средства в размере 3791,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.
Ответчик вправе подать в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.В.Лушкова
Мотивированное решение составлено 23.07.2020.