Решение по делу № 2а-976/2019 от 12.08.2019

Административное дело № 2а-976/2019

24RS0049-01-2019-000936-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года г.Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Петраковой Е.В.,

при секретаре Габдулиной М.В.,

с участием: административного истца - Васильева С.М.

представителя административного истца – Вахрушева С.А., адвоката Адвокатского бюро «Глисков и партнеры»

представителей административного ответчика: Семакиной Н.Е. – председателя Избирательной комиссии г.Сосновоборска; Романенко Е.О. по доверенности от 16.08.2019 года, диплом о высшем юридическом образовании ВСВ 0271098 от 10.06.2004 года;

помощника прокурора г.Сосновоборска – Шляковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильева <данные изъяты> - кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 к Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Васильев С.М. обратился в Сосновоборский городской суд Красноярского края с иском к Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края от <данные изъяты> о регистрации Лапа С.В. кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Решением Сосновоборского городского Совета депутатов от <данные изъяты>р назначены дополнительные выборы депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 на 8 сентября 2019 года. Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края от <данные изъяты> административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8. Также, решением избирательной комиссии муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края <данные изъяты> Лапа <данные изъяты> зарегистрирован кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8. Считает указанное решение о регистрации Лапа С.В. незаконным и подлежащем отмене, так как среди документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, имеются документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, в нарушение требований п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться <данные изъяты> сведения о профессиональном образовании надлежащим образом не указаны. В частности, в заявлении отсутствуют реквизиты документа об образовании и о квалификации. Более того, сведения об образовании, равно как и сведения об основном месте работы кандидатом в нарушение пп. «б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ не подтверждены, кандидатом заверенная копия документа об образовании, а также заверенная копия документа об основном месте работы вместе с заявлением не представлены. Таким образом, при рассмотрении вопроса о регистрации Лапа <данные изъяты> кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> у избирательной комиссии муниципального образования город Сосновоборск Красноярского края имелись основания для отказа в регистрации.

Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

В представленных кандидатом <данные изъяты> подписных листах сведения об адресе места жительства избирателей содержат исключительно наименование улицы, номера дома и квартиры. Такая формулировка препятствует однозначному восприятию адреса места жительства избирателя, поскольку не ясно, в каком субъекте, районе или городе проживает избиратель и соответственно, обладает ли он активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат Лапа С.В. в соответствии с п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Тем более однозначное восприятие адреса места жительства избирателя отсутствует с учетом повторяющихся наименований улиц в различных субъектах, городах и районах. Соответственно, в нарушение п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы, представленные кандидатом, допустимые сведения об адресе места жительства избирателей не содержат. Аналогичные требования к подписному листу установлены также п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Таким образом, кандидатом при оформлении подписных листов нарушены также требования п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, в подписных листах указаны не все сведения, которые требуются в соответствии с формой подписного листа, утвержденной Федеральным законом № 67-ФЗ. В соответствии с пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист, признаются недействительными.

Таким образом, подписи избирателей без указания сведений об адресе их месте жительства являются недействительными.

Также п. 16 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Подписные листы, представленные в избирательную комиссию кандидатом Лапа С.В., в нарушение п. 16 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ не сброшюрованы и не пронумерованы.

Кроме того, кандидатом Лапа С.В. был нарушен порядок оплаты подписных листов, что влечет необходимость признания 100 % подписей недействительными.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ, а также п. 1 ст. 25 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Требования к сбору подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов установлены статьей 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные требования установлены ст. 28 Закона Красноярского края № 8-1411.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

В соответствии с пп. «а» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума признаются недействительными.

Как следует из документов, представленных на регистрацию кандидатом Лапа С.В., изготовление подписных листов за счет средств специального избирательного фонда кандидата не оплачено, о чем свидетельствует представленный кандидатом первый финансовый отчет.

При таких обстоятельствах, требование об оплате изготовления подписных листов нарушено кандидатом, что, как следствие влечет признание 100 % подписей недействительными в соответствии с пп. «а» п. 6.4 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно решению избирательной комиссии муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края от 24.07.2019 № 45/223 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8» количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 8 составляет 14 подписей.

В соответствии с пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата.

Таким образом, на основании указанных нарушений избирательная комиссия должна была отказать Лапа С.В. в регистрации на основании пп. «в», «в.1», «в.2» и «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края от <данные изъяты> в регистрации Лапа <данные изъяты> кандидатом в депутаты Сосновоборского городского совета по одномандатному избирательному округу № 8, отменить регистрацию кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 Лапа Степана Витальевича.

    

Административный истец Васильев С.М. и его представитель Вахрушев С.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

    

Представитель административного ответчика Романенко Е.О. в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала, что избирательной комиссией муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края в отношении кандидата Лапа С.В. принято законное и обоснованное решение. Как следует из административного иска, в заявлении о согласии баллотироваться кандидата Лапа С.В. не указаны сведения о профессиональном образовании, об основном месте работы и не представлены заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании и основном месте работы. Однако, в заявлении о согласии баллотироваться кандидата Лапа С.В. от 22.07.2019, в соответствии с п.2 ст.33 67-ФЗ указан род занятий - индивидуальный предприниматель. Данные сведения подтверждены собственноручно заверенными кандидатом Лапа С.В. копиями листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о приобретении данного статуса, уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В заявлении о согласии баллотироваться не указаны сведения о профессиональном образовании в связи с отсутствием у кандидата Лапа С.В. данного образования. Пункт 2 ст.33 67-ФЗ в части указания в заявлении сведений о профессиональном образовании содержит уточнение «(при наличии)». Согласно Постановлению Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 235/1488-6 «О разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата» (четвертый абзац пункта 1 приложения к данному постановлению), если у кандидата отсутствует профессиональное образование, то указание иных сведений об образовании (общем образовании), а также представление копий документов об образовании не требуется. Таким образом, установленные законом требования к документам, предоставляемым при выдвижении кандидата, Лапа С.В. соблюдены, основания для отказа в регистрации кандидата у избирательной комиссии отсутствовали. Административный истец указывает, что в представленных кандидатом Лапа С.В. для регистрации подписных листах, в нарушение ст.37 67-ФЗ, отсутствуют полные сведения об адресах места жительства избирателей (не указан субъект, наименование района или города), подписные листы не сброшюрованы и не пронумерованы, изготовление подписных листов не оплачено из средств соответствующего избирательного фонда.

Однако, в пункте 11 ст.37 67-ФЗ в отношении требований к подписям избирателей уточняется, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Учитывая, что в подписных листах указано о сборе подписей в поддержку кандидата именно в Сосновоборский городской Совет депутатов, принимая во внимание, что на территории городского округа имеется только один населенный пункт - город Сосновоборск, у избирательной комиссии при проверке подписей не возникло препятствий к однозначному восприятию места жительства избирателей. Кроме того, согласно пункту 3.1. ст.38 67-ФЗ, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Данное установление достоверности сведений пофамильно обо всех избирателях, чьи подписи содержатся в подписных листах кандидата Лапа, было проведено ведущим специалистом Информационного центра Избирательной комиссии Красноярского края Солдатенко Т.Н. с использованием Государственной автоматизированной системы «Выборы» в присутствии председателя избирательной комиссии, члена рабочей группы по приему подписных листов. Проведенная проверка подтвердила указанные избирателями сведения, в том числе их место жительства на территории одномандатного избирательного округа № 8 на территории г.Сосновоборска Красноярского края. Также представленные кандидатом Лапа С.В. подписные листы в количестве 3-х штук пронумерованы по порядку. При представлении в комиссию подписные листы были сброшюрованы по левому краю степлерной скобой, впоследствии удаленной членами рабочей группы для удобства изучения и проверки подписных листов.

Пунктом 5 ст.37 67-ФЗ, предусматривающим необходимость изготавливать подписные листы за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума предусмотрено право собирать подписи со дня оплаты изготовления подписных листов только на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Кандидат Лапа С.В. уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении 22.07.2019, соответственно вправе был осуществлять сбор подписей с 23.07.2019. При представлении в комиссию заполненных подписных листов, по вопросу оплаты их изготовления кандидат Лапа С.В. пояснил, что им заключен договор от 23.07.2019 с частным лицом на оказание услуг по изготовлению трех подписных листов с оплатой из избирательного фонда кандидата в срок до 20.08.2019, показал указанный договор. Избирательная комиссия не усмотрела оснований для признания подписей в поддержку выдвижения кандидата Лапа С.В. недостоверными и недействительными, основания для отказа в регистрации у избирательной комиссии отсутствовали. Кроме того, Лапа С.В. представлен пакет документов, подтверждающих факт оплаты работ по договору на изготовление подписных листов, а именно: акт оказанных услуг от 24.07.2019г., приходный кассовый ордер от 16.08.2019г., расходный кассовый ордер от 16.08.2019г., расписку о получении денежных средств.

Представитель ответчика Семакина Н.Е. в судебном заседании поддержала позицию Романенко Е.О.

Заинтересованное лицо –Лапа С.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнение по иску не представил, ходатайств об отложении разбирательства не заявлял, сведений о причинах невозможности явиться не представил.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля Солдатенко Т.Н., исследовав письменные материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно пунктам 35, 36 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата; кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Порядок регистрации кандидатов, а также основания отказа в регистрации установлены статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен частью 24 указанной статьи, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

В силу требований п.2.2. Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, в том числе, копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Аналогичные положения закреплены в ст. 44 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

В силу подпунктов «а, г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются а) подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума; г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

Кроме того, положениями статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ установлен перечень оснований, по которым решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено в судебном порядке, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, <данные изъяты> уведомил избирательную комиссию о намерении самовыдвижения его кандидатом в депутаты в одномандатном избирательном округе N 8 г. Сосновоборска Красноярского края.

05.08.2019г. избирательной комиссией муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края принято обжалуемое решение № <данные изъяты> «О регистрации Лапа <данные изъяты>, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № <данные изъяты>

Согласно п. 11 ст. 37 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 ст. 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

Согласно п. 7 ст. 38 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Судом установлено, что для регистрации Лапа С.В. в качестве кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 в порядке самовыдвижения требовалось 14 действительных подписей избирателей. Количество представляемых подписей могло превышать количество подписей, необходимое для регисрации кандидата не более чем на 4 подписи (Решение избирательной комиссии МО г. Сосновоборск Красноярского края от 24.06.2019г. 3 45/223).

29.07.2019г. кандидатом Лапа С.В. в избирательную комиссию МО «г. Сосновоборск Красноярского края представлены подписные листы в количестве 18 подписей избирателей на 3 листах.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 01.08.2019г. количество представленных подписей - 18, из которых признано достоверными и действительными 18 подписей, количество подписей избирателей, признанных недействительными и признанных недостоверными – 0.

При этом во всех трех подписных листах в графе "адрес места жительства" в отношении всех избирателей отсутствует название субъекта РФ, города.

Данное обстоятельство препятствует однозначному восприятию населенного пункта, в котором проживает лицо, чья подпись фигурирует в подписном листе. Указание лишь улицы и номера дома, квартиры явно недостаточно для вывода о том, что в подписных листах сведения об адресе места жительства лица, чья подпись имеется в подписных листах, носит достаточный ориентирующий характер о месте жительства данного лица.

Необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах адреса места жительства избирателя, в том числе указания в этом адресе наименования населенного пункта - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса. При этом адрес места жительства избирателя не может содержать каких-либо реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Однако, к данному случаю они не применимы.

Приведенные требования законодателя обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Поскольку подписные листы относятся к избирательным документам, требования к их оформлению закреплены в законе, и должны строго соблюдаться кандидатами при оформлении и проверяться при их подаче избирательной комиссией.

Строгое соблюдение требований закона при оформлении избирательных документов является гарантией провозглашенного Конституцией Российской Федерации равенства прав кандидатов в избирательном процессе.

При таких обстоятельствах с учетом требований ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ имеются основания для признания недействительными подписей в перечисленных подписных листах.

Таким образом, все подписи избирателей в подписных листах 1-3, представленных кандидатом Лапа С.В. являются недействительными в силу их несоответствия требованиям избирательного законодательства.

В силу требований пп. "д" п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата) у избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации Лапа С.В. в качестве кандидата на должность депутата Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8.

Доводы административного истца о нарушении кандидатом Лапа С.В. предоставления сведений о профессиональном образовании, месте работы и полных паспортных данных, не нашли своего подтверждения

Как следует из письменного заявления Лапа С.В. в качестве документа, удостоверяющего его личность им указан паспорт серия и номер 0414 665650 выдан отделением УФМС России по Красноярскому краю в г. Сосновоборске, в соответствии с ведомостью приема документов, представляемых при выдвижении кандидатов в депутаты Соосновоборского городского Совета депутатов в порядке самовыдвижения, Лапа С.В. представлена также копия паспорта.

В соответствии с представленными избирательной комиссией Сведениями об организации проверки достоверности паспортных данных кандидатов, места жительства, наличия гражданства РФ, а также установления факта подачи уведомления о наличии у данных граждан гражданства иного государства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, и о результатах проверки при проведении выборов,

Кроме того, в заявлении в графе «профессиональное образование» указано – полное среднее, в графе «основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий» указано – индивидуальный предприниматель. Также, Лапа С.В. представлены копии аттестата о среднем (полном) образовании, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Лапа Степана Витальевича, Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения доводы административного истца о наличии нарушений требований п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ в части не предоставлении сведений о профессиональном образовании кандидата Лапа С.В. и об основном месте работы и не предоставлении копий соответствующих документов, поскольку, как следует из представленных документов, кандидат Лапа С.В. не имеет профессионального образования, является индивидуальным предпринимателем.

Оценивая доводы административного истца о нарушении порядка оплаты подписных листов, суд руководствуется следующим.

В соответствии с представленным кандидатом Лапа С.В. первым финансовым отчетом и выпиской из лицевого счета в СБ РФ на имя Лапа С.В., представленным в избирательную комиссию 29.07.2019г., средства в избирательный фонд кандидата Лапа С.В. за период с 23.07.2019г. и по 29.07.2019г. не поступали и не расходовались.

Сбор подписей избирателей осуществлен Лапа С.В. в период после уведомления избирательной комиссии - с 25.07.2019г. по 26.07.2019г.

В судебное заседание представителем ответчика представлены копии: договора возмездного оказания услуг по изготовлению подписных листов от 23.07.2019г., заключенного Лапа С.В. и Галкиным Д.И.; подтверждения согласия кандидата при проведении дополнительных выборов депутатов депутата Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 – Лапа С.В., в соответствии с которым последний дал согласие Галкину Д.И. на выполнение работ в соответствии с договором от 23.07.2019г. и их оплату за счет средств избирательного фонда; акта оказанных услуг от 24.07.2019г. в соответствии с которым подписные листы изготовлены Галкиным Д.И. и переданы Лапа С.В.; приходного кассового ордера от 16.08.2019г. о зачислении денежных средств, расходного кассового ордера от 16.08.2019г. о снятии денежных средств; расписки о получении денежных средств Галкиным Д.И.; Сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет и Сведения об их расходовании.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Таким образом, закон связывает период сбора подписей не с моментом оплаты изготовления подписных листов, а с моментом уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Сбор подписей Лапа С.В. осуществлен после уведомления избирательной комиссии. Отсутствие оплаты Лапа С.В. подписных листов из средств избирательного фонда на момент их предоставления в избирательную комиссию не может служить основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата.

Согласно подпункту "з" пункта 24 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

Таким образом, закон допускает использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, при условии, что это составит не более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

В соответствии с Решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 29.04.2015г. № 301-р «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Сосновоборского городского Совета депутатов», опубликованного в газете «Рабочий», количество избирательных округов в г. Сосновоборске Красноярского края 10, численность избирателей по одномандатному избирательному округу № 8 – 2530.

Для Лапа С.В. создание и использование избирательного фонда является необязательным, так как число избирателей в его избирательном округе не превышает пяти тысяч человек, поэтому положения закона о финансировании изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда не могут служить основанием для признания подписей в подписном листе недействительными.

Более того, из представленных в судебное заседание документов следует, что кандидатом Лапа С.В. произведена оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда.

Исходя из того, что судом установлены допущенные кандидатом Лапа С.В. нарушения в подписных листах, подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене решение о регистрации Лапа С.В. кандидатом на должность депутата Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 219 (ч.ч 3, 8), 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края «О регистрации Лапа <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сосновоборский городской суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Петракова Е.В.

2а-976/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Сосновоборска Красноярского края
Васильев Сергей Михайлович зарегистрированный кандидат в депутаты Сосновоборского Совета депутатов пятого созыва
Ответчики
Избириательная комиссия муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края - Окуружная избирательная комиссия по дополнительным выборам депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирател округу №8
Другие
Лапа Степан Витальевич зарегистрированный кандидат в депутаты Сосновоборского Совета депутатов пятого созыва
Суд
Сосновоборский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
sosnov.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2020Дело оформлено
22.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее