Решение по делу № 2-3015/2024 от 13.03.2024

Дело № 2-3015/2024

УИД 53RS0022-01-2023-003799-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2024 года          Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Антоновой Н.И.,

с участием представителя истца Старорусского межрайонного прокурора Сизовой С.Э.,

представителя ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» Сивчиковой М.В.,

при секретаре Анциферовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры в защиту права, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Старорусской межрайонной прокуратуры, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее также - ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение), об обязании (с учетом уточнения требований) в срок до 31 декабря 2024 года провести работы по реконструкции мостового сооружения через реку <адрес> на автомобильной дороге «<адрес>. В обоснование требований указано, что проведенной проверкой установлено, что мостовое сооружение через реку <адрес>, балансодержателем которой является Учреждение согласно перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по районам Новгородской области имеет асфальтобетонное покрытие. В соответствии с актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на автодороге «<адрес> мостовое сооружение через реку <адрес> имеет пролом дорожного покрыта размерами: длиной 2м50см, шириной 1м70см, отсутствие элементов конструкции металлического дорожного ограждения длиной 20 м, отсутствие элементе пешеходного ограждения 7м, разрушение плит пешеходной зоны. Уставом ГОКУ «Новгородавтодор» определено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органе государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности. Его целью является организация выполнения работ, в том числе по содержанию автомобильных дорог.

Бездействие ГОКУ «Новгородавтодор» по приведению мостового сооружения в соответствие с государственными стандартами нарушает требован федерального законодательства, обеспечивающего безопасность дорожного движения, права участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дороге, способствует причинению ущерба владельцам транспортных средств.

На основании изложенного истец просит исковые требования удовлетворить.

Определением суда от 30 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Новгородской области.

Помощник прокурора Сизова С.Э. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» Сивчикова М.В. не возражала по заявленным требованиям

Представители третьих лиц Министерства транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лица, участвующие в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ №196-ФЗ) определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ регламентировано, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Дорожная деятельность, это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Под владельцами автомобильных дорог понимаются юридические лица, которым дороги переданы в оперативное управление, в частности, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.12 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 принят Технических регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» (далее - ТР ТС 014/2011), устанавливающий минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.

В силу п.13.2 ст.3 ТР ТС 014/2011, автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

В соответствии со статьей 13 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог

Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, который признан национальным стандартом и введен в действие с 01 сентября 2018 года. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017) в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Согласно названному ГОСТу, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин (местного разрушения дорожного покрытия, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), просадок (деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия), проломов (полного разрушения дорожного покрытия на всю толщину, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), колей (деформации покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора) и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 названного ГОСТа.

Согласно пункту 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б (отсутствие элементов конструкции металлического дорожного ограждения, повреждение элементов конструкции металлических (в т.ч. тросовых) или железобетонных ограждений). Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4 названного ГОСТа.

Пунктом 4.2. ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном

порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 ГОСТ 33178-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост". Мост: Мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения.

Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что мостовое сооружение через реку <адрес> на автомобильной дороге «<адрес> имеет асфальтобетонное покрытие.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на автодороге <адрес> мостовое сооружение через реку <адрес> имеет пролом дорожного покрыта размерами: длиной 2м50см, шириной 1м70см, отсутствует элементов конструкции металлического дорожного ограждения длиной 20 м, отсутствует элемент пешеходного ограждения 7м, имеется разрушение плит пешеходной зоны.

Решением КУГИ Новгородской области от 25 ноября 1996 года № 543 установлено, что вышеуказанные дороги, является собственностью Новгородской области и переданы в оперативное управление Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

В соответствии с п.п. 1.1, 1.4, 1.8, 1.15 Устава Учреждения, оно является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, по своим обязательствам отвечает имеющимся в его распоряжении денежными средствами.

В соответствии с разделом 2 Устава к функциям Учреждения относится выполнение функций заказчика-застройщика автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Непринятие ответчиком мер по устранению указанных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям, повлечь за собой наступление тяжких и трагических последствий с причинением вреда здоровью и гибелью людей на вышеуказанных дорогах.

В соответствии со ст. 2 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах .

Целью деятельности Учреждения является улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, повышение их пропускной способности, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по этим автомобильным дорогам, а также их благоустройство за счет и в пределах, предназначенных для этой цели финансовых средств (п. 2.2 Устава).

Таким образом, именно на ГОКУ «Новгородавтодор» лежит обязанность по содержанию вышеуказанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.

Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений, выявленных в результате проверки ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Учитывая изложенное, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения, суд, принимая во внимание период времени, необходимый для обеспечения финансирования работ, их специфику и сезонный характер, объем организационных мероприятий, полагает необходимым установить данный срок до 31 декабря 2025 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры в защиту права, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в срок до 31 декабря 2025 года провести работы по реконструкции мостового сооружения через реку <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 20 июня 2024 года.

Председательствующий Н.И. Антонова

2-3015/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Старорусская межрайонная прокуратура
Ответчики
ГОКУ "Новгородавтодор"
Другие
Министерства транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области
Министерство финансов Новгородской области
ООО "Солид"
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Антонова Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.05.2024Предварительное судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Дело оформлено
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее