Дело № 3а-146/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 2 августа 2019 года
Хабаровский краевой суд
в составе председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
при секретаре Авраменко А.О.,
с участием представителя административного истца Зимина С.С.,
прокурора Криковцовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чебаргина В.И. к окружной избирательной комиссии Молодежного одномандатного избирательного округа № 21 о признании незаконным отказа в регистрации кандидатом в депутаты, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 г. № 2087 (опубликовано в газете «Тихоокеанская звезда» № 100, 04.06.2019) выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 г..
Постановлением Избирательной комиссией Хабаровского края от 4 июля 2019 г. № 127/981-7 заверен список кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Хабаровское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатным округам, согласно которому Чебаргин В.И. выдвинут кандидатом по Молодежному одномандатному округу № 21.
Постановлением окружной избирательной комиссии Молодежного одномандатного избирательного округа № 21 от 17 июля 2019 г. № 9/25 Чебаргину В.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Чебаргин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании данного постановления незаконным и о возложении на окружную избирательную комиссию Молодежного одномандатного избирательного округа № 21 обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
В обоснование заявленных требований Чебаргин В.И. указал, что 11 июля 2019 г. он устранил недостатки, указанные в извещении избирательной комиссии, и подал в окружную избирательную комиссию недостающие документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края, вместе с тем в его регистрации было незаконно отказано.
В судебном заседании представитель административного истца Зимин С.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный истец Чебаргин В.И., представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии, представитель заинтересованного лица избирательного объединения «Хабаровское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», будучи надлежащим образом извещенными о месте, дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Из письменного отзыва окружной избирательной комиссии Молодежного одномандатного избирательного округа № 21 следует, что окружная комиссия заявленные требования не признает по тем основаниям, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат в депутаты не вправе дополнительно представлять документы, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении кандидата, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 3 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом в) пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Как следует из постановления окружной избирательной комиссии от 17 июля 2019 г. № 9/25, Чебаргину В.И. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с тем, что при уведомлении о выдвижении кандидатом им не были представлены сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, и сведения о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата и его супруги, составленные по форме, предусмотренной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 г. № 546.
Суд считает данный отказ законным и обоснованным по следующим основаниям.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов (пункт 1 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 1 статьи 42 Избирательного кодекса Хабаровского края).
Согласно положениям пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67 при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичная норма содержится в части 7.1 статьи 45 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 данного Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Аналогичные положения закреплены в статьях 45, 45.1 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Согласно части 10 статьи 42 Избирательного кодекса Хабаровского края выдвижение кандидатов в депутаты Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, может производиться в течение 30 дней после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы избирательных округов.
По выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва выдвижение кандидатов осуществлялось в период с 5 июня 2019 г. по 4 июля 2019 г., следовательно, именно в указанный период кандидатом должны были быть представлены все необходимые документы.
Из материалов дела следует, что 3 июля 2019 г. Чебаргиным В.И. в окружную избирательную комиссию было подано заявление о согласии баллотироваться, к которому не были приложены справки о его расходах, а также о расходах его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, а также справки о принадлежащем ему, его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги.
8 июля 2019 г. Чебаргин В.И. представил в избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, а именно: первый финансовый отчет; выписку из лицевого счета; письменное уведомление об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации; фотографии.
10 июля 2019 г. избирательная комиссия уведомила Чебаргина В.И. о выявленных в представленных документах недостатках, в том числе об отсутствии вышеуказанных справок.
Данные документы были представлены административным истцом 11 июля 2019 г.
Вместе с тем, кандидат не вправе дополнительно представлять названные выше документы, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении кандидата.
Конституционный Суд РФ в определении от 15 сентября 2016 г. № 1742-О указал, что, определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает, что сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и о расходах представляются в избирательную комиссию вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться (пункт 3.1 статьи 33). При этом данный Федеральный закон напрямую не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона; в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Таким образом, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Соответствующий подход в отношении понимания и применения приведенных законоположений нашел свое подтверждение, в частности, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6).
Довод представителя административного истца о том, что Чебаргин В.И. после подачи заявления не представлял новые документы, а дополнял данные, которые должны были быть отражены в заявлении, не состоятелен, поскольку основан на неправильном толковании приведенных выше норм избирательного законодательства.
Таким образом, в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░