Решение по делу № 2а-474/2021 от 11.11.2021

дело № 2а-474/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Троицк                             2 декабря 2021 года

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лебина А.И. к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, Главе муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области, Правительству Челябинской области в лице Управления по внутренней политике о признании незаконными решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования, отмене итогов конкурса, признании незаконными и отмене результатов голосования по выборам Главы сельского поселения, возложении обязанности на конкурсную комиссию по повторному голосованию

установил:

Административный истец Лебин А.И. обратился суд с административным иском к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, Главе муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области, Правительству Челябинской области в лице Управления по внутренней политике, указав следующее

25.08.2021 года Совет Депутатов Яснополянского сельского поселения избрал на должность главы поселения Суханова А.В.

Кандидатура незаконно рассматривалась Советом Депутатов, так как была незаконно отобрана конкурсной комиссией по отбору кандидатур на заседании 18.08.2021 года, а именно

из числа участников конкурса были отобраны 6 кандидатов, при том он набрал 15 баллов, еще два кандидата по 14, а Суханов А.В. и еще два кандидата по 9 баллов. При этом Суханову А.В. добавлен 1 балл за высшее образование, сведений о наличии которого у него нет.

так же голосование за избрание победителей конкурса проводилось по общему списку, что является нарушением п.35 Положения о конкурсе

Поскольку кандидатура Суханова А.В. признана в числе победителей незаконно, то итоги голосования, ( при котором голоса депутатов фактически распределились между ним- истцом и Сухановым А.В.)- незаконные.

Так же незаконно была сформирована конкурная комиссия, так как

в нарушение Устава муниципального образования- Троицкий район главой района одним из членов был назначен Б. А.П. – депутат Совета Депутатов Троицкого района, глава Троицкого района не имел право по назначению депутата Совета депутатов района в конкурсную комиссии, поскольку в силу Устава муниципального образования не располагает организационно- распорядительными полномочиями в отношении депутатов.

назначение в число членов конкурсной комиссии состоялось уже после принятия заявлений от претендентов, после объявления начала конкурса

в последствии Б. А.П. избран председателем конкурсной комиссии, что противоречит положению п. 12 о конкурсе, согласно которой председателем конкурсной комиссии может быть только лицо из числа депутатов Совета депутатов самого поселения. Указанное положение изменено и вступило в силу до дня начала действия конкурса

Кроме того, на волеизъявление депутатов Совета депутатов Яснополянского сельского поселения оказано прямое давление со стороны Правительства Челябинской области в лице представителей Управления по внутренней политике, поскольку они за два месяца до избрания и в день избрания 25.08.2021 года непосредственно встречались с депутатами. Представитель управления Ш. В.Б. не отрицал факта, указав ему ( истцу), что избрание главы поселения согласовывается с главой района.

На основании изложенного просит признать незаконными решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования от 18.08.2021 года, отменить итоги конкурса и результаты голосования по выборам Главы по итогам незаконного конкурса, возложить обязанности по проведению повторного голосования по итогам конкурса без учета ряда кандидатов: Суханова, М., М., набравших наименьшее число баллов.

В судебном заседании административный истец Лебин А.И. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, также предоставил письменные дополнения. Дополнительно пояснил, что избрание по итогам конкурса всех кандидатов, набравших минимально необходимые баллы, нарушает принцип равноправия и выбора лица, поскольку должны быть выбраны «наиболее» подготовленные лица, а разница между его баллами и баллами Суханова А.В. значительны. Он снимает довод о том, что Суханову А.В. не законно начислили балл за высшее образование, однако ставит под сомнение ответ <адрес> госуниверситета, подтверждающий образование Суханова А.В., поскольку проверка наличия диплома должна проводиться иной организацией. Не согласен с доводами о том, что голосование за победителей конкурса проведено общим списком и это не значительные нарушения, поскольку, по его мнению все нарушения значительны и ставят под сомнение законность решения конкурсной комиссии. Иные доводы, указанные в иске, подтвердил по мотивам изложенным в иске.

Представитель административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, он же представитель Совета депутатов Яснополянского сельского поселения, действующий по доверенности- Мусабаев А.С., участвуя в суде иск не признал, поддержал письменные отзывы на иск. Указал, что нарушений порядка формирования комиссии нет, Глава Троицкого района в рамках закона о местном самоуправлении и положения о формировании комиссии вправе назначить любое лицо в состав комиссии, при этом Бакайкин избран в состав группы как представитель уполномоченного по правам человека в Троицком районе, избрание его председателем комиссии законно, поскольку изменения, о которых говорит истец вступили в силу уже после начала работы комиссии, следовательно в данном случае не могли быть применены. Не грубое нарушение в принятии решения- голосование общим списком не нарушает права Лебина А.И., поскольку он был включен в списки победителей. Его не избрали лишь сами депутаты. Никакого давления со стороны иных органов власти на депутатов не оказывалось.

Представители соответчиков : Глава Муниципального образования « Троицкий муниципальный район», Правительства Челябинской области, не участвовали в судебном заседании, извещены судебной повесткой, от них поступил отзыв, в котором административный иск не признается.

Представитель заинтересованного лица Главы Муниципального образования Яснополянское сельское поселение Суханов А.В., будучи извещенным надлежащим образом, в заявлении просил дело рассматривать без его участия.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее ФЗ-131).

Частями 1 и 4 статьи 7 указанного федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

В соответствии с абзацами седьмым и восьмым части 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Так Законом Челябинской области от 11.06.2015 года № 189-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" и Закон Челябинской области от 28.12.2016 N 488-ЗО "О требованиях к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и о признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области", установлено, что кандидатом на должности главы муниципальных образований могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 21-летнего возраста, подлежит учитывать к уровень профессионального образования - наличие высшего профессионального образования; к профессиональным знаниям - наличие следующих профессиональных знаний в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области; к профессиональным навыкам - наличие навыков управленческой деятельности: опыт работы на руководящих должностях в организациях, государственных органах, органах местного самоуправления, а также деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем.

Уставом Муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» предусмотрено, что Глава муниципального образования избирается сроком на пять лет Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса ( п.2 глава 6 устава).

Решением Совета Депутатов Яснополянского сельского поселения 25.03.2020 года № 229 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования ( том 1 л.д.23-45).

27.07.2021 года решением Совета Депутатов № 52 приняты изменения в указанное положение, а именно в п. 12, указанные изменения опубликованы 05.08.2021 года, исходя из принципов действия нормативных актов положение вступает в силу после официального опубликования и действует на объявленные и проводимые конкурсы после указанной даты ( ст. 47 ФЗ-131) ( том 2 л.д.8-11).

В разделе IX положения установлены методы оценки профессиональных качеств зарегистрированных кандидатов, утверждены процедурные вопросы по формированию комиссии, избрании председателя, проведению конкурса, в том числе порядок проведения тестирования и оценки качеств кандидатов.

Согласно раздела II в состав конкурсной комиссии половина членов назначается Советом депутатов поселения и другая половина Главой Троицкого муниципального района.

Данное положение соответствует ст. 36 закона о местном самоуправлении, согласно которой при формировании конкурсной комиссии в поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Данный нормативный акт местного самоуправления не признан недействительным, не соответствующим требованиям действующего федерального законодательства, законодательства Челябинской области, законодательства Троицкого района и Яснополянского сельского поселения.

Решением Совета депутатов поселения № 48 от 24.06.2021 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы на 18.08.2021 года, решение опубликовано в Газете Вперед ( том1 л.д. 46-52)

Решением Совета депутатов № 50 и 54 от 24.06.2021 года и от 27.07.2021 года в состав комиссии назначены три депутата: Л.Н. С. Н.И., В.. ( том 1 л.д.53-55). Распоряжением Главы Троицкого муниципального района Т.Р. Мухамедьяровым от 09.08.2021 года № 435-р ( том1 л.д.56) в состав конкурсной комиссии назначены Б. А.П., М. А.Р., В. Э.Ш.

При заседании комиссии 13.08.2021 года председателем комиссии избран Б. А.П. ( том 1 л.д.125-127), при этом как указано выше данный член комиссии назначен от имени Троицкого района, распоряжением главы района.

Нарушением положения о порядке проведения конкурса данное не является, довод истца в указанной части не состоятелен на основании следующего.

Как указано выше решение об объявлении конкурса принято 24.06.2021 года, с указанного момента процедура проведения конкурса начата и ее условия не подлежат изменению, даже в случае внесения изменений в нормативный акт о порядке проведения конкурса.

Исходя из объявления о начале конкурса и приеме документов, указанная процедура проводится в рамках положения, опубликованного и действующего в редакции положения от 02.04.2020 года, следовательно при проведении конкурса требуется руководствоваться именно данной редакцией.

Изменения в положение в п. 12 приняты 27.07.2021 года решением Совета Депутатов № 52, опубликованы 05.08.2021 года, вступили в действие 05.08.2021 года, следовательно не могут изменять ранее установленную процедуру проведения конкурса, назначенную ранее, поскольку в противном случае опубликованная информация о проведении конкурса ( т.е. извещение всех лиц, как участников конкурса так и членов комиссии) не соответствовало бы порядку опубликованному ранее.

Довод административного истца указанный в дополнении и поддержанный в суде о том, что в состав комиссии не может быть назначен депутат Совета депутатов района, поскольку он не подотчетен и не подчиняется Главе Троицкого района, а наоборот Глава подотчетен Совету депутатов, суд не принимает.

Федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо критериев избрания председателя конкурсной комиссии и определения числа кандидатов, представляемых комиссией представительному органу муниципального образования по результатам конкурса для избрания главой муниципального образования, и, следовательно, не ввел запрета на самостоятельное установление таких критериев нормативными правовыми актами муниципальных образований, является правильным.

Глава муниципального района вправе назначить любое лицо в состав комиссии, за пределами лишь одного случая- если член конкурсной комиссии состоит в родстве/ свойстве с гражданином- участником конкурса ( п.7 положения).

Общие принципы назначения лица к исполнению обязанностей вытекающих из деятельности органов местного самоуправления, такие как например антикорупционные требования, дееспособность лица, по признаку принадлежности гражданства России, заинтересованность в рассмотрении вопросов, связанная с непосредственным проживанием в местности, в интересах населения которого проводятся мероприятия, в данном случае соблюдены.

Оценив указанные документы, суд считает, что конкурсная комиссия была сформирована в пределах норм действующего законодательства, председатель избран так же законно, комиссия является легитимным органом, ее формирование и состав соответствует положению ст. 36 Закона о местном самоуправлении.

Так же установлено, что Лебиным А.И. подано заявление и необходимые документы для выдвижения в качестве кандидата на должность главы Яснополянского сельского поселения ( том 1 л.д.57-66), он же наряду с другими лицами зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы ( том 1л.д. 125-128).

Доводы административного иска о незаконной регистрации кандидата Суханова А.В. и неверно оттенки его профессиональных качеств в связи с отсутствием высшего образования опровергаются копией диплома о высшем образовании Суханова А.В. (том 1 л.д.97,123). Диплом был предоставлен непосредственно к заявлению на участие, факт получения образования подтвержден ответом учебного заведения. На основании указанного Суханову А.В. как участнику конкурса баллы за наличие высшего образования выставлены надлежаще « 2» ( п.1.1. оценочного листа ) ( том 1 л.д.141).

На заседании Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы 18.08.2021 года принято решение о признании победителями конкурса шести кандидатов, в том числе и Лебин А.В.

Его итоговый балл рассчитан 15, два других конкурсанта по 14 баллов, и три ( в том числе Суханов А.В.) – 9 баллов

Конкурсная комиссия решила включить всех лиц, преодолевших минимальный порог по количеству баллов-8 в состав победителей конкурса.

Данное, не противоречит требованиям законодательства, в том числе п.12 положения, довод административного иска в указанной части не состоятелен.

Исходя из п.35 положения в число победителем могут быть включены каждый из зарегистрированных кандидатов, набравший по итогам конкурса не менее 8 баллов. Конкурсная комиссия не ограничена в возможности избрания победителей по количеству участников ( должно быть не менее двух, максимально не ограничено), иных критериев признанния лиц победителями нет.

П.п.1 п.2 положения, предписывающего производить отбор по конкурсу для выявления лиц «наиболее подготовлены», так же не содержит критериев установления наибольшей подготовленности одного лица перед другим.

Следовательно указанный вопрос оставляется на усмотрение комиссии, суд не вправе давать оценку указанного выбора на основании ниже описанных норм права, а именно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

Решение о признании лиц победителями было принято общим голосованием по «общему списку», т.е. не за каждое лицо отдельно ( отражено в протоколе том 1 л.д.241).

Указанное действительно является нарушением абз.24 п.35 положения, который предписывает принятие решения « по каждому зарегистрированному кандидату отдельным голосованием членов конкурсной комиссии».

Однако данное не является основанием к удовлетворению иска о признании итогов конкурса незаконными, поскольку суд не считает указанное нарушение нарушающим права административного истца, поскольку он при любой процедуре был признан победителем.

В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ защита прав и свобод административного истца допускается не только при нарушении принимаемой в его отношении процедуры, но случае если нарушение этим действием/ бездействием привело к реальному нарушению прав административного истца.

По итогам конкурса, лица признанные победителями, представлены на избрание в должность главы на Совет Депутатов Яснополянского поселения и проведено заседание совета Депутатов 25.08.2021 года ( том 2 л.д.63), Главой избран Суханов А.В.

Исходя из протокола Собрания депутатов всем претендентам предоставлялось право на выступление перед депутатами, голосование проводилось по каждому кандидату отдельно. Нарушений порядка рассмотрения вопроса и порядка проведения голосования ( в том числе в части наличия кворума) судом не установлено.

Довод административного иска о неком давлении на депутатов со стороны Правительства Челябинской области в лице представителей управления по делам внутренней политики, о предвзятом к нему лично отношении, отразившимся на мнении депутатов, не нашел в суде своего подтверждения.

Управление по внутренней политике в Правительстве Челябинской области в отзыве на иск не оспаривали факта посещения их представителями Яснополянского сельского поселения, а так же взаимодействия с депутатами Совета Депутатов в июле-августе 2021 года ( том 2 л.д. 71-72), однако данная работа проводилась в рамках Положения о структуре и функциях Управления, по вопросам бюджетного софинансирования.

Решения, принимаемые депутатами, принимаются коллегиально, число депутатов, порядок голосования, обсуждения, обеспечивают принятие обоснованного и независимого решения.

Учитывая указанные выше обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска, заявленного как оспаривание действий органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Согласно разъяснений данных в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе осуществлять проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела и оценивая доводы административного иска, суд совокупность условий установленных ст. 218,227 КАС РФ не установил.

Как указано выше процедура отбора кандидата не нарушена, отбор проведен в соответствии с установленными критериями, легитимным органом, имеющим соответствующие полномочия, не значительное нарушение порядка голосования ( общим списком, а не по каждому кандидату) само по себе не повлекло нарушений прав административного истца или нарушений законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества.

Исходя из разъяснений п.62 Пленума Верховного Суда РФ оценка претендентов, в том числе их профессиональных и исключительных качеств находится в компетенции членов комиссии по отбору кандидатур, а в последствии оценка качества победителей в компетенции Совета депутатов.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Лебина А.И. отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178, 179, 180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска административного истца Лебина Александра Ивановича к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, Главе муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области, Правительству Челябинской области в лице Управления по внутренней политике о признании незаконными решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования от 18.08.2021 года, отмене итогов конкурса, признании незаконными и отмене результатов голосования по выборам Главы сельского поселения Решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения от 25.08.2021 года, возложении обязанности на конкурсную комиссию по повторному голосованию без учета лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.

Председательствующий Е.В.Черетских

2а-474/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лебин Александр Иванович
Ответчики
Глава Троицкого муниципального района Мухамедьяров Т.Р.
Совет депутатов Яснополянского сельского поселения
Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения
Правительство Челябинской области в лице Управления по внутренней политике
Другие
Суханов Александр Владимирович
Суд
Троицкий районный суд Челябинской области
Судья
Черетских Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
troickr.chel.sudrf.ru
11.11.2021Регистрация административного искового заявления
11.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее