Дело № 2-3723/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Перемышлиной А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайлевской Е.А.,
с участием
истца – помощника прокурора Центрального района г. Волгограда - Ефремова А.А., действующего по поручению прокурора Красноармейского района г. Волгограда,
представителя третьего лица – администрации Волгограда Чурсиной Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (далее по тексту – ООО «Концессии теплоснабжения», ответчик) о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда по поручению прокуратуры Волгоградской области проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Концессии теплоснабжения». Так, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда, ООО «Концессии теплоснабжения» и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» подписано концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования город-герой Волгоград (далее - Концессионное соглашение). На основании п. 1.1 Концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением, обеспечить, в том числе реконструкцию недвижимого и технологически связного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, право собственности на которое будет принадлежать концеденту. На ООО «Концессии теплоснабжения» возложено бремя содержания и, соответственно, ремонта объектов теплоснабжения. В ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Концессии теплоснабжения» от депутата Волгоградской ... Думы Мицуковой Е.И. поступили обращения по вопросу восстановления изоляционного покрытия сетей теплоснабжения по ... г. Волгограде. Должностными лицами ООО «Концессии теплоснабжения» каких либо конкретных мер по восстановлению изоляционного слоя покрытия сетей теплоснабжения по указанному адресу не принято. Вместе с тем, отсутствие изоляционного покрытия сетей по указанному адресу приводит к теплопотерям в ходе поставки коммунальных ресурсов, что может негативно сказаться на качестве предоставляемой коммунальной услуги по отоплению. Прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ внесено представление ООО «Концессии теплоснабжения», по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению нарушений не принято, в связи с чем, угроза предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества сохраняется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд обязать ООО «Концессии теплоснабжения» в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить работы по восстановлению теплоизоляционного слоя наружных сетей теплоснабжения по ... г. Волгограде.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ООО «Волгоград Южный».
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство».
В судебном заседании истец - помощник прокурора Центрального района г. Волгограда Ефремов А.А., действующий по поручению прокурора Красноармейского района г. Волгограда, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Концессии теплоснабжения» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель третьего лица – администрации Волгограда по доверенности Чурсина Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, просила удовлетворить.
Представители третьих лиц ООО «Волгоград Южный» и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
С учетом мнения истца, представителя третьего лица, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав правовую оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 2, 7, 42 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) истец самостоятельно определяет способ судебной защиты. При этом избранный истцом способ защиты должен в каждом случае привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, быть соразмерен нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его применения.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и иными федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К организации в границах соответствующих муниципальных образований теплоснабжения населения в первую очередь следует относить обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для теплоснабжения населения, относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (Концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжение на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Кроме того, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 9.13 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... (далее – Правила), предусмотрено, что тепловая изоляция теплопотребляющих энергоустановок, расположенных на открытом воздухе (вне зданий), оборудуется защитным покрытием от атмосферных осадков, ветра.
Тепловая энергоустановка – это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Пунктом 11.1 Правил установлено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб; промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотрзбления; испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери; разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда, ООО «Концессии теплоснабжения» и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» подписано концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования город-герой Волгоград.
На основании п. 1.1 Концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением, обеспечить, в том числе реконструкцию недвижимого и технологически связного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, право собственности на которое будет принадлежать концеденту.
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы, горячего водоснабжения, отдельный объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности (п. 2.1 Концессионного соглашения).
В силу положений п. «б» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В действующем Концессионном соглашении, в соответствии с п. 5.30 и п. 5.32 концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объекты соглашения в установленном настоящим соглашением порядке в целях осуществления деятельности. Помимо этого, концессионер обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свое счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества в течение всего срока действия соглашения в объеме, сроки и порядке, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Из указанных положений Концессионного соглашения следует, что на ООО «Концессии теплоснабжения» возложено бремя содержания и, соответственно, ремонта объектов теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим к депутату Волгоградской ... Думы Мицуковой Е.И. обращением жительницы многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ..., Моисеевой Л.И., депутат Мицукова Е.И. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направила в ООО «Концессии теплоснабжения» обращения по вопросу восстановления изоляционного покрытия сетей теплоснабжения по ... г. Волгограде.
Проведенной прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проверкой установлено, что по адресу г. Волгоград, ... отсутствует теплоизоляция сетей теплоснабжения.
Прокурором Красноармейского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ ООО «Концессии теплоснабжения» внесено представление, по результатам рассмотрения которого должностными лицами ООО «Концессии теплоснабжения» каких-либо мер к устранению нарушений не принято, в связи с чем, угроза предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества сохраняется.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела фотоматериалом.
Таким образом, совокупностью представленных в дело доказательств объективно подтверждается, что имеются факты отсутствия (либо частичного отсутствия) тепловой изоляции на трубах, подающих коммунальный ресурс отопления в многоквартирный дом по адресу: г. Волгоград, ....
Доказательств принятия ответчиком всех возможных мер по обеспечению ремонта и восстановления участков наружных трубопроводов системы отопления (тепловых трасс) путем восстановления тепловой изоляции на вышеуказанных участках материалы дела не содержат.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку обязанность по поддержанию участков наружных трубопроводов системы отопления (тепловых трассах) в исправном состоянии, а также бремя содержания и, соответственно, ремонта объектов теплоснабжения возложена по концессионному соглашению на ООО «Концессии теплоснабжения», а непринятие своевременных мер по устранению выявленных нарушений, а именно восстановления теплоизоляционного слоя на указанном участке сетей, в том числе в преддверии подготовки наступления очередного отопительного периода, права жителей многоквартирного дома, гарантирующие условия жизни, будут нарушены, а также фактическое предоставление жителям многоквартирного дома в Красноармейском района г. Волгограда коммунального ресурса теплоснабжения ненадлежащего качества приводит к нарушению их жилищных прав как потребителей коммунальных услуг, а также негативно отображается на благоприятных условиях проживания, суд находит законными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором Красноармейского района г. Волгограда срок, который не превышает 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность произвести работы по восстановлению теплоизоляционного слоя наружных сетей теплоснабжения по адресу: г. Волгоград, ... судом признается как соответствующим возможности ответчика по исполнению данной обязанности, так и степени затруднительности исполнения судебного акта.
При наличии объективных причин, не позволяющих исполнить постановленное судом решение, ответчик вправе обратиться в суд с мотивированным заявлением о предоставлении отсрочки/рассрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (ИНН 3444259579, ОГРН 1163443068722) в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить работы по восстановлению теплоизоляционного слоя наружных сетей теплоснабжения по адресу: г. Волгоград, ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. Перемышлина
Справка: мотивированный текст решения в окончательной форме принят ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.С. Перемышлина