Дело № 2-2076/2022
УИД 03RS0003-01-2022-000649-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
с участием представителя истца по доверенности Ханнанова О.А.,
ответчика Гизатуллина И.Г.,
представителя ответчика по доверенности Бурмакина И.М.,
представителя третьего лица Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Дунюшкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Гизатуллину Ильдусу Габдулловичу о понуждении заключения соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Гизатуллину И.Г. о понуждении заключения соглашения.
В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «МД ФИНАНС» и ИП Гизатуллиным И.Г. был заключен договор-купли продажи имущества.
Согласно п. 1 указанного выше договора, в соответствии с результатами торгов посредством аукциона с открытой формой подачи предложения о цене имущества, принадлежащего ООО «МД ФИНАНС», итоги которого подведены 02 марта 2018 года, продавец передает в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять, оплатить следующее имущество: объект недвижимости (129,8 кв.м., нежилое, кадастровый №), находящийся по адресу: <адрес>
Между тем, в данном объекте недвижимости (129,8 кв.м., нежилое, кадастровый №), находящемся по адресу: <адрес>, располагается оборудование, посредством которого обеспечивается теплоснабжение двух многоквартирных домов, находящихся на <адрес>, а также МАДОУ Детский сад №.
Указанный центральный тепловой пункт (далее по тексту ЦТП) не являлся бесхозным, ранее данное имущество находилось на забалансовом счете ООО «МД ФИНАНС».
Истец указывает, что объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу должника. При этом отчуждение объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве) (Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-Ф3).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о содержании правоустанавливающих документов от 24 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-127096430, собственником объекта с кадастровым номером: 02:55:000000:32158 является Гизатуллин Ильдус Габдуллович.
Однако, несмотря на неоднократные попытки Администрации урегулировать данный вопрос, ответчиком в нарушение указанных требований закона не обеспечивается доступ к объектам коммунальной инфраструктуры, и тем самым нарушаются права на обеспечение теплоснабжением иных собственников и нанимателей жилых помещений в МКД на безопасные условия проживания, а также воспитанников МАДОУ Детский сад № на безопасные условия нахождения.
Указанные ограничения по использованию имущества обусловлены в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Кроме того, в силу части 4.1 статьи 132 Закона № 127-ФЗ участники торгов по продаже имущества должника обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в части 4 статьи 132 Закона № 127-ФЗ. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения, данное соглашение и договор купли-продажи подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2021 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация теплоснабжения населения в границах городского округа.
До настоящего времени, 22 ноября 2021 года, соглашение об исполнении условий, указанных в части 4 статьи 132 Федерального Закона № 127-ФЗ не заключено.
29 октября 2021 года в адрес ответчика было направлено обращение с приложением соглашения об исполнении условий, указанных в части 4 статьи 132 Закона № 127-ФЗ, с требованием в срок до 18 ноября 2021 года заключить с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан данный проект.
Указанное требование ответчиком проигнорировано, доступ к объектам коммунальной инфраструктуры, относящейся к системам жизнеобеспечения, на сегодняшний день не обеспечен. Данная ситуация нарушает права и интересы граждан, проживающих в двух многоквартирных домах, находящихся на бул. Дуванском, а также воспитывающихся в МАДОУ Детский сад № 53 на благоприятную среду жизнедеятельности.
На основании изложенного, истец с учетом уточнений просит суд обязать Гизатуллина И.Г. заключить с Управлением по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан соглашение, обеспечивающее надлежащее содержание и использование в соответствии с целевым назначением социально-значимого объекта - центрального теплового пункта, находящегося в объекте недвижимости по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании представитель истца Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Ханнанов О.А., уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном иске.
В судебном заседании ответчик Гизатуллин И.Г. и его представитель Бурмакин И.М. исковые требования не признали, просили отказать в иске по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Дунюшкина Е.К. просила удовлетворить уточненные исковые требования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, посредством открытых электронных торгов ответчик Гизатуллин И.Г. приобрел нежилое помещение по адресу: г. Уфа, Дуванский бульвар, рядом с домом 23, включенное в конкурсную массу и проданное в ходе конкурсного производства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке.
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному между ООО «МД ФИНАНС» и Гизатуллиным И.Г., в объекте недвижимости (нежилом помещении 129,8 кв.м., кадастровый №), находящемся по адресу: <адрес>, установлено наличие инженерных коммуникаций.
Из Выписки из ЕГРН от 19 марта 2018 года следует, что собственником нежилого помещения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является Гизатуллин И.Г. на основании договора купли-продажи с ООО «МД ФИНАНС» от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.
22 февраля 2019 года в УЗИО г. Уфы поступило обращение конкурсного управляющего ООО «Строительная компания» с просьбой принять в муниципальную собственность движимого имущества, находящегося в здании ЦТП и относящегося к системам жизнеобеспечения г. Уфы.
11 марта 2019 года УЗИО г. Уфы принято решение № № о приеме в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан оборудования в здании ЦТП по адресу: г<адрес>
Согласно пункту 2 указанного решения ООО «Строительная компания» предложено оформить передачу оборудования в технически исправном состоянии с приложением документации.
15 марта 2019 года исх. № 6135 УЗИО г. Уфы обратилось к МУП «УИС» с просьбой дать свои предложения о возможности приема имущества в хозяйственное ведение в целях обеспечения надежного снабжения теплом и ГВС детского сада №.
22 марта 2019 года письмом № 2/01IP-27/3-1338 МУП «УИС» сообщило о невозможности принятия оборудования спорного теплового пункта в хозяйственное ведение ввиду его неудовлетворительного технического состояния, а также невозможностью передачи без части здания. К письму приложен акт технического обследования от 22 марта 2019 года, подтверждающий неудовлетворительное состояние оборудования и отсутствие необходимой документации для его передачи.
29 апреля 2019 года исх. № 6135 УЗИО г. Уфы сообщило конкурсному управляющему ООО «Строительная компания» о возможности оформления приема-передачи оборудования после урегулирования с МУП «УИС» спорных вопросов по состоянию оборудования и документации. Однако указанные нарушения по настоящий момент не устранены, оборудование центрального теплового пункта в муниципальную собственность не принято.
Из материалов дела следует, что ответчик обращался в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ об упорядочении принадлежности оборудования, установленного в здании центрального теплового пункта по адресу: г<адрес>, о его продаже либо обмене на аналогичное помещение, что подтверждается письмами от 12 апреля 2021 года исх. № Г-3591, от 24 мая 2021 года № Г-4522, однако Гизатуллину И.Г. было разъяснено, что вариант обмена не представляется возможным, денежные средства на приобретение спорного здания бюджетом ГО г. Уфа РБ не предусмотрены, а также указано на необходимость заключения соглашения в отношении ЦТП.
По акту передачи ключей от помещения ЦТП по адресу: Дуванский 23/1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ключи по спорному ЦТП переданы истцу. Также ключи были получены мастером МУП УИС Клоковым ДД.ММ.ГГГГ.Истец в обоснование исковых требований ссылается на положения ст. 132 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу.
Отчуждение таких объектов в силу прямого указания пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве происходит в особом порядке - в форме конкурса - с возложением на покупателя обязанности надлежащим образом содержать и использовать названные объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые законодательством Российской Федерации обязательства. Гарантиями сохранения режима целевого использования объектов коммунальной инфраструктуры являются закрепленная в пунктах 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве обязанность покупателя заключить с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, и предусмотренные пунктом 4.2 статьи 132 этого Закона последствия нарушения данного соглашения в виде расторжения в судебном порядке договора купли-продажи по иску органа местного самоуправления и передачи объектов в собственность муниципального образования с выплатой им денежной компенсации покупателю.
Приведенное правовое регулирование обусловлено необходимостью обеспечения жизненных потребностей населения в коммунальных услугах и подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Администрация как орган местного самоуправления, отнесенный Законом о банкротстве к числу участников отношений, возникающих при смене собственника объекта коммунальной инфраструктуры при несостоятельности, является лицом, имеющим материально-правовой интерес в оспаривании торгов по продаже упомянутых объектов, совершенных в ненадлежащей форме - в форме аукциона, в обход законодательных процедур и ограничений, налагаемых в связи с этими процедурами на нового собственника. Поэтому она может требовать признания аукционных торгов, заключенного по их результатам договора недействительными на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что продажа спорного здания произведена посредством открытых электронных торгов, однако помещение в ходе конкурсного производства не было признано социально значимым имуществом и не было реализовано в особом порядке в форме конкурса, предусмотренного п. 4 ст.132 ФЗ-129, то есть в рамках электронных торгов ответчик приобрел помещение без каких-либо условий, обременений и оборудования.
По смыслу преамбулы (термины и определения), пункта 9.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, статьи 132 Закона о банкротстве для целей квалификации имущества в качестве объекта коммунальной инфраструктуры, подлежащего реализации на конкурсе, принимаются во внимание как комплекс устройств, предназначенный для создания системы теплопотребления двух и более зданий, так и обособленное помещение, в котором данный комплекс расположен.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. № 8-П).
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Также судом установлено, что ответчик Гизатуллин И.Г. не обладает статусом индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст. 110 настоящего Федерального закона.
Продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса (ч. 4 ст. 110 Закона о банкротстве).
Продажа предприятия осуществляется путем проведения аукциона в случае, если в отношении этого предприятия покупатель не должен выполнять какие-либо условия. Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие.
Продажа предприятия осуществляется путем проведения конкурса в случае, если в отношении этого предприятия покупатель должен выполнять условия, установленные решением собрания кредиторов или комитета кредиторов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выигравшим конкурс признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие, при условии выполнения им условий конкурса (п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве).
Согласно ч. 4.1 ст. 132 Закона о несостоятельности (банкротстве), в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
Из вышеизложенного следует, что в силу ч. 4 ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Между тем, из материалов дела следует, что приобретенное ответчиком имущество: Лот № 1 «Объекты недвижимости (129,8 кв.м., нежилое, кадастровый №), находящиеся по адресу: <адрес>, приобретено на основании торгов посредством аукциона с открытой формой подачи предложения о цене имущества, принадлежащего ООО «МД ФИНАНС».
Следовательно, организатором торгов допущено нарушение формы проведения торгов, регламентированной ч. 4., ч. 4.1 ст. 132, ч. 4 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве), в связи с проведение торгов в форме открытого аукциона.
Судом также установлено, что договор, а также информационное сообщение о торгах по лоту № 1 не содержит обязательную информацию об обязательных условиях конкурса к которым в данном случае относятся также обязательства покупателей по соблюдению установленных в соответствии с Законом о социально значимых объектах ограничений права пользования данным объектом, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению доступа к данному объекту, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Также суд считает необходимым отметить, что Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному между ООО «МД ФИНАНС» и Гизатуллиным И.Г. имущество ЦТП не перечислено, а указано на наличие инженерных коммуникаций, установленных в недвижимом имуществе, к которым можно трубопроводы, канализационные сети, теплосети, газопроводы и все, что обеспечивает подачу ресурсов в помещение, находясь за его пределами.
Таким образом, на основании изложенного, а также учитывая наличие решения УЗИО Администрации городского округа г. Уфа РБ от 11 марта 2019 года о приеме в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан оборудования в здании ЦТП по адресу: <адрес>, которое является действующим, при этом данных о недостатках не представлено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Гизатуллину Ильдусу Габдулловичу о понуждении заключения соглашения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░.