Дело № 2-17/2016 (2-1820/2015)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск <Дата>
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего Шкляр Е.А.,
при секретаре Осенней А.А.,
с участием:
представителя истца – Томашевской И.Н.,
представителя ответчика – Мараевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононец С.Н. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края о возложении обязанности заключить договор на предоставление социальной выплаты; третьи лица: Министерство энергетики РФ, Кононец Н.П.; Колесникова Е.С. в интересах себя и несовершеннолетних Хмельницкой Я.О. и Колесникова А.К.; Максимова М.С. в интересах себя и несовершеннолетних Максимова В.Д. и Максимова М.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Партизанского городского округа Приморского края о возложении обязанности заключить договор на предоставление социальной выплаты, указывая, что он на основании ордера №___ от <Дата> 1985 года со своей семьёй был вселён в жилое помещение по адресу: <адрес>. Вместе с ним в данной квартире зарегистрированы члены его семьи: жена - Кононец Н.П.; дочери - Колесникова Е.С. и Максимова М.С., внуки - несовершеннолетние Хмельницкая Я.О., Колесников А.К., Максимов В.Д. и Максимов М.Д. Согласно заключению от 17 июля 2012 года №___ межотраслевого центра НИМИ НИИ Горной геомеханики «Об оценке влияния горных работ ликвидированной шахты «Центральная» на техническое состояние 9-ти жилых домов и рекомендации по их сохранению или сносу» дом, где расположена квартира истца, признан расположенным в границах условно опасных зон по выходу провалов. Протоколом совещания от 31 октября 2012 года по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья – семья истца включена в дополнительный список граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах Партизанского городского округа. В соответствии с «Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (далее по тексту – Правила) истец и члены его семьи имеют право на социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого ветхого. Просит обязать Администрацию Партизанского городского округа заключить с ним договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья исходя из состава семьи восемь человек за счёт средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Партизанского городского округа Приморского края на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Томашевская И.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Дополнила, что <Дата> 2015 года истец обратился к ответчику с вопросом о заключении с ним договора на предоставление социальной выплаты, однако ответом от <Дата> 2015 года Администрации Партизанского городского округа истцу было сообщено, что он и его семья включены в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого – их номер по очереди 411. Дом, где расположена квартира истца, полностью разрушен – от него остались только стены, что подтверждается фотографиями. Истец и члены его семьи вынуждены снимать жильё и проживать у знакомых, поскольку они не имеют своего жилья.
Представитель ответчика администрации Партизанского городского округа по доверенности – Мараева А.И. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признаёт. На основании закона от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Согласно п.12 «Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 - орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт федеральных средств, выделяемых на эти цели. Согласно протоколу №___ от <Дата> совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого – Кононец С.Н. и члены его семьи включены в список граждан для приобретения жилья под № 411. Протоколами за период с 2003 года по 2014 год в указанный список граждан, включённых в проект ликвидации шахты «Центральная», ранее истца было включено 23 семьи. Право истца на получение социальной выплаты с учётом всех членов его семьи ответчик не оспаривает, при этом полагает, что права истца ответчиком не нарушены, поскольку истец не представил сведений и доказательств тому, что он является гражданином из числа лиц, отнесённых законодательством к льготным категориям либо подлежащим переселению во внеочередном порядке по отношению к ранее включённым в Список гражданам. Поступившие в 2015 году на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков денежные средства в размере 105150500 рублей были распределены другим семьям. Администрацией Партизанского городского округа <Дата> 2012 года истец дополнительно был включён в Список граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное обеспечение жильём – значится под номером 67. В случае предоставлению истцу социальной выплаты ранее момента предоставления ему жилья по Списку администрации муниципальных «внеочередников» – истца просто исключат из данного Списка. При этом, нахождение истца в указанном Списке администрации не лишает его права на получение социальной выплаты за пришедшее в негодность в результате ведения горных работ жильё, в котором он со своей семьёй значится зарегистрированным. Поскольку финансирование мероприятий по предоставлению гражданам социальных выплат на приобретение жилья взамен пришедшего в негодность в результате ведения горных работ осуществляется за счёт средств федерального бюджета, полагает, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Третьи лица: Кононец Н.П.; Колесникова Е.С., действующая в интересах себя и несовершеннолетних Хмельницкой Я.О. и Колесникова А.К.; Максимова М.С., действующая в интересах себя и несовершеннолетних Максимова В.Д. и Максимова М.Д., - в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, поддержали заявленные истцом исковые требования, о чём указали в адресованном суду заявлении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учётом доводов и возражений, приводимых сторонами, суд приходит к следующему.
Согласно ордеру от <Дата> 1985 года №___, выданному исполнительным комитетом Совета народных депутатов Партизанска, <адрес> предоставлена Кононец С.Н. на семью из четырёх человек: Кононец С.Н. (квартиросъемщик), Кононец Н.П. (жена), Кононец Е.С. (дочь), Кононец М.С. (дочь).
Согласно выписке из поквартирной карточки по адресу: <адрес> зарегистрированы: Кононец С.Н. – начиная с <Дата>, Кононец Н.П. – начиная с <Дата>, Колесникова Е.С. – начиная с <Дата> (ранее была зарегистрирована с<Дата> по <Дата>), Максимова М.С. – начиная с <Дата>, несовершеннолетняя Хмельницкая Я.О. – начиная с <Дата>, несовершеннолетний Максимов В.Д. – начиная с <Дата>, несовершеннолетний Колесников А.К. – начиная с <Дата>, несовершеннолетний Максимов М.Д. – начиная с <Дата>.
Из составленного Сибирским филиалом ОАО ВНИМИ НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела Заключения от 17 июля 2012 года №___ «Об оценке влияния горных работ ликвидированной шахты «Центральная» на техническое состояние 9-ти жилых домов и рекомендации по их сохранению или сносу» следует, что <адрес> находится в условно опасной зоне по выходу провалов и рекомендуется к сносу в кратчайшее время
Согласно Протоколу №___ от <Дата> 2012 года «Совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах «Глубокая», «Северная», ДОАО «Шахтоуправление «Авангард», «Центральная», «Авангард», «Нагорная», «Углекаменская» ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное» по администрации Партизанского городского округа Приморского края» и Дополнительному списку от <Дата> 2013 года по протоколу № №___ «Граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Центральная» ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное» Кононец С.Н. и члены его семьи в списке граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья числятся под номером 411.
Согласно представленному ответчиком Списку граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное обеспечение жильём, под номером 67 данного Списка значится Кононец С.Н., в графе «дата постановки на очередь» - <Дата> 2012 года, в графе «основание для постановки на очередь» - прочерк.
Из сообщения от <Дата> 2015 года администрации Партизанского городского округа следует, что Кононец С.Н. и его семья в составе 8 человек включены в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Центральная» непригодным для проживания по критериям безопасности – под номером 411.
Из представленной представителем ответчика копии Списка граждан, включённых в проект ликвидации шахты «Центральная» усматривается, что Кононец С.Н. в данном списке числится за номером 411 (на основании протокола от <Дата> 2012 года №___ с последующей корректировкой <Дата> 2013 года №___).
Из информационного письма от 21 августа 2015 года администрации Партизанского городского округа следует, что по проекту ликвидации шахты «Центральная» в предоставлении жилья нуждаются 58 семей (по состоянию на 01 января 2015 года). Межбюджетные трансферты на данные цели в размере 105150500 рублей на 2015 год распределили на 38 семей, при этом семья Кононец С.Н. в данный список не вошла.
Таким образом, достоверно установлено, что жилое помещение, находящееся в социальном найме истца Кононец С.Н. и членов его семьи признано непригодным для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (в ред. от 27.01.2009 г. № 36) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и посёлков» утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счет федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и посёлков.
В соответствии с п.8 указанных Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты насчитываются на постоянно проживающего собственника (нанимателя) жилого помещения и членов его семьи.
Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат, предоставляемых на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу п.10 названных Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчёте размера социальной выплаты, рассчитывается на каждого члена семьи нанимателя жилого помещения, с учётом состава семьи.
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв.м.- для одиноких граждан; 42 кв.м. - на семью из 2 человек; 18 кв.м. - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания.
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтёрского города или посёлка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья (п.9 Правил).
В соответствии с пунктом 12 данных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Пункт 13 Правил предусматривает, что гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Таким образом, администрация Партизанского городского округа, как получатель межбюджетных трансфертов на цели, определяемые Правилами, в порядке предоставления гражданам безвозмездных социальных выплат для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, уточняет ежегодно составляемые списки граждан подлежащих переселению, рассчитывает размер социальной выплаты, составляет списки граждан, с которыми подлежат заключению договоры на предоставление социальной выплаты в конкретном квартале, согласует списки и расчет с Министерством энергетики Российской Федерации, заключает с гражданами договоры о предоставлении социальной выплаты. Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с п.2 Правил осуществляется предоставление межбюджетных трансфертов на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере переселения граждан в рамках реализуемых мероприятий, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств выделяемых на реализацию указанных мероприятий.
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя ответчика, поступившие в 2015 году на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков денежные средства в размере 105150500 рублей были распределены другим семьям. При этом, ответчиком – администрацией Партизанского городского округа право истца на получение социальной выплаты с учётом всех членов его семьи для приобретения жилья по указанному в иске основанию не оспаривается.
Социальная выплата предоставляется гражданам исходя из степени пригодности жилья для проживания и нуждаемости в переселении из ветхого жилья, исходя из критериев безопасности в результате ведения горных работ, дальности нахождения дома от зоны по выходу провалов, степени негативного влияния на техническое состояние дома, степени опасности для проживания граждан в доме.
Очередность предоставления социальной выплаты законом не предусмотрена.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, учитывая, что согласно документам указанный дом находится под влиянием подработки (условно опасной зоне по выходу провалов), учитывая процент износа дома - 65%, принимая по внимание отраженное в фототаблице фактические состояние жилого помещения – полное разрушение дома, что согласуется с пояснениями представителя истца о состоянии помещения, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Администрацию Партизанского городского округа Приморского края заключить с истцом договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью согласно нормам, за счет средств федерального бюджета направляемых в бюджет Партизанского городского округа Приморского края, на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кононец С.Н. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края о возложении обязанности заключить договор на предоставление социальной выплаты – удовлетворить.
Обязать Администрацию Партизанского городского округа Приморского края заключить с Кононец С.Н. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее 144 кв.м. исходя из состава семьи восемь человек с учётом Кононец Н.П., Колесниковой Е.С., Хмельницкой Я.О., Колесникова А.К., Максимовой М.С., Максимова В.Д., Максимова М.Д., за счёт средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Партизанского городского округа Приморского края на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, - в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа Приморского края.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
Судья Шкляр Е.А.