Дело № 2-270/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2025 г. рп Рамонь
Рамонский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Кожуховой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Грибковой Е.А.,
с участием истца Назинцева С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назинцева С.А. к ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», филиалу ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о защите прав потребителя,
установил:
Назинцев С.А. обратился в Рамонский районный суд с требованиями к ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», филиалу ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о защите прав потребителя.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником квартиры расположенной по адресу: <.......>, которая обустроена газовым оборудованием, в связи с чем лежит обязанность по заключению договора технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования. Им с филиалом ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в рп Рамонь заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного оборудования от 27.12.2021, со сроком действия 3 года, а в случае, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении, он пролонгируется на следующие три года. 27.12.2021 было проведено первое ТО, оплата в размере 1772,00 руб. произведена истцом в кассе организации. 02.03.2023 было произведено следующее ТО, оплата в сумме 2611,00 была произведена одноразово всей суммой по квитанции. Обращено внимание, что техобслуживание проводится раз в год и его результаты действительны в течении года, т.е. до 02.03.2024 г.
Тем не менее, в квитанции за ноябрь 2023 ответчиком было выставлено к оплате за услуги «абонентская плата за ТО в 2024 1/12 в размере 254,00 руб. Ввиду невнимательности членов семьи, данные денежные средства были оплачены, т.е. за данную услугу оплачено дважды. В декабре требование об оплате не выставлялось, однако в квитанции за январь и февраль 2024 вновь было выставлено требование об оплате услуги абонентская плата за ТО в 2024 г. – 1/12 в размере по 254,00 руб. В дальнейшем выставление платы за такую услугу стали начисляться по 254,00 руб. и указываться для оплаты в квитанциях.
В связи с указанным, полагал, что денежные средства за ноябрь 2023, январь – июнь 2024 по 254 руб., за 1/2 июля – 127 руб., а всего 1905,00 руб. ответчиком с него взысканы незаконно.
16.07.2024 было проведено третье ТО на сумму 3 043 руб., однако сумма за ТО должна была начисляться не в месяц проведения ТО, а только с последующего, т.е. в квитанции за август, которые приходят в сентябре.
Истцу стало известно, что с 01.01.2024 вступил в действие новый закон, и в Рамони организацией, которая вправе проводить ТО осталась та, с которой ранее был заключен договор, однако ему, как стороне договора ни чего не известно о том, что стало с ранее заключенным с ним договором о техническом обслуживании.
05.09.2024 им, на имя директора филиала Газпром газораспределение Воронеж в п. Рамонь была направлена претензия с просьбой в добровольном досудебном порядке пересчитать незаконно начисленную и полученную денежную сумму в размере 1905 руб., которая осталась без ответа.
В связи с чем полагал, что его права, как потребителя по факту начисления и взимания денежных средств за не оказанную услугу нарушены. Со ссылкой на положения п.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» просил о взыскании неустойки в размере 3% цены выполнения работ, которая составляет 1905,00 руб. из расчета 254,00 : 100 = 2,54 руб. х 3 = 7,62 руб. х 33,3 дня (срок превышения стоимости услуги, который уже прошел), т.к. обязательства о добровольной выплате ответчиком 1905 руб. окончились 16.09.2024.
Так же просил о взыскании компенсации морального вреда, поскольку имеют место виновные действия ответчика.
В связи с изложенным просил:
- действия надлежащего ответчика по необоснованному начислению и получению денежных средства неисполненные обязательства по предоставлению услуги «техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования» в квартире по адресу: <.......> признать неправомерными;
- действия (бездействия) надлежащего ответчика по непредставлению ответа на претензию, уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке признать неправомерными;
- взыскать с надлежащего ответчика в пользу истца необоснованно начисленные и полученные за не оказанную услугу денежные средства в размере 1905 руб.;
- взыскать с надлежащего ответчика в пользу истца неустойку в размере 1905 руб.;
- взыскать с надлежащего ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В судебном заседании:
Истец Назинцев С.А. заявленные требования поддержал, просил о взыскании неустойки с ноября 2023, т.к. согласно Правилам и Постановлению Правительства РФ техническое обслуживание оборудования проводится 1 раз в течении 12 месяцев с даты последнего технического обслуживания. 16.07.2024 такие работы были выполнены, первоначально такие работы проведены 02.03.2023. Квартира ему передана 27.12.2021 и в этот день им одномоментно произведена оплата 1772 руб. в кассу, а 02.03.2023 оплачены 2611 руб. одномоментно по квитанции. Не оспаривал, что денежные средства за обслуживание технического оборудования, проведенные 16.07.2024 отдельной квитанцией не оплачивал, как и не вносил данные денежные средства в кассу организации. Просил признать действия ответчиков по не рассмотрению обращения необоснованными.
Представители ответчиков - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», Рамонский филиал ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о слушании дела извещены, явку представителя не обеспечили, с ходатайством об отложении не обращались.
Ранее в судебном заседании представитель ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» по доверенности Евсюкова Ю.С. полагала заявленные требования не обоснованными, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела, указала, что действительно в ОАО поступало обращение Назинцева С.А., однако не может сообщить рассматривалось ли оно и предоставлялся ли по нему ответ.
Принимая во внимание то, что все лица, участвующие в деле, извещались о времени судебного заседания по рассмотрению дела своевременно установленными ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) способами, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Рамонского районного суда Воронежской области раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, поскольку по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, относящихся к общепризнанным принципам и нормам международного права и согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из представленных документов, 27.12.2021 между ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» и Назинцевым С.А. был заключен договор технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования в квартире по адресу: <.......>
27.12.2021 составлен акт оказанных услуг, подтверждающий факт технического обслуживания отопительного газового оборудования и факт проверки герметичности соединений внутриквартирного газопровода, за которые подлежали выплате 1772 руб.
02.03.2023 составлен акт выполненных работ по договору о техническом обслуживании внутриквартирного оборудования между ОАО Газпром газораспределение и Назинцевым С.А., в соответствии с которым Обществом были выполнены технические работы на сумму 2611 руб.
Выполнение данных работ, как и факт оплаты за их проведения сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Как следует из квитанции за расчетный период ноябрь 2023 г., по лицевому счет Назинцеву С.А. ОАО Газпром газораспределение Воронеж был выставлен счет на сумму 254,00 руб. в качестве абонентской платы за ТО за 2024 г. (1/12), аналогичная сумма выставлена в квитанции за январь 2024 г., февраль 2024 г., март 2024 г., апрель 2024, май 2024, июнь 2024, июль 2024 г., август 2024 г.
Суду представлен акт выполненных работ составленный 16.07.2024 между ОАО Газпром газораспределение Воронеж и Назинцевым С.А., из которого следует, что проведены работы технического обслуживания газового оборудования квартиры на сумму 3043 руб.
Документов, подтверждающих факт единовременной оплаты Назинцевым С.А. за данную услугу суду не представлено. Истец в ходе рассмотрения дела не оспаривал, что данная сумма единовременно, после проведения работ по техническому обслуживанию оборудования не вносилась.
Представлена досудебная претензия, составленная Назинцевым С.А.05.09.2024 в которой он, обращаясь на имя директора филиала ОАО Газпром газораспределение Воронеж, просит возвратить ему неправомерно взысканные 1905 руб. в срок 10 дней, поскольку услуга, за которую денежные средства были взысканы ему не оказывалась.
15.12.2024 Назинцев С.А. обратился с жалобой на имя директора ОАО Газпром газораспределение Воронеж на сайт в котором просил предоставить сведения о датах поставки газа в <.......> с предоставлением копии договоров, на которую был предоставлен ответ старшего мастера абонентского участка в Рамонском районе, из которого следует, что поставка газа в квартиру 14 осуществляется на основании договора поставки газа № 1600023483 от 27.12.2021 заключенного между Обществом и Назинцевым С.А.
Суду представлен единый платежный документ за март 2023 г., из которого следует, что техническое обслуживание газового оборудования выставлена оплата в сумме 2611,00 руб., аналогичная сумма указана в платежном документе за апрель 2023. Указанная в платежном документе за апрель сумма, оплачена, что подтверждается квитанцией от 17.04.2023 на сумму 3097,79 руб., кроме того единый платежный документ за май 2023 г. не содержит сведений о наличии задолженности по оплате за техническое обслуживание в сумме 2 611 руб.
Разрешая заявленные требования суд руководствуется следующим.
Из положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что в случае изменения закона после заключения договора условия договора сохраняют силу, если законом не установлено, что действие новых норм права распространяется на ранее заключенные договоры.
Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2023 г.) внесены изменения в абзац четырнадцатый статьи 2 Закона о газоснабжении, содержащий понятие "газораспределительная организация"; - статью 3 Закона о газоснабжении, определяющую законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации (статья 1); раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации "Предоставление коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги" дополнен статьей 157.3(статья 2).
Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ в редакции Закона N 71-ФЗ в статье 3 установлено, что законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Согласно абзацу четырнадцатому статьи 2 названного закона в редакции Закона N 71-ФЗ газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутри квартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
Статьей 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенной в действие Законом N 71-ФЗ и регламентирующей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения, закреплено, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном данным кодексом.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме (часть 2).
Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с каждым собственником помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (часть 3).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 названной статьи(часть 4).
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией (часть 5).
Специализированная организация осуществляет техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации (часть 6).
Требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Законом N 71-ФЗ предусмотрены переходные положения.
Так, договоры о техническом обслуживании ВКГО в МКД, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона N 71-ФЗ, действуют до их прекращения или расторжения, но не позднее 1 января 2024 г. (пункт 3 статьи 3 Закона N 71-ФЗ).
Договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в МКД, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона N 71-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до 1 января 2024 г. (пункт 4 статьи 3 Закона N 71-ФЗ).
Таким образом, довод Назинцева С.А. о том, что поскольку специализированная организация не изменилась, следовательно продолжает действовать заключенный договор о техническом обслуживании основан на неправильном трактовании закона.
Как следует из текста Закона № 71-ФЗ от 18.03.2023, вступившим в законную силу с 01.09.2023, заключенный с Назинцевым С.А. договор от 27.12.2021 о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования прекратил действие 31.12.2023г.
В силу статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного федерального закона.
В статье 157.3 ЖК РФ, определяющей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения, закреплено, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном поименованным кодексом (часть 1).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме соответственно (части 2, 3).
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией (часть 5).
Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Типовые формы указанных договоров утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 7, 8).
Таким образом, закрепленные в разделе III Правил порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации являются обязательными для сторон.
Предусмотренное пунктом 16 Правил нормативное регулирование о том, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) являются публичными и заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и названными правилами, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями.
Абзац второй пункта 40 Правил соответствует части 9 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункты 1, 2).
Пунктом 2 статьи 426 данного кодекса определено, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
Таким образом, предусмотренная подпунктом "а" пункта 42 Правил обязанность заказчика оплачивать работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), а также работы по ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме в установленные сроки и в полном объеме вытекает из указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации и части 9 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 и 4 статьи 3 Закона N 71-ФЗ предусмотрена необходимость перезаключения договоров о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО) в многоквартирном доме (далее - МКД) и приведение в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в МКД.
Типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в МКД, договора о техническом обслуживании ВКГО в МКД утверждены приказом Минстроя России от 29 мая 2023 г. N 388/пр.
В соответствии с указанными положениями данные мероприятия должны быть осуществлены до 1 января 2024 г.
Договор о техническом обслуживании газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора.
Исполнитель по договору о техническом обслуживании газового оборудования обязан:
- осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции:
обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже одного раза в год;
приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже одного раза в три года;
- осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, - не реже одного раза в три года;
- осуществлять техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования домовладения или внутриквартирного газового оборудования. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже одного раза в три года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, в частности, включает в себя регулировку процесса сжигания газа на всех режимах работы бытового газоиспользующего оборудования; проверку работоспособности, наладку и регулировку предусмотренных изготовителем в конструкции бытового газоиспользующего оборудования устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы; проверку герметичности оборудования; очистку горелок отопительного оборудования от загрязнений при сезонном включении оборудования в работу в целях подготовки к пользованию в отопительный период. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования оно может быть использовано при наличии положительного заключения по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в течение срока, указанного в этом заключении, и при его техническом обслуживании не реже одного раза в год либо заменено по желанию заказчика на новое оборудование;
- проводить инструктаж заказчика по безопасному использованию газа, который осуществляется в устной форме с передачей (непосредственно после проведения инструктажа) заказчику соответствующей инструкции. Факт передачи инструкции и факт проведения инструктажа фиксируются в акте, подписываемом заказчиком и исполнителем;
- проверять наличие тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояние соединительных труб с дымовым каналом;
- осуществлять техническое обслуживание резервуарной (для одного домовладения) и групповой баллонной установки сжиженных углеводородных газов, входящей в состав внутридомового газового оборудования, - не реже одного раза в три месяца.
Заказчики вправе подавать заявки на проведение работ по ремонту оборудования по телефону, в электронной или письменной форме в диспетчерскую службу исполнителя. Работы по ремонту оборудования должны быть начаты в течение суток с момента поступления от заказчика соответствующей заявки, если нормативными правовыми актами не установлены требования по незамедлительному проведению ремонтных работ. Указанная заявка должна быть зарегистрирована сотрудником исполнителя, принявшим ее, с указанием даты и времени ее поступления. При регистрации заказчику сообщаются дата и время регистрации заявки, ее регистрационный номер и фамилия сотрудника, зарегистрировавшего заявку.
Выполнение работ по техническому обслуживанию газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании газового оборудования.
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном доме (помещении) планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных). Информация о них доводится до заказчиков через СМИ и сеть Интернет, путем размещения объявления на информационных стендах в непосредственной близости от домов и домовладений, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
Исполнитель обязан уведомить заказчика о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения. Заказчик в течение семи календарных дней со дня получения извещения обязан сообщить исполнителю об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней допуска сотрудников исполнителя в помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в течение ближайших 10 дней, он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ.
Исполнитель в течение 10 календарных дней после получения от заказчика заявления о готовности допустить сотрудников исполнителя в помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию газового оборудования обязан провести указанные работы.
Выполнение работ подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ, составляемым в двух экземплярах, - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя). Акт подписывается сотрудником исполнителя, непосредственно проводившим работы, и заказчиком. В случае отказа заказчика от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику, а в случае его отказа принять акт направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми ФСТ России.
Исполнитель несет установленную ГК РФ, Законом о защите прав потребителей и договором о техническом обслуживании газового оборудования гражданско-правовую ответственность:
- за нарушение качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
- за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу заказчика вследствие нарушения качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования или непредоставления потребителю полной и достоверной информации о выполняемых работах;
- за убытки, причиненные потребителю.
Исполнитель, допустивший нарушение качества выполнения работ, при наличии соответствующего обращения от заказчика обязан произвести перерасчет размера платы за выполненные работы в сторону ее уменьшения. При этом он обязан исключить из этой платы стоимость услуг, которые не были выполнены должным образом или в результате выполнения которых не был получен надлежащий результат, и потребовалось повторное (внеплановое) проведение таких работ. При этом перерасчет платы производится вплоть до полного освобождения заказчика от ее внесения.
Довод ответчика о том, что ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» с целью максимального охвата и удобства граждан предлагали заключить новый договор о ТО ВКГО в МКД наиболее оптимальным способом в виде принятия условий публичной оферты, внеся платеж, указанный квитанции за газ основан на неверном понимании закона.
Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определено, что поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, определены Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки), и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 32 Правил поставки предусмотрено, что стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и Правилами поставки.
Основные требования к договорам об энергоснабжении описаны в статьях 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Факт не заключения между истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неоплаты коммунальных платежей, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные (ч. 1 ст. 540 ГК РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 обязанность каждого потребителя природного газа заключение договора на техническое обслуживание и проведение ежегодного обслуживания газового оборудования.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", товаром являются услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" указывает ряд сведений о характеристиках товара, посягательство на достоверность которых не допускается. Перечень этих сведений является открытым.
В соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) внутридомовое газовое оборудование:
в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
в домовладениях - находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженных углеводородных газов) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до бытового газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, бытовое газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе запорная регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа; внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Перечень необходимой информации, размещаемой в платежных документах (квитанциях) за жилищно-коммунальные услуги установлен п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Так, в платежном документе в обязательном порядке указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами N 354;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного п. 42 Правил N 354, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных Правилами N 354, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами N 354;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных Правилами N 354, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с - пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями - предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность - временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; - уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и Правилами N 354
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме)
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с п. 72 и 75 Правил N 354;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами N 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Кроме того, приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43-пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела представитель Общества утверждал, что распространяемые квитанции являются публичной офертой по обслуживанию газового оборудования. Так же, по утверждению Общества, в тексте оферты имеются разъяснения относительно того, когда надо оплачивать какие-либо денежные средства.
В соответствии с частью 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Кроме того, как следует из Правил N 410 (пункт 30) специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами N 410 и подписанного со стороны специализированной организации.
Из материалов дела следует, что квитанция распространялась без приложения проекта договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Вместе с тем, суд принимает во внимание положения статьи 432 ГК РФ, по которому договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К ним относятся:
- условия о предмете договора;
- условия, указанные в законе или иных правовых актах;
- условия, согласования которых требует одна из сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 432 ГК РФ сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
По смыслу п. 3 ст. 432 ГК РФ вопрос о незаключенности договора по причине несогласованности существенных условий можно обсуждать только до начала его исполнения, если хотя бы одна из сторон начала исполнение, то такой договор признавать незаключенным нельзя.
Таким образом, договор является заключенным, если стороны приступили к его исполнению и каких-либо разногласий, неопределенности по существенным условиям в процессе исполнения договора у них не возникло.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось сторонами, Назинцевым С.А. была произведена абонентская оплата за техническое обслуживание газового оборудования за 2024 г., а специализированной организацией произведены работы по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, о чем составлен акт. При этом, претензий у сторон не возникло.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, о наличии между сторонами договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования.
Разрешая довод о необоснованности взыскания денежных средств в 2024 г. за техническое обслуживание оборудования суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 46 Правил N 410 выполнение работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором.
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном доме (помещении) планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 1091), вступившим в силу 20.09.2017, внесены изменения в Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410). Согласно данным изменениям частота проведения технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования увеличилась с 1 раза в 3 года до 1 раза в год (подпункт "б" пункта 43 Правил N 410).
В соответствии с п. 57-59 Постановления Правительства РФ № 410 - оплата работ (услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) осуществляется заказчиком в размере, рассчитываемом исполнителем, в том числе в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в отношении технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме), и в срок, установленный договором о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), а если такой срок соответствующим договором не установлен - ежемесячно равными платежами, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены соответствующие работы (оказаны соответствующие услуги).
Таким образом, довод истца о необоснованности деления платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования на 12 месяцев и взыскания с него ежемесячно 1/12 суммы не обоснован.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств одномоментного погашения суммы за обслуживание внутриквартирного газового оборудования, проведенного 16.07.2024 на сумму 3043 руб., то суд не находит оснований для взыскания 1905 руб., перечисленных истцом по квитанциям за ноябрь 2023, январь – июнь 2024 г. и 1/2 июля 2024 г.
Поскольку доказательств неправомерного начисления денежных средств за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в ходе рассмотрения дела установлено не было, отсутствуют основания для начисления и взыскания с ответчика неустойки.
Разрешая требования о взыскании морального вреда, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ответчика в пользу истца предусмотренных ст. 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителя» морального вреда.
Как и не усматривает оснований для взыскания морального вреда в соответствии со ст. 151 ГКРФ, поскольку по смыслу закона моральный вред, причинный гражданину подлежит компенсации лишь при совершении причинителем вреда действий, нарушающих личные неимущественные права потерпевшего либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания причиненные действиями (бездействиями) посягающие на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и иное) или нарушающие личные неимущественные права (права авторства и иные) либо нарушающие имущественные права гражданина.
Поскольку в ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств факт причинения ему нравственных или физических страданий в результате действий ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании морального вреда.
Вместе с тем, суд находит требования Назинцева С.А. по не предоставлению ответа по его обращению обоснованным.
Как следует из представленных документов и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела 05.09.2024 г. истец обратился на имя директора филиала ОАО «Газпром газораспределение Воронеж" с досудебной претензией в которой просил сообщить причину указания в квитанции за ноябрь 2023 г. сведений о необходимости уплаты абонентской платы за ТО за 2024 г. 1/12 в размере 254,00 руб. и в квитанциях за январь и последующие месяцы 2024 г., также указал на необходимость возврата уплаченной суммы 1905 руб.
Доказательством получения данной претензии является имеющийся на ней штамп с отметкой о ее получении ответчиком.
Документов, подтверждающих рассмотрение данного обращения и направление заявителю ответа по нему суду не представлено.
Так, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 2 данного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).
В части 1 статьи 10 названного Федерального закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Вместе с тем, в нарушение данных требований, обращение Назинцева С.А. от 05.09.2024 о предоставлении информации по оплате денежных средств за абонентское обслуживание оставались без рассмотрения Рамонским представительством «Газпром газораспределение Воронеж».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Назинцева С.А. о признании незаконным бездействия по факту непредставления ответа на его заявление являются законными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.4.2 Устава Общества – филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании Положений, утвержденных единоличным исполнительным органом Общества. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет Общество (п. 4.4).
Филиалом согласно пункту 2 статьи 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В силу частей 1, 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Принимая во внимание вышеизложенное суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Назинцева С.А. к ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о признании незаконными действий по не рассмотрению обращения и удовлетворении указанных требований к Рамонскому представительству ОАО «Газпром газораспределение Воронеж».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Назинцева С.А. к ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», филиалу ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» Рамонский филиал выразившиеся в непредставлении ответа на заявление Назинцева С.А. от 05.09.2024.
В удовлетворении остальных заявленных Назинцевым С.А. требованиях – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в апелляционном порядке, через суд принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Кожухова
Мотивированное решение
изготовлено 10.03.2025