УИД: 66RS0007-01-2021-004887-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 24.05.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ольковой А.А.,
судей Зайцевой В.А.,
Тяжовой Т.А.,
при помощнике Хабибуллиной А.Х., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Девятова А.Е. к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании действий незаконными, исправлении реестровой ошибки,
по апелляционной жалобе истца на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24.01.2022.
Заслушав доклад судьи Тяжовой Т.А., объяснения истца и его представителя Черепанова К.В. (доверенность от 07.10.2021 сроком до 07.10.2023), поддержавших доводы жалобы, представителей ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Тетеркиной Ю.В. (доверенность от 10.11.2021 сроком на один год), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Халфутдиновой К.Б. (доверенность от 05.08.2021 сроком до 31.12.2023, третьего лица ООО «УЖК «Территория-ЮГ» Третьяковой Ю.М. (доверенность от 15.04.2022 сроком до 31.12.2022), возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Девятов А.Е. обратился в суд с иском к ответчикам, с учетом уточнений просил признать незаконными действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту – МУГИСО) по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым <№>, Управления Росреестра по Свердловской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости изменений в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <№>; признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым <№> в части границ со следующими координатами характерных точек: ..., установлении участи границ указанного земельного участка с координатами характерных точек:
... |
... |
|
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
В обоснование иска истец указал, что является собственником <адрес>, расположенной в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации города Екатеринбурга №1795 от 03.05.2012 был утвержден проект межевания территории в квартале улиц Щорса-Белинского- Циолковского-Чайковского, постановлением Администрации города Екатеринбурга №2273 от 25.08.2015 были внесены изменения проект межевания территорий в квартале улиц Щорса-Белинского-Циолковского-Чайковского. В соответствии с вышеуказанным проектом межевания, с учетом внесенных изменений, были утверждены границы земельного участка, находящегося под МКД по <адрес> (земельный участок с кадастровым номером <№> в соответствии с Приложением <№>), в каталоге координат, а так же площадь земельного участка в размере 6 771,52 кв.м. 01.05.2017 общим собранием собственников многоквартирного <адрес> принято решение о формировании земельного участка МКД и его государственного кадастрового учета. Уполномоченным лицом на решение указанного вопроса был назначен председатель ТСЖ «Чайковского, 75» Девятов А.Е. Истец обращался в МУГИСО с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в соответствии с проектом межевания, утвержденным «Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 03.05.2012 №1795" (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 25.08.2015 №2273), в нарушение процедуры формирования земельного участка под многоквартирным домом, МУГИСО уточнило границы и площадь спорного земельного участка, не учтя местоположения границ земельного участка при его образовании, существовавших на местности 15 и более лет (. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.06.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). О проведении формирования земельного участка жители многоквартирного дома не проинформированы, интересы жильцов дома не учтены. Формирование земельного участка под многоквартирным домом на основании межевого плана от 05.03.2021, и постановка его на кадастровый учет в оспариваемых границах нарушает права собственников многоквартирного дома, в том числе истца, на получение земельного участка в порядке и размерах, установленных законом, и площадью, достаточной для обслуживания многоквартирного жилого дома с учетом фактического землепользования. О нарушении своего права, как собственника многоквартирного дома, в том числе о проведении МУГИСО работ по уточнению местоположения границ земельного участка и его площади истец узнал из ответа МУГИСО от 19.05.2021. Наличие допущенной при формировании земельного участка реестровой ошибки подтверждается заключением кадастрового инженера Попова С.В., изложенном в межевом плане от 13.12.2021.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель на иске настаивали.
Представители ответчиков МУГИСО и Управления Росреестра по Свердловской области, а также третьего лица ООО «УЖК «Территория-Юг» против удовлетворения иска возражали.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24.01.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В жалобе повторяет изложенные в ходе рассмотрения дела доводы, дополнительно указывает на применение судом положений п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.06.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в недействующей редакции, ссылается на наличие у истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме права на предъявление настоящего иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители ответчика Управления Росреестра по Свердловской области и третьего лица ООО «УЖК «Территория-Юг» просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы жалобы поддержали, представители ответчиков и третьего лица указали на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Третьи лица ТСЖ «Чайковского, 75», Администрация г. Екатеринбурга и кадастровый инженер Лихачев В.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом посредством направления извещений почтой, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом на земельном участке с кадастровым ..., площадью 6471 кв.м. по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный дом <№>, управление которым осуществляет ТСЖ «Чайковского, 75».
Постановлением Администрации <адрес> утвержден проект межевания территории в квартале улиц Щорса - Белинского - Циолковского – Чайковского, согласно которому площадь сформированного по адресу: <адрес> составила 6998,87 кв.м.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 04.10.2013 № 3428 утверждена схема расположения земельного участка № 75804 из земель населенных пунктов площадью 6999 кв.м. на кадастровом плане территории (кадастровый квартал <адрес>) по адресу: <адрес> под многоквартирный дом (том 1 л.д. 20-22).
25.08.2015 в постановление Администрации города Екатеринбурга от 03.05.2012 № 1795 внесены изменения постановлением № 2273, площадь формируемого участка (внутриквартальной территории общего пользования) составила 227,35 кв.м., площадь земельного участка по адресу: <адрес> – 6771,52 кв.м.
Сведений об оспаривании данных постановлений, их отмене или недействительности в материалах дела не имеется.
На основании заявления Девятова А.Е. от 15.12.2020 № 67127 МУГИСО инициировано выполнение кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым <адрес>. Кадастровые работы проводились кадастровым инженером на основании Проекта межевания территории в квартале улиц Щорса - Белинского - Циолковского - Чайковского, утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 03.05.2012 № 1795 (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 25.08.2015 № 2273) (далее - Проект), в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым <адрес>, его площадь составила 6471 кв.м.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что уменьшение площади земельного участка с кадастровым ... в силу подп. 42 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не является нарушением и препятствием для осуществления государственного кадастрового учёта, поскольку площадь земельного участка изменилась не более чем на десять процентов, а действия ответчиков по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым <адрес> и по внесению в ЕГРН изменений в местоположение границ указанного земельного участка не противоречат требованиям действующего законодательства, Девятов А.Е. не наделен полномочиями заявлять требование от всех собственников многоквартирного дома по <адрес> на исправление реестровой ошибки.
Выводы суда об отсутствии у истца полномочий на заявление требований об исправлении реестровой ошибки судебная коллегия полагает ошибочными.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
При этом согласно пунктам 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в практике рассмотрения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу закона - положений Жилищного кодекса и Вводного закона, Вводный закон устанавливает лишь специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, 01.05.2017 в форме протокола внеочередного общего собрания собственников <№> принято решение о формировании земельного участка МКД в общую долевую собственность собственников помещений и его государственного кадастрового учета, а также о предоставлении полномочий на представление интересов собственников помещений многоквартирного жилого дома по указанным вопросам председателю правления ТСЖ «Чайковского, 75» Девятову А.Е. (п. 13, 14 повестки). В собрании приняли участие 78,77% собственников помещений в многоквартирном доме.
Настоящие требования истцом заявлены как собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, который в силу закона является собственником долевой собственности в отношении земельного участка и в соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, в этой связи выводы суда об отсутствии у истца права на предъявление настоящего иска подлежат исключению.
Из материалов дела усматривается, что истец заявляет об исправлении реестровой ошибки, ссылаясь на то, что внутриквартальная территория общего пользования площадью 227,18 кв.м., граничащая с земельными участками с кадастровыми номерами ..., сведения о границах которых содержатся в ЕГРН, являлась частью земельного участка под многоквартирным домом (том 2 л.д. 166-168).
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование земельного участка под многоквартирным домом производится исключительно на основании проекта межевания территории.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент утверждения 03.05.2012 проекта межевания территории, было установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в редакции, действовавшей на момент принятия постановления от 25.08.2015, установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно частям 8 - 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в действующей редакции местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" также закреплено, что для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования.
Возможность устранения ошибок, допущенных при производстве кадастровых работ по установлению границ участков, во время проведения кадастровых работ в отношении участков была предусмотрена нормами пункта 2 части 1 и части 4 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которыми к ошибке в государственном кадастре недвижимости относилась воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно п. 1 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Исходя из приведенных норм, уточнение границ земельных участков производится на основании документов, содержащих сведения о них, либо в отсутствие таковых в соответствии с фактическим землепользованием, сложившимся более пятнадцати лет, результат такого уточнения подлежит согласованию со смежными землепользователями, при этом результаты кадастровых работ, выполненные с нарушением требований законодательства, могут быть оспорены заинтересованным лицом в исковом порядке, чем исправляется допущенная в результате таких работ и воспроизведенная в ЕГРН реестровая ошибка.
Проект межевания в отношении спорной территории имеется, в нем определены границы формируемых участков под многоквартирными жилыми домами, данный нормативный акт не оспорен, недействительным не признан, по данному проекту межевания спорная часть участка к участку многоквартирных домов не отнесена, существующий проект межевания территории, а также процедура внесения изменений в данные документы по планировке территории была учтена кадастровым инженером при уточнении границ участка, что повлекло формирование его границ в том виде, который соответствует документации по планировке территории.
Из плана земельного участка с кадастровым ... по состоянию на 22.11.1993 усматривается, что спорная часть земельного участка в территорию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> не входила, граница земельного участка со стороны <адрес> походила по границе дома (том 1 л.д. 66-67). Конфигурация земельного участка в настоящее время соответствует той, изображение которой содержится по состоянию на 1993 г. План границ земельного участка (том 1 л.д. 132) о заявленной истцом конфигурации отвода земельного участка не свидетельствует, указывает на внесение в кадастр сведений о трех границах участка. При этом на момент составления указанной схемы (08.02.2005) земельный участок сформирован не был, его границы определены не были.
Схема расположения земельного участка в конфигурации, на которой настаивает истец, была подготовлена 26.08.2013, то есть до внесения постановлением от 25.08.2015 в постановление Администрации города Екатеринбурга от 03.05.2012 № 1795 «Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Щорса - Белинского - Циолковского – Чайковского» изменений (том 1 л.д. 21).
Согласно схеме, подготовленной кадастровым инженером Поповым С.В., спорная часть внутриквартальной территории находится за пределами фактически используемых границ земельного участка с кадастровым ..., обозначенных пунктирной линией зеленого цвета (том 1 л.д. 207).
Межевой план, подготовленный кадастровым инженером Поповым С.В. (том 2 л.д. 33-54), содержащий указание на несоответствие конфигурации участка с кадастровым ... его конфигурации по состоянию на 2014 год, не подтверждает наличие реестровой ошибки, об исправлении которой заявлено истцом, выполнен без учета схемы расположения земельного участка от 1993 г.
Доказательств того, что спорная часть земельного участка (в настоящее время внутриквартальная территория общего пользования) предназначалась для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, входила в состав земельного участка многоквартирного дома, не имеется. Посредством спорной части участка осуществляется въезд на территорию земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>, также данная внутриквартальная территория общего пользования используется для стоянки транспортных средств. Оснований полагать нарушенными права собственников многоквартирного дома судебная коллегия не усматривает.
На основании ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, является самостоятельным объектом капитального строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), для эксплуатации которого необходим земельный участок, на который у собственников помещений многоквартирного дома возникает право собственности в силу закона.
Таким образом, вышеуказанными положениями закона предусмотрено как наличие земельного участка в составе общего имущества многоквартирного дома, так и лицо, обязанное образовать земельный участок для многоквартирного дома в интересах собственников помещений многоквартирного дома как по их заявлению, так и в отсутствие такого заявления.
С учетом того, что кадастровые работы проводились на основании проекта межевания территории в квартале улиц Щорса - Белинского - Циолковского – Чайковского, оснований для признания действий МУГИСО по уточнению границ земельного участка не имелось. Действия Управления Росреестра по Свердловской области по внесению изменений в местоположение земельного участка незаконными, вопреки доводам истца, не являются, на момент проведения правовой экспертизы предусмотренных ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета не установлено, и, как верно указано ответчиками и судом, уменьшение площади участка не более, чем на 10 % при уточнении его границ в соответствии с подп. 42 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не являлось препятствием для осуществления государственного кадастрового учёта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Олькова
Судьи В.А. Зайцева
Т.А. Тяжова