Дело № 33-1464/2023 (2-3270/2022)
Судья – Будилова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
16.02.2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.А.,
судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,
при секретаре Калмыковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Индустриального района г.Перми, апелляционной жалобе ООО «Уралпромкоплект» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05.10.2022.
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Захарова Е.В., представителя ООО «Уралпромкоплект» Глевича М.А., представителя администрации г. Перми и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми Лазуренко В.П.,, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Перми, с учетом уточнений требований, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Индустриального района г. Перми проведена проверка по обращениям директора ООО «Уралпромкомплект», ИП Деркача В.Н. по факту наличия бесхозяйных сетей теплоснабжения от павильона № 29 до прибора учета в здании по ул. Верхнемуллинская, 126. Орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на содержание, обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения, приведение их в нормативное состояние, а также обеспечить признание муниципальной собственности на эти системы. В соответствии с информацией ООО «ПСК» тепловая сеть от П-29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул.Верхнемуллинская, 126 не является собственностью ПАО «Т Плюс»/ООО «ПСК» и не передавалась в установленном порядке на содержание и эксплуатацию. Согласно сведениям Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ТУ Росимущества в Пермском крае, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в соответствующих реестрах указанные сети теплоснабжения не числятся. Также данные о собственнике сети отсутствуют в ЕГРН. Таким образом, сеть теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул.Верхнемуллинская, 126 является бесхозяйной. 28.04.2015 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми принято решение о нецелесообразности приема вышеуказанных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность г. Перми. Бездействие администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми при непринятии в муниципальную собственность бесхозяйных сетей теплоснабжения, по определению специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети теплоснабжения, приводит к нарушениям прав неопределенного круга лиц. Истец просил возложить обязанность на администрацию г. Перми в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания ул. Промышленная, 87 до точки поставки тепловой энергии Т.29-5 требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения; обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми: до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до точки поставки тепловой энергии Т.29-5 организовать его содержание и обслуживание; при несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до точки поставки тепловой энергии Т.29-5 требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, организовать приведение указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц; в течение 30 дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание сети теплоснабжения павильона № 29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до точки поставки тепловой энергии Т.29-5; до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до точки поставки тепловой энергии Т.29-5, уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направить в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 05.10.2022 в удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района г. Перми отказано.
В апелляционном представлении прокурор Индустриального района г.Перми просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционного представления указано на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что спорная сеть теплоснабжения не является бесхозяйной. Сведения о владельце спорной сети отсутствуют в ЕГРН, право собственности ни за кем не зарегистрировано, в соответствующих реестрах указанная сеть теплоснабжения не числится. В соответствии с информацией ООО «ПСК» спорная тепловая сеть не является собственностью ПАО «Т Плюс»/ООО «ПСК» и не передавалась в установленном порядке на содержание и эксплуатацию. Спорная сеть теплоснабжения ООО «Уралпромкомплект» не принадлежит, обществом не возводилась, по договору купли-продажи либо по иному основанию не передавалась. Тот факт, что граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 03.11.2002 между АО «Пермэнерго» и ООО «Уралхиммонтаж-1» определялась по наружной стене камеры П-29 правового значения не имеет, поскольку ООО «Уралхиммонтаж-1» прекратило деятельность в качестве юридического лица 09.01.2019, ООО «Уралпромкомплект» не является правопреемником ООО «Уралхиммонтаж-1». В соответствии со схемой тепловых сетей указанный участок теплосети проходит транзитом через здание по ул. Промышленная, 87, которое ООО «Уралпромкомплект» не принадлежит. Признание сети теплоснабжения собственностью ООО «Уралпромкомплект» предполагает обязанность по ее содержанию, что затруднительно с учетом транзитного отрезка сети. Кроме того, сеть теплоснабжения обеспечивает тепловой энергией не только здание по ул.Верхнемуллинская, 126, но и иных потребителей. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что спорный участок тепловой сети является неотъемлемой частью здания, не соответствует законодательству. Наличие технического и кадастрового паспортов сооружений с целью постановки на государственный кадастровый учет не свидетельствует о возникновении вещных прав. Следовательно, сеть теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 до точки поставки тепловой энергии Т.29-5 является бесхозяйной.
В апелляционной жалобе ООО «Уралпромкомплект» просит вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что ООО «Уралпромкомплект» принадлежит лишь незначительная часть нежилых помещений в здании по адресу: г. Пермь, ул. Верхне-Муллинская, д. 126, остальная часть других помещений принадлежат на праве собственности иным физическим и юридическим лицам. ООО «Уралпромкомплект» не использует тепловую сеть от П.29 до Т.29-5, ее фактическим пользователем является ПАО «Т Плюс», поскольку именно эта организация является поставщиком тепловой энергии и без этой части трубопровода объективно не сможет исполнить свои обязательства по договору поставки тепла. ООО «Уралпромкомплект» не приобретало у ООО «Уралхиммонтаж-1» каких-либо объектов недвижимости и не является его правопреемником. Право собственности, а также какие-либо иные права на спорный участок трубопровода не были зарегистрированы за ООО «Уралхиммонтаж-1», которое к моменту рассмотрения спора было ликвидировано. Материалы дела не содержат доказательств того, что спорный участок трубопровода находился в фактической эксплуатации у ООО «Уралпромкомплект». Судом первой инстанции неверно определены признаки вещи, которая выступает принадлежностью, неясно, что с точки зрения суда, является главной вещью. При этом технические характеристики спорного участка трубопровода позволяют обслуживать более одного здания, в связи с чем данный участок трубопровода невозможно отнести к принадлежности административного здания по адресу: г. Пермь, ул. Верхне-Муллинская, д. 126. Кроме того, спорный объект расположен за пределами указанного здания. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорная тепловая сеть проектировалась и строилась как технический объект исключительно в составе указанного здания. Судом первой инстанции неверно изложены обстоятельства, отраженные на схеме к договору теплоснабжения № 1229. Заявитель также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что спорная сеть теплоснабжения проходит полностью и исключительно в пределах производственного комплекса нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в данных помещениях предпринимательскую деятельность. По мнению заявителя, сеть теплоснабжения от павильона № 29 в районе здания по ул.Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул. Верхне-Муллинская, 126 является бесхозяйной.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Пермской краевой прокуратуры Захаров Е.В., представитель ООО «Уралпромкоплект» Глевич М.А. поддержали апелляционное представление и жалобу, представитель администрации г. Перми и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми Лазуренко В.П. возражал против отмены решения суда.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Уралпромкомплект» является собственником части помещений общей площадью 1215, 5 кв.м. с кадастровым номером **:652 нежилого здания по адресу Пермский край, г. Пермь, ул. Верхне-Муллинская, 126, помещения приобретались на основании договоров купли-продажи в период с 2011 по 2021 годы. Из плана расположения помещений с кадастровым номером **:652, решения Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2016 по делу №А50-3616/16 следует, что они занимают часть общего объема помещений в здании, площадь которого составляет 12683 кв.м., остальные помещения в здании принадлежат на праве собственности иным лицам ( т.1.,л.д. 121-123, т.2, л.д. 2-4).
Согласно договору теплоснабжения №1229 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) от 01.09.2016г., заключенному между ПАО «Т-Плюс» (теплоснабжающая организация) и ООО «Уралпромкомплект» (потребитель) теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и (или) теплоноситель, наименование объекта: административное здание по адресу г. Пермь, ул. Верхнемуллинская, д.126 ( т.1,л.д. 17-21).
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 19.11.2012г. (приложение №2 к договору) точка приема тепловой энергии теплоснабжающей организации устанавливается: П.29; точки передачи тепловой энергии П.29, Т.29-1, Т.29-1А, Т.29-1Б, Т-29-3, точка поставки тепловой энергии теплоснабжающей организацией потребителю Т.29-5, потребитель несет ответственность за состояние, обслуживание и ремонт тепловых сетей от Т.29-5 до здания и в зданиях по ул.Верхне-Муллинская, д.126, на схеме сопряжения тепловых сетей теплоснабжающей организации и потребителя тепловая сеть от точки П.29 до точки Т.29-5 указана как тепловая сеть стороннего потребителя ( т.1,л.д. 22-23).
01.07.2021г. между ООО «Пермская сетевая компания» (теплоснабжающая организация) и ООО «Урапромкомплект» заключен договор теплоснабжения №1229-ЦЗ (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) в отношении здания по адресу: ул.Верхне-Муллинская, д.126, согласно приложению №3 к которому – акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.07.2021г. точка приема тепловой энергии теплоснабжающей организацией у источника теплоснабжения устанавливается: П.29; точки передачи тепловой энергии теплоснабжающей организацией потребителю – фланец запорной арматуры в П.29, точка поставки тепловой энергии теплоснабжающей организацией потребителю – ответный фланец запорной арматуры в П.29; потребитель несет ответственность за состояние, обслуживание и ремонт тепловых сетей от Т.29-5 до здания и внутридомовой системы теплоснабжения здания по ул.Верхне-Муллинская, д.126. На схеме к акту разграничения ответственности спорный участок сети обозначен как теплосеть, статус которой не определен ( т.1., л.д. 124-145).
16.09.2021 между ООО «Пермская сетевая компания» (теплоснабжающая организация) и ООО «Объединенные крановые технологии» заключен договор теплоснабжения в отношении тепловой сети к зданию по адресу г. Пермь, ул. Промышленная, 87, согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к которому на схеме спорная сеть обозначена в качестве бесхозяйной( т.1.,л.д. 24-26).
Согласно информации ООО «Пермская сетевая компания», правопреемником которого является ПАО «Т-Плюс», тепловая сеть от П-29 в районе здания по ул.Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул.Верхне-Муллинская, д.126 не является собственностью ПАО «Т-Плюс»/ООО «Пермская сетевая компания» и не передавалась в установленном законом порядке на содержание и эксплуатацию в ПАО «Т-Плюс»/ООО «Пермская сетевая компания» (л.д.16).
Согласно информации Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края тепловая сеть от павильона №29 в районе здания по ул.Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул.Верхне-Муллинская, д.126, в реестре государственной собственности Пермского края не числятся (л.д.13).
В реестре федерального имущества, в реестре муниципального имущества объект - тепловая сеть от павильона №29 в районе здания по ул.Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул.Верхне-Муллинская, д.126, отсутствует (л.д.14, 51).
В едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: сооружение. Тепловая сеть от павильона №29 в районе здания по ул.Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул.Верхне-Муллинская, д.126 (л.д.15).
В соответствии с информацией администрации Индустриального района г.Перми 13.04.2015г. администрацией Индустриального района г.Перми был сформирован и направлен необходимый пакет документов в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми для подготовки заключения о целесообразности принятия тепловой сети от павильона №29 до здания по ул. Верхне-Муллинская, д.126 в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества и определения обслуживающей организации (л.д.10). Согласно приложенному акту осмотра технического состояния сети теплоснабжения от павильона №29 ОАО «ТГК-29» в районе здания по ул.Промышленная, 87 до прибора учета в здании по ул. Верхне-Муллинская, д.126 от 09.04.2015г. жилые дома и объекты соцкульбыта от обследуемой сети не запитаны, только промышленные объекты (л.д.11).
Согласно ответу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми от 28.04.2015г. прием указанного объекта в муниципальную собственность г.Перми является нецелесообразным, данная сеть используется для подачи теплоносителя к административным зданиям, содержание сети должно осуществляться в рамках хозяйственной деятельности юридических лиц – владельцев (собственников) помещений, расположенных в данных зданиях (л.д.7).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.225, 236, п.3 ст.218, п.5.2 ст.64 ГК РФ, п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.16, п.4.2. ч. 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.5, 9 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", исходил из того, что предыдущий собственник нежилого здания по адресу: г.Пермь, ул.Верхне-Муллинская, д.126 - ООО «Уралхиммонтаж-1» своими фактическими действиями проявлял себя как владелец спорного участка теплотрассы: заключал договоры на пользование тепловой энергией, нес бремя содержания теплосети в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, по своей инициативе и за свой счет произвел техническую инвентаризацию и постановку на кадастровый учет указанной тепловой сети, получил справку для последующего обращения в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество; теплосеть находилась во владении и эксплуатации общества, в дальнейшем спорный участок тепловой сети находился в фактической эксплуатации ООО «Уралпромкомплект» для поставки тепловой энергии в принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание по адресу: г.Пермь, ул.Верхне-Муллинская, д.126, при этом в заключенном ООО «Уралпромкомплект» договоре теплоснабжения границы эксплуатационной ответственности потребителя были установлены иным образом, по усмотрению общества; надлежащая эксплуатация объекта недвижимости, принадлежащего ООО «Уралпромкомплект» на праве собственности, невозможна без использования спорного участка тепловой сети, который является принадлежностью по отношению к главной вещи, связан с ней общим назначением, в силу чего должен следовать судьбе главной вещи. Спорная сеть теплоснабжения полностью расположена в пределах производственного комплекса нежилых помещений – промышленных, административных зданий, принадлежащих на праве собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в данных помещениях предпринимательскую деятельность; территория комплекса является огороженной. При этом спорный участок тепловой сети не используется для теплоснабжения многоквартирных домов, социальных объектов, следовательно, спорная сеть не является бесхозяйной. Кроме того, суд сослался на процедуру распределения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2. ч. 1 ст.17 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пп.п.1, 10 ч. 1 ст.6 1. Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятсяорганизация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями п.п. 6-6.5. ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя ( п.6).
6.1. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
6.2. При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
6.3. До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
6.4. В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.
6.5. С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения всех потребителей, в том числе хозяйствующих субъектов.
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования не требует выдачи отдельного разрешения на строительство.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как следует из представленного в материалы дела графического материала к договорам теплоснабжения за 2012, 2016 и 2021 годы, спорный участок теплосети снабжает тепловым ресурсом несколько зданий по адресу г. Пермь, Промышленная, д. 87, в том числе? проходит транзитом через производственный корпус, владельцем части помещений в котором является ИП Деркач В.Н., а также нежилое здание по адресу г. Пермь, ул. В.Муллинская, 126, часть помещений в котором принадлежат на праве собственности ООО «Уралпромкомплект», остальные - иным физическим и юридическим лицам (т.1., л.д. 120, 121-123, т.2.,л.д. 2-4)
По сведениям публичной кадастровой карты, имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН, спорный участок теплосети проходит по нескольким земельным участкам, в том числе, земельным участкам с кадастровыми номерами **:31 (на котором расположено здание по адресу г. Пермь, ул. В.Муллинская, 126), **:7, **:328 (на котором расположен объект по адресу г. Пермь, ул. Промышленная, д.87), которые используются юридическими лицами на праве аренды ( т.1..л.д. 239-258, т.2, л.д. 5-10).
Соответственно, спорная тепловая сеть, находясь за пределами здания по адресу г. Пермь, ул. В.Муллинская, 126, обслуживает несколько объектов недвижимости, принадлежащих разным лицам, проходит по нескольким земельным участкам, находящимся в пользовании владельцев этих объектов недвижимости, поэтому в силу положений ст.135 ГК РФ она не может быть признана принадлежностью одного из этих зданий, в том числе, расположенного по адресу г. Пермь, ул. В.Муллинская,126, часть помещений в котором принадлежат ООО «Уралпромкомплект».
Сама по себе подача абоненту ООО «Уралпромкомплект» теплоснабжающей организацией тепловой энергии с использованием спорного участка сети не может свидетельствовать о совершении Обществом действий, которые могут быть признаны владением объектом как своим собственным. Использование сети поставщиком соответствующего ресурса ООО «Пермская сетевая компания», а затем и ООО «Т Плюс» не является достаточным основанием для признания сети принадлежащим ему либо лицам, для обслуживания которых данный участок сети служит.
Из актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 2012, 2021 года не следует, что ООО «Уралкомплект» когда-либо принимались на себя обязательства по содержанию и обслуживанию спорной сети, и при определении границ балансовой принадлежности эта сеть была отнесена к имуществу абонента.
При этом позиция суда первой инстанции, согласно которой предыдущий владелец здания по адресу г. Пермь, ул. В.Муллинская,126 ООО «ООО «Уралхиммонтаж-1» действовал как собственник спорной теплосети, поскольку указанное юридическое лицо включало сеть в границы своей балансовой и эксплуатационной ответственности в соответствии с актом от 03.11.2003 года, совершило действия, направленные на постановку объекта на технический учет, получило справку об отсутствии зарегистрированных прав на объект в ЕГРН, учитывая, что спорная сеть и на тот момент не была предназначена только для обслуживания здания по адресу г. Пермь, ул. В.Муллинская, 126, (л.д. 61,т.1.), а следовательно, не являлась принадлежностью указанного объекта недвижимости, не может свидетельствовать о необоснованном исключении ООО «Уралпромкомплект» из границ своей балансовой и эксплуатационной ответственности спорной сети в целях уклонения от ее содержания. При этом само ООО «Уралпромкомплект» не предпринимало действий и не имело намерений приобрести данную сеть в свою собственность.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что ООО «Уралхиммонтаж-1» ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ по решению налогового органа 09.01.2019, как недействующее юридическое лицо (т.1, л.д. 65-73), правопреемников организации не имеется, в связи с чем даже в случае признания собственником спорной сети ООО «Уралхиммонтаж-1», в настоящее время лица, которые приобрели бы права на спорную теплосеть после прекращения деятельности ООО «Уралхиммонтаж-1» отсутствуют, что не противоречит квалификации имущества в качестве бесхозяйного.
Положения п. 5.2 ст.64 ГК РФ, на которые сослался суд первой инстанции в оспариваемом решении, не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 5.2 ст.64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Поскольку в материалах настоящего дела отсутствуют какие-либо сведения о наличии задолженности у ликвидированного Общества, наличия правопритязаний иных лиц на имущество общества, оставшееся после его ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ, соответственно, в удовлетворении иска не может быть отказано лишь на том основании, что с момента ликвидации общества не истек пятилетний срок для подачи заявления о назначении процедуры распределения имущества.
Отказ Департамента жилищно-коммунального в приеме выявленного бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность г. Перми по причине того, что теплосеть работает только на нежилые здания и жилой фонд не обслуживает, неправомерен, поскольку законодатель не рассматривает вопрос о целесообразности принятия в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры, в зависимости от объекта обслуживания (жилое, либо административное, промышленное здание).
В связи с этим оценка судом объектов, с позиций их назначения, видов деятельности, которые в них осуществляются, не является значимой для правильного разрешения заявленных исковых требований.
Помимо этого, вывод суда о том, что территория, на которой находятся объекты недвижимости, снабжаемые тепловой энергией посредством спорной сети, огорожена, сделан без учета материалов прокурорской проверки, в составе которых имеется акт проверки от 19.08.2022, из содержания акта следует, что надземная сеть теплоснабжения находится в беспрепятственном доступе, из представленных ООО «Уралпромкоплект» фотоснимков также следует, что доступ на территорию объектов недвижимости является свободным. Наличие доступа к тепловой сети неограниченного круга лиц установлено и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27.06.2022 ( т.1.,л.д. 207-209).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорная тепловая сеть является бесхозяйным имуществом, поскольку ее собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в ЕГРН сведений о правообладателе не имеется, объект не значится в реестре федеральной собственности, собственности субъекта РФ, а также в муниципальной собственности. Отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению потребителей, обеспечение надлежащего технического состояния сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации.
Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, угроза которой с учетом результатов прокурорской проверки от 19.05.2022, согласно которым объект имеет протечку, ржавчину, является реальной. В результате аварии на спорном участке теплосети, по которому осуществляется подача ресурса с высоким температурным значением, может быть причинен вред жизни и здоровью граждан, как осуществляющих свои трудовые функции в здании по ул. Промышленная, д.87, так и неограниченному кругу лиц, с учетом расположения наружной тепловой сети в открытом доступе.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 27.01.2022 №059-04-18/3-25-ри в адрес первого заместителя главы администрации Индустриального района г. Перми и начальника Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, согласно которому имеются основания для приобретения выявленного бесхозяйного объекта - тепловой сети от Павильона №29 по ул. Промышленная до здания по ул. Верхне-Муллинская. 126, протяженностью 400 п.м., 2d 250/219м в муниципальную собственность г. Перми, предложено определить обслуживающей организацией МКУ «Городская коммунальная служба», а также письмо от администрации Индустриального района г. Перми в адрес ООО «Уралпромкоплект» от 28.10.2022, согласно которому аварийная ситуация на транзитных сетях через здание по ул. Промышленная. 87 в г. Перми устранена 27.10.2022 силами МКУ «Городская коммунальная служба», как организацией, определенной в отношении бесхозяйной тепловой сети.
Данные действия фактически свидетельствуют о признании ответчиками спорного объекта в качестве бесхозяйного, факт устранения аварии на спорном обьекте 27.10.2022 стороной ответчика в суде апелляционной инстанции подтвержден, вместе с тем, меры, направленные на завершение процедуры постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного, ответчиками не предпринимаются.
Признание ответчиками объекта в качестве бесхозяйного, осуществление мероприятий по содержанию объекта, и в последующем оспаривание обязанности по принятию объекта в муниципальную собственность, свидетельствует о противоречивом непоследовательном поведении.
Доводы стороны ответчика о том, что признание объекта подлежащим постановке на учет в качестве бесхозяйного явилось ошибочным, ответчики намерены совершить действия по признанию своих решений недействительными, подлежат отклонению, учитывая, что о недействительности соответствующих решений ответчики заявили лишь спустя год после их принятия и только после того, как соответствующая переписка была представлена третьим лицом в суд апелляционной инстанции, что не позволяет оценить поведения ответчиков в качестве добросовестного ( ст.10 ГК РФ).
Таким образом, принимая во внимание, что орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него обязанность и не принимает необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет, содержанию спорного имущества, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, и возложить на администрацию г. Перми обязанность в порядке, установленном п.3 ст.225 ГК РФ, обратиться с заявлением по постановке на учет спорного объекта в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также совершить мероприятия по организации проверки объекта требованиям безопасности, наличия документов, необходимых для обеспечения этой безопасности, обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении объекта, при несоответствии объекта безопасности и отсутствии необходимых документов, организовать приведение объекта в соответствии с этим требованиям и подготовку необходимых документов, уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении объекта и направить заявление о выдаче заявления на допуск его в эксплуатацию.
Доводы стороны ответчиков о том, в соответствии с Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми (далее - бесхозяйный объект) и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект (далее-Регламент), утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130, перечисленные функции должен осуществлять территориальный орган администрации г. Перми, т.е. районная администрация, основанием для отказа в иске не являются. Территориальные органы администрации г. Перми являются структурными подразделениями администрации г. Перми, возможность выполнения которыми мероприятий по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйных напрямую зависит от заключения администрации г. Перми о целесообразности принятия объекта на учет в качестве бесхозяйного. Соответственно, поскольку несмотря на подготовку соответствующего письма 27.01.2022 Управлением жилищно-коммунального хозяйства ответчики активно возражают против заявленных требований, заявляют о своем намерении отменить ранее принятое решение, судебная коллегия полагает, что возложение соответствующих обязанностей на администрацию г. Перми, а не на территориальный орган, который в качестве ответчика по делу не привлечен, закону не противоречит.
Принимая во внимание нормы Регламента в редакции на момент разрешения спора судом первой инстанции, Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утв. Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 №138 ( п.п.3.1.14, 3.1.15, 3.1.15.1), судебная коллегия полагает необходимым возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства обязанность до даты регистрации права собственности на бесхозяйную теплосеть от павильона №29 в районе здания ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5 организовать его содержание и обслуживание; в течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения теплосети от павильона №29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5, но не ранее его приведения в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения, определить специализированную организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание сети теплоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 05.10.2022 отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Администрацию г. Перми в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения - теплосети от павильона №29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5 требованиям промышленной, экологической, пожарной безопасности, безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет в качестве бесхозяйного объекта теплоснабжения - теплосети от павильона №29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5, обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении объекта теплоснабжения.
- при несоответствии бесхозяйного объекта - теплосети от павильона №29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5 требования безопасности, отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации бесхозяйного объекта теплоснабжения, организовать приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствии с требованиями безопасности, подготовку документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе, с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
-до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении объекта теплоснабжения и направить в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми:
- до даты регистрации права собственности на бесхозяйную теплосеть от павильона №29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5 организовать его содержание и обслуживание.
- в течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения теплосети от павильона №29 в районе здания по ул. Промышленная, 87 в г. Перми до точки поставки тепловой энергии Т.29.5, но не ранее его приведения в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения, определить специализированную организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание сети теплоснабжения.
Председательствующий: |
/подпись/ |
|
Судьи: |
/подписи/ |
|
|
|
Мотивированное определение изготовлено дата