Дело № 7-1678/2015 (12-634/2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Симонова Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Добрыдневой Т.А., с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю – ведущего специалиста-эксперта Северного территориального отдела Гиберт Ж.Г., по доверенности, рассмотрев 09 ноября 2015 года в г.Перми жалобу ведущего специалиста-эксперта Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Гиберт Ж.Г. на постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 09.09.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП Российской Федерации, в отношении администрации Керчевского сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
06.08.2015 года главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении администрации Керчевского сельского поселения был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст.6.5 КоАП РФ.
Согласно протоколу, в период с 14.07.2015 года по 10.08.2015 года при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Керчевского сельского поселения установлено, что имело место нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
администрацией Керчевского сельского поселения не в полном объеме реализуются исполнительно-распорядительные полномочия при решении вопросов местного значения поселения по организации питьевого водоснабжения населения, в результате чего отсутствуют необходимая разрешительная документация на источники водоснабжения, находящиеся в собственности поселения для надлежащей эксплуатации и содержания объектов водоснабжения, для организации надлежащего контроля за качеством и безопасностью питьевой воды, в нарушение требований подпунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.10, 11, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 6,12, 23,37 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, а именно:
- согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения п.****, п.**** отсутствуют, в нарушени п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п.1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов (водозаборов п.****, п.****) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствуют, в нарушение требований п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.3.5 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
2. Территория 1 пояса ЗСО водозабора п.**** ограждена в радиусе 30 метров при отсутствии данных о защищенности водоносного горизонта, в нарушение требований п.п.1.4, 1.5, 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и воодопроводов питьевого назначения», п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
3. Дорожки, ведущие к водозаборному сооружению п.**** не имеют твердого покрытия, территория 1 пояса ЗСО водозабора не спланирована для отвода поверхостного стока, в нарушение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
4. Водозаборные сооружения п.****, р.**** не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, в нарушение требований п.3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02.
5. Территория 1 пояса ЗСО водозабора п.**** не ограждена, не спланирована для отвода поверхностного стока, в нарушениетребований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
6. Качество питьевой воды в водоразборных колонках п.****, ул.****, ул.****, ул.**** согласно протокола лабораторных испытаний № ** от 20.07.2015 года и экспертного заключения № ** от 20.07.2015 года, экспертное заключение по результатам лабораторных испытаний к протоколу лабораторных испытаний № ** от 20.07.2015 года, по показателю общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные не соответствует требованиям п.3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Определением начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 07 августа 2015 года протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ в отношении администрации Керчевского сельского поселения передан на рассмотрение по существу в Чердынский районный суд.
Постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 09 сентября 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в краевой суд, должностное лицо Северного территориального отдела Управления Роспортребнадзора по Пермскому краю просит об отмене принятого судьей районного суда постановления, в обоснование доводов, со ссылками на положения ст.14, 17, 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.11, 18, 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нормы ГК РФ указывает, что поскольку значительная часть нарушений, выявленных в ходе проверки, касаются непосредственно содержания имущества, надзорный орган считает, что несмотря на передачу администрацией Керчевского сельского поселения на праве оперативного управления объектов водоснабжения МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство», администрацией Керчевского сельского поселения не в полном объеме реализуются исполнительно-распорядительные полномочия при решении вопросов местного значения поселения по организации питьевого водоснабжения населения, в первую очередь при содержании имущества, находящегося в муниципальной собственности. Кроме того, на территории Керчевского сельского поселения находится бесхозяйное имущество – разводящие водопроводные сети, которые до настоящего времени не приняты в собственность администрацией Керчевского сельского поселения. В соответствии с договором № 5 от 01.01.2014 года, заключенного между администрацией Керчевского сельского поселения и МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство», за МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство» закреплена обязанность по использованию переданного имущества, а контроль за деятельностью данного учреждения, финансирование закреплены за администрацией. В целом функции и полномочия Учредителя МБУ «Керчесвкое коммунальное хозяйство» осуществляет администрация Керчевского поселения.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – администрации Керчевского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Гиберт Ж.Г. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в ней.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, судья краевого суда не находит оснований для отмены постановления судьи районного суда.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и системе питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно положениям ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Между тем в силу ст. 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, из анализа положений указанных выше нормативных правовых актов следует, что действующим законодательством под субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.5 КоАП РФ понимаются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения.
Вынося постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Керчевского сельского поселения судья районного суда пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что обстоятельства данного дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о том, что обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению возложены на лиц, осуществляющих деятельность по водоснабжению. В данном случае таким лицом является МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство» (МБУ «ККХ»), уставом которого предусмотрено, что целью его деятельности является управление комплексом недвижимого имущества - централизованной системой коммунального водоснабжения на возмездной основе. Для достижения указанных целей учреждение обеспечивает содержание и ремонт комплекса имущества, оказывает услуги по распределению воды. Объекты водоснабжения закреплены за МБУ «Керчевское коммунальное хозяйство» на праве оперативного управления на основании договора, заключенного 01.01.2014 года между Керчевским сельским поселением, в лице главы администрации З., и МБУ «ККХ».
Доводы жалобы о том, что администрацией Керчевского сельского поселения не в полном объеме реализуются исполнительно-распорядительные полномочия при решении вопросов местного значения поселения по организации питьевого водоснабжения населения в части содержании объектов водоснабжения, суд не принимает во внимание, поскольку в данном случае, исходя из Устава МБУ «ККХ», к функциям учредителя данного учреждения (администрации Керчевского сельского поселения) содержание переданного в оперативное управление МБУ имущества не относится.
Доводы, приведенные должностным лицом в жалобе, не опровергают правильные выводы судьи об отсутствии в действиях администрации Керчевского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, по существу направлены на их переоценку, оснований для которой судья краевого суда не усматривает.
Каких-либо нарушений процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Керчевского сельского поселения допущено не было.
С учетом изложенного выше оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу ведущего специалиста-эксперта Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Гиберт Ж.Г. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья Симонова Т.В.