УИД: 11RS0001-01-2020-011774-15 Дело № 12-1412/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Юшкова И.С.,
рассмотрев 24 ноября 2020 года в г. Сыктывкаре жалобу Ларионовой Марии Васильевны на постановление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от ** ** ** о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1. КоАП РФ,
установил:
Постановлением должностного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от ** ** ** Ларионова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Ларионова М.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить. Указала, что самовольное занятие участка отсутствует, так как земельным участком по адресу: ... пользовалась с 1957 года. О том, что фактическое расположение участка не совпадает с координатами границ, внесёнными в ЕГРН, ей стало известно только после проведённой в 2020 году проверки.
В судебном заседании Ларионова М.В. жалобу поддержала по доводам, в ней изложенным.
Представители административного органа Шалагинова Л.В. и Ульянова Н.А. полагали, что вынесенное постановление является законным и обоснованным.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 177-р, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Ларионовой М.В. по адресу ... в рамках муниципального земельного контроля, на самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
** ** ** должностным лицом Управления Росреестра по Республике Коми на основании материалов проверки был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 10/3804 «О предоставлении земельного участка в собственность» утверждён проект границ земельного участка площадью 471 кв.м, расположенного по адресу .... Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Ларионовой М.В.
В отношении земельного участка проведены кадастровые работы, земельный участок площадью 470 +/- 7 кв.м поставлен на кадастровый учёт за № 11:05:0105010:91.
Из протокола следует, что при проведении проверки было установлено, что фактически используемая собственником площадь земельного участка составляет 519 кв.м, что больше предоставленной площади в соответствии с правоустанавливающими документами на 49 кв.м. а именно – за пределами земельного участка, находящегося в собственности Ларионовой М.В., на землях общего пользования (...) с западной стороны возведено деревянное ограждение.
Координаты границы земельного участка с западной стороны от точки «...), указанные в выписке из ЕГРН на объекте недвижимости от ** ** **, не соответствуют фактическим значениям координат западной границы от точки «... на схеме, подготовленной экспертом.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, -влечёт наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением должностного лица Управления Росреестра по Республике Коми от ** ** ** по результатам рассмотрения протокола было вынесено постановление о привлечении Ларионовой М.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 7. 1 КоАП РФ.
При принятии данного решения установлено, что Ларионовой М.В. совершено правонарушение, выразившееся в использовании части земельного участка общей площадью 49 кв.м, расположенного по адресу: ..., не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации, прав на данный земельный участок.
Выражая несогласие с вынесенным постановлением, Ларионова М.В. указывает, что земельный участок находится в пользовании её семьи с 1957 в указанных границах, таким образом, самовольный захват территории отсутствует. С указанным доводом жалобы согласиться нельзя по следующим основаниям.
Объектом правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения являются земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путём проведения необходимой процедуры государственной регистрации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке, а именно - самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нём каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им; использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений.
По объективной стороне имеется два самостоятельных состава, отличающихся по признакам противоправности деяния: занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком; занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление.
Анализ материалов административного дела позволяют сделать вывод о доказанности события административного правонарушения, указанного в оспариваемом постановлении.
Факт совершения Ларионовой М.В. административного правонарушения и её виновность подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Так, согласно ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные глава 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава 6 Земельного кодекса РФ предусматривает случаи и основания для использования земель или земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
На момент проверки документы, дающие в соответствии с законодательством Российской Федерации право, на использование указанного земельного участка муниципальной собственности площадью 49 кв.м., расположенного по адресу: ... у Ларионовой М.В. отсутствовали.
Таким образом, обстоятельства, перечисленные в ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены заместителем главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель, начальником отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми с достаточной полнотой.
Установив описанные факты нарушений, должностное лицо административного органа верно квалифицировало действия Ларионовой М.В. по ст. 7.1 КоАП РФ.
Довод жалобы Ларионовой М.В. о том, что ограждение земельного участка с западной стороны существовало с ** ** ** года, не влияют на юридическую оценку её действий. На момент проведения проверки и выявления нарушения Ларионовой М.В. земельного законодательства решений о предоставлении Ларионовой М.В. земельного участка площадью 49 кв.м. не имелось. Право на занятие (использование) земельного участка общей площадью 49 кв. м Ларионова М.В. не подтвердила. Напротив, границы земельного участка площадью 471 кв.м. согласованы в ** ** ** году. Само по себе длительное использование земельного участка за пределами установленных границ, с учётом норм действующего законодательства, основанием для отмены обжалуемого постановления не являются.
В целом доводы жалобы направлены переоценку доказательств и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий лица, привлечённого к административной ответственности, либо о его невиновности в совершении вмененного правонарушения.
Административное наказание назначено Ларионовой М.В. в пределах санкции ст. 7.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменённого Ларионовой М.В. административного правонарушения, принимая при этом во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление должностного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от 03.09.2020 по делу № 27 о привлечении Ларионовой Марины Васильевны к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ларионовой М.В. – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток со дня получения.
Судья Юшкова И.С.