Дело №2-3470/2023 29 мая 2023 года
(78RS0008-01-2023-001640-95)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Богачевой Е.В.,
при помощнике Заводчикове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилюк Яны Николаевны к ООО «Жилкомсервис №3 Красногвардейского района», местной администрации муниципального образования Малая Охта, АО «КСП Охтинка» о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Данилюк Я.Н. обратился в суд с иском к ответчикам ООО «Жилкомсервис №3 Красногвардейского района», ТСЖ «Опора» о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 12.07.2021 около 03.03 час. во дворе дома, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, пр.Новочеркасский, д.26/16, упало дерево и повредило припаркованный рядом автомобиль Опель Астра, г.р.з. <№>, принадлежащий истцу. В результате падения дерева автомобилю причинены механические повреждения – вмятины на крыше, повреждения капота, правой передней двери, повреждение ЛКП всего автомобиля, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.07.2021 и актом осмотра транспортного средства №20129 от 20.07.2021. Согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составляет 366 123 руб. Истец указывает, что падение дерева произошло во дворе дома 26/16 по Новочеркасскому пр., где она проживает на основании договора найма жилого помещения. Данный дом обслуживает ООО «ЖКС №3 Красногвардейского района» и ТСЖ «Опора» и находится в границах территории МО Малая Охта. Учитывая изложенное, истец просит взыскать с ООО «ЖКС №3 Красногвардейского района», ТСЖ «Опора» солидарно стоимость восстановительного ремонта в размере 366 123 руб., неустойку, штраф, моральный вред в размере 100 000 руб.
В дальнейшем истец неоднократно уточнял исковые требования/, исключил из числа ответчиков ТСЖ «Опора», привлек в качестве соответчиков МО Малая Охта и АО «КСПП «Охтинка» и просил взыскать с ответчиков стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 449 170 руб., неустойку в размере 449 170 руб., штраф, моральный вред в размере 100 000 руб.
Истец Данилюк Я.Н. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Коновал Е.И., действующей на основании доверенности, которая в судебное заседание явилась, заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №3 Красногвардейского района» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении заседания заявлено не было, ранее указал, что общество является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика МА ВМО МО «Малая Охта» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на иск, указав, что правовых оснований для осуществления санитарной рубки вышеуказанного дерева не имели в связи с отсутствие разрешительных документов на право рубки дерева.
Представитель ответчика АО «КСПП «Охтинка» в судебное заседание явился, указал, что после поступления им заявки на осмотр вышеуказанного дерева, они оценили дерево, согласно регламенту порубочный билет выдается на следующий день, который приходился на субботу, в связи с чем, выдан был только в понедельник, когда дерево упало.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении заявлено не было.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных суду материалов, Данилюк Я.Н. принадлежит на праве собственности автомашина Опель Астра, г.р.з. <№>.
12.07.2021 около 03.03 час. по адресу: Санкт-Петербург, пр.Новочеркасский, д.26/16, во дворе упало дерево и повредило находящиеся рядом припаркованные автомобили, в том числе Опель Астра, г.р.з. <№>, принадлежащий истцу.
В результате падения дерева автомобилю причинены механические повреждения – вмятины на крыше, повреждения капота, правой передней двери, повреждение ЛКП всего автомобиля.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.07.2021.
Судом установлено, что в результате падения дерева вышеуказанной машине были причинены механические повреждения.
В соответствии с экспертным заключением №23206 от 26.10.2022, составленным ООО «Северо-Западный региональный центр независимых экспертиз» стоимость восстановительного ремонта ТС Опель Астра, г.р.з. <№>, без учета износа составляет 449 170 руб.
Не доверять выводам указанной экспертизы у суда оснований не имеется; доказательств не соответствия выводов экспертизы фактическим обстоятельства дела, ответчики суду не представили.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерапции лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений п.1 ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» в Санкт-Петербурге территории зеленых насаждений подразделяются на территории зеленых насаждений общего пользования, территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения, территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территории зеленых насаждений ограниченного пользования, территории защитных лесов и территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий.
Согласно п.1 ст.15 названного Закона перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга.
Статьей 6 указанного закона предусмотрена инвентаризация территорий зеленых насаждений, осуществляемая в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, и проводимая с целью принятия решений о включении территорий зеленых насаждений в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования и в перечень территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, а также решений о корректировке данных перечней в части границ и (или) площадей территорий зеленых насаждений, а также об исключении территорий зеленых насаждений из данных перечней; с целью учета территорий зеленых насаждений и паспортизации объектов зеленых насаждений (п. 1 ст. 6).
Пунктом 3 той же статьи предусмотрен учет территорий зеленых насаждений, проводимый, в том числе в целях обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и условий жизнедеятельности, о расположении и границах территорий зеленых насаждений, объектов зеленых насаждений, и в целях эффективного управления территориями зеленых насаждений.
В силу пункта 5 указанной статьи закона учет территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (в части земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование Санкт-Петербургским государственным учреждениям) производится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга специально уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, либо государственными учреждениями, являющимися владельцами соответствующих земельных участков, занятых зелеными насаждениями, объектами зеленых насаждений.
Учет территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения производится органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга за счет средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
В силу положений п.п. 4, 5 ст.7 Закона ремонт объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), территориях зеленых насаждений ограниченного пользования (в части земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование санкт-петербургским государственным учреждениям) осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга специально уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, либо государственными учреждениями, являющимися владельцами соответствующих земельных участков, занятых зелеными насаждениями, объектами зеленых насаждений, а ремонт объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений внутриквартального озеленения, осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга за счет средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Согласно ст.8 названного Закона контроль за выполнением требований по охране территорий зеленых насаждений осуществляется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
Пунктом 2.4.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» к числу задач районной администрации в сферах городского хозяйства, жилищной политики Санкт-Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, энергетики, текущего ремонта и содержания дорог и дорожного строительства отнесено обеспечение организации благоустройства и озеленения территорий, охраны зеленых насаждений, контроля за соблюдением законодательства Санкт-Петербурга о благоустройстве, контроля за состоянием пляжей на территории района, если иное не предусмотрено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
В состав полномочий районной администрации в тех же сферах включено участие в установленном порядке в осуществлении учета зеленых насаждений общего пользования, зеленых насаждений ограниченного пользования и зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (далее - зеленые насаждения), в том числе организация совместно с Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству обследования зеленых насаждений и ведение районного реестра зеленых насаждений (пункт 3.4.79).
В соответствии с п.25 ч.1 ст.16, п.3 ч.1 и ч.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления городских округов самостоятельно, в том числе путем формирования и размещения муниципального заказа.
В соответствии со ст.10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся: озеленение территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, в том числе организация работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга, содержание территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, ремонт расположенных на них объектов зеленых насаждений, защита зеленых насаждений на указанных территориях, утверждение перечней территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения; организация учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования; проведение санитарных рубок, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении зеленых насаждений внутриквартального озеленения.
Распоряжением Жилищного комитета от 31.03.2010 №101-р утвержден Технологический регламент выполнения работ по комплексной уборке внутриквартальных и дворовых территорий Санкт-Петербурга, входящих в состав земель общего пользования.
Согласно пункту 5.7 указанного регламента на зеленых насаждениях (кустарниках и деревьях) производится вырезка и вырубка сухостоя, прореживание и формовка кроны деревьев и кустарников.
Из письма СПБ ГКУ «Городской мониторинговый центр» усматривается, что 09.07.2021 в Центр обработки вызовов 004 поступило сообщение о накренившемся дереве по адресу: Новочеркасский пр., д.26/16, которое было передано в ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу и в СПБ ГКУ «Жилищное агентство Красногвардейского района».
Согласно методическим разъяснениям по вопросу удаления аварийных деревьев (деревья-угроз) аварийные деревья (деревья-угрозы) – деревья, обладающие следующими визуальными признаками:
наклон ствола с обрывом и поднятием корневой системы от уровня земли,
зависание ствола,
расщепление ствола (утрата целостности ствола).
Аварийные деревья подлежат сносу в кратчайшие сроки силами балансодержателя или МЧС протокол и порубочный билет выдаются в течение суток независимо от вегетационного периода).
Порубочный билет – специальное разрешение, выдаваемое Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, которое позволяет удалять, пересаживать или производить другие правомерные действия, направленные на повреждение или уничтожение зеленых насаждений общего пользования.
Разделом 4 указанных разъяснений предусмотрено, что для получения протокола обследования зеленых насаждений ОМСУ представляет в КБ комплект необходимых документов: заявление на обследование зеленых насаждений в произвольной форме, адресные программы по содержанию территории, на которой будет производиться обследование, документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.
В случае если дерево аварийное, это должно быть указано в теме письма и приложена фотофиксация.
Обследование зеленых насаждений, имеющих признаки аварийности, производится в течение одного рабочего дня с момента поступления заявления в КБ.
09.07.2021 МА МОМО Малая Охта обратилась в АО «КСПП «Охтинка» о направлении специалиста для обследования дерева по адресу: Новочеркасский пр., д.26/16 в связи с угрозой падения на многоквартирный дом с последующим принятием решения о его аварийности.
Выход в указанный адрес сотрудниками МА МО Малая Охта и АО «КСПП Охтинка» был осуществлен совместно 09.07.2021.
Согласно протоколу обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке, от 12.07.2021 дерево – тополь был признан находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Данный протокол направлен в адрес МО Малая Охта только 13.07.2021.
Однако 12.07.2021 в 03.03 час. данное дерево упало и повредило автомобиль истца.
Таким образом, суд полагает возможным взыскать с АО «КССП «Охтинка» ущерб, причиненный истцу, в размере 449 170 руб., поскольку вышеуказанное дерево имело признаки аварийности и порубочный билет должен был быть выдан представителю МА МО Малая Охта на следующий день после осмотра дерева, для его вырубки, однако данная обязанность исполнена представителем АО «КССП «Охтинка» не была, что привело к невозможности удалить данное дерево местной администрацией во время и причинению ущерба имуществу истца.
Поскольку АО «КССП «Охтинка» не состоит в правоотношениях с истцом, оснований для взыскания морального вреда и штрафа не имеется.
Разрешая требования истца к ООО «ЖКС №3 Красногвардейского района», суд учитывает, что нарушений прав истца данной организацией судом не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца к ООО «ЖКС №3 Красногвардейского района» не имеется.
В тоже время, поскольку обязанность отслеживания состояния зеленых насаждений на внутридворовых территориях Санкт-Петербурга возложена на органы местного самоуправления, доказательств исследования зеленых насаждений во дворе дома по пр.Новочеркасский, д. 26/16 до даты обращения граждан в Центр обработки вызовов 004 о накренившемся дереве суду МА МО Малая Охта не представила, суд считает, что имеются основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. и штрафа в размере 5000 руб.
Разрешая требования истца в части взыскания неустойки с ответчиков, суд исходит из того, что ущерб причинен истцу вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей по содержанию зеленых насаждений и не связаны с отказом от исполнения договорных обязательств сторон, в связи с чем заявленная ко взысканию с ответчика в порядке Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» неустойка за нарушение срока исполнения в добровольном порядке требования потребителя взысканию не подлежит.
В силу ст.103 ГПК РФ взысканию с АО «КСПП Охтинка» и МА МО Малая Охта в доход государства подлежит госпошлина в размере 7692 руб. и 300 руб. соответственно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 103, 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Данилюк Яны Николаевны удовлетворить частично.
Взыскать с АО «КСПП Охтинка» (ИНН 7806345677) в пользу Данилюк Яны Николаевны (паспорт <№>) ущерб в размере 449 170 руб.
Взыскать с Местной администрации муниципального образования Малая Охта (ИНН 7806114704) в пользу Данилюк Яны Николаевны (паспорт <№>) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 5000 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с АО «КСПП Охтинка» (ИНН 7806345677) в доход государства госпошлину в размере 7692 руб.
Взыскать с Местной администрации муниципального образования Малая Охта (ИНН 7806114704) в доход государства госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: подпись