Решение по делу № 3а-232/2019 от 15.10.2019

                                                                            

УИД 58OS0000-01-2019-000224-87 Дело № 3а-232/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2019 г.

Пензенский областной суд в составе

судьи Шелахаевой Е.М.,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Желиховской Е.В. к Департаменту государственному имущества Пензенской области, государственному бюджетному учреждению Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Желиховская Е.В. обратилась в Пензенский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 499 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что нарушает права и обязанности административного истца, поскольку размер налога исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Желиховская Е.В. просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1 483 900 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.

Административный истец Желиховская Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надллежаще, обеспечила явку представителя.

Представитель административного истца адвокат Земляков С.В. (доверенность от 7 октября 2019 г. и ордер от 15 октября 2019 г. № 98) после ознакомления с заключением эксперта уточнил требования административного искового заявления и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 2 054 000 руб.

Представители административных ответчиков Департамента государственного имущества Пензенской области Савельева Е.В. (доверенность от 18 февраля 2019 г.), государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» (далее - ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка») Жукова О.М. (доверенность от 9 сентября 2019 г.), не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего иска, полагали, что его рыночная стоимость должна быть определена в размере 2 055 000 рублей в соответствии с заключением эксперта ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» от 28 ноября 2019 г. № ОКС-28/11/19-02.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Пензы Шмегеровская Н.М. (доверенность от 7 октября 2019 г.) не возражала против удовлетворения требования административного искового заявления после уточнения.

Заинтересованные лица - Управление Росреестра по Пензенской области (далее - Управление), ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области, будучи надлежаще и своевременно извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили. В материалах дела имеется отзыв представителя Управления Сериковой В.В. (доверенность от 11 октября 2019 г.) и представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области Шишуриной Р.Н. (доверенность от 28 июня 2018 г.) с просьбой о вынесении решения на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Судом установлено, что Желиховская Е.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 499 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18 октября 2019 г. № КУВИ-001/2019-25449526 (л.д. 68-70).

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от его кадастровой стоимости, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для обращения в суд предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 г. № 673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области» по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 2 404 605,86 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 сентября 2019 г. №КУВИ-001/2019-23342712 (л.д. 7). Согласно данной выписке датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость названного земельного участка, является 1 января 2018 г.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчет от 17 июля 2019 г. № ОЦ-783/1-19, подготовленный оценщиком «Центр независимой экспертизы» Ивановой С.С., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка на дату оценки - 1 января 2018 г. составила 1 483 900 руб.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика Департамента государственного имущества Пензенской области Савельевой Е.В. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г., проведение которой поручено эксперту ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» Ворфоломееву С.В.

По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 27 ноября 2019 г. № ОКС-27/11/19-02, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г. составила 2 054 000 руб. (л.д.115-154).

Проанализировав заключение эксперта, применительно к положениям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает во внимание, что указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит подробное описание проведенного исследования и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, выводы экспертизы согласуются с проведенным исследованием, заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (с изм.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение базируется на достоверных данных об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода, как наиболее полно учитывающего цели оценки, сложившуюся на рынке земли ситуацию и имеющуюся информацию об объектах, является мотивированным и корректным; в заключении изложено обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Эксперт посчитал, что объект оценки относится к сегменту земельных участков под размещение индивидуальных жилых домов, входит в состав коттеджного поселка «Д.», в связи с чем анализ рынка проводился в отношении данной группы земельных участков, расположенных в указанном поселке.

После проведения анализа рынка было отобрано 3 аналога, наиболее точно сопоставимые с объектом исследования. По каждому объекту-аналогу были проведены корректировки, сглаживающие их отличие от оцениваемого земельного участка.

В частности, были сделаны корректировки на торг (для всех объектов-аналогов), после чего проведено согласование скорректированных стоимостей объектов-аналогов и определена стоимость оцениваемого земельного участка.

Лица, участвующие в деле, согласились с заключением эксперта, при этом сторона административного истца привела свои требования в соответствие с его выводами.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 2 054 000 рублей.

С учетом изложенного, суд полагает, что рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 27 ноября 2019 г. № ОКС-27/11/19-02, в размере 2 054 000 руб.

Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как указывалось выше, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории «земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области, утвержденные приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 г. № 673-пр, применяются с 1 января 2019 года. Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов о результатах определения кадастровой стоимости от 3 сентября 2019 г. № 9.2 датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в Комиссию является 6 августа 2019 г. (л.д. 56-57)

Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Разрешая вопрос о возмещении издержек, связанных с производством по делу судебной экспертизы, суд исходил из следующего.

По настоящему делу по ходатайству представителя Департамента государственного имущества Пензенской области была назначена экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено эксперту ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» Ворфоломееву С.В.

Согласно счету и смете затрат стоимость проведения экспертизы составила 15 000 рублей (л.д. 155-157).

Счет, выставленный за производство экспертизы, Департаментом государственного имущества Пензенской области не оплачен.

Каких-либо возражений относительно размера стоимости проведенной по делу экспертизы и доказательств ее неразумности не поступило.

В силу статей 103 и 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стоимость проведения экспертизы относится к судебным расходам.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что главой25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

Вместе с тем, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 20-П), Верховного Суда Российской Федерации (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости») судебные расходы взыскивается с ответчика в пользу истца только в случае, если административный ответчик оспаривал право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной по основаниям возникновения или по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), либо кадастровая стоимость определена по недостоверным сведениям, либо настолько превышает рыночную, что это может означать ошибку в методике ее определения или в применении методики, либо расходы не связаны с процессуальным поведением истца.

Поскольку Желиховская Е.В., обратившись в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, реализовала в судебном порядке имеющееся у неё право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, при этом административные ответчики не оспаривали наличие у административного истца такого права и размер рыночной стоимости земельного участка, определенный в заключении эксперта, постановленное по настоящему делу решение не может расцениваться как принятое против административного ответчика.

Определение рыночной стоимости объекта недвижимости в размере меньшем, чем его кадастровая стоимость, в настоящем случае не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка (округленно 14 %) укладывается в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения, объективно обусловлена использованием различных подходов к оценке; при этом кадастровая стоимость определяется в ходе массовой оценки, в то время как рыночная стоимость объекта определяется индивидуально, что позволяет учитывать конкретные особенности оцениваемого объекта.

Сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалах дела отсутствуют.

Суд также принимает во внимание, что хотя судебная экспертиза и назначена по ходатайству административного ответчика, значение рыночной стоимости, полученное в результате ее проведения, превышает значение, указанное в досудебном отчете об оценке.

При таких обстоятельствах, издержки в связи с проведенной по делу судебной экспертизой, подлежат взысканию с Желиховской Е.В. в пользу ООО «Межрегиональный центр независимой оценки».

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Желиховской Е.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 499 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. - 2 054 000 (два миллиона пятьдесят четыре тысячи) рублей.

Взыскать с Желиховской Е.В. в пользу ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» расходы по проведению экспертизы в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Датой подачи заявления Желиховской Е.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 15 октября 2019 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2019 г.

Судья                                                                                  Е.М. Шелахаева

3а-232/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Желиховская Екатерина Валерьевна
Ответчики
Департамент государственного имущества Пензенской области
ГБУ ПО "Государственная кадастровя оценка"
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области
Земляков Сергей Викторович
Управление Росреестра по Пензенской области
Администрация г. Пензы
Суд
Пензенский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
24.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.11.2019Предварительное судебное заседание
27.11.2019Производство по делу возобновлено
27.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019Дело оформлено
10.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее