№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 октября 2018 года
Нижнетавдинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи – Кашиной А.А.,
при секретаре - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов, по тем основаниям, что он зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу (1/3 доли), его брату ФИО3 (1/3 доли) и матери ФИО4 (1/3 доли). С другими долевыми собственниками данного жилого помещения он совместного хозяйства не ведет, так как оно у него отсутствует.
Указанное жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства, ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания. Другого жилья у истца нет.
После многочисленных обращений в адрес Администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес>, им был предоставлен, полный пакет документов, для постановки на учёт, в качестве нуждающегося в жилом помещении по договорам социального найма, по категории «Малоимущие». На основании предоставленных им документов, Администрацией Нижнетавдинского муниципального района <адрес>, было вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес>». Ему направлено уведомление о принятии на учет по категории «Малоимущие», номер очереди - №. Этим же уведомлением он был извещен, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонд на территории <адрес>, и номер его очереди -2.
Распоряжением Администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N1045-р «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» он был снят с указанного учета, и по апелляционному определению областного суда Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ он был восстановлен в очереди на учете граждан, состоящий в очереди в качестве нуждающихся.
Распоряжением администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ он был снова снят с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, со ссылкой на п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виду того что размер стоимости имеющегося у него в собственности имущества, на момент подачи заявления о принятии на учет, выше стоимости имущества, установленного решением Думы Нижнетавдинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит суд признать распоряжение администрации Нижнетавдинского
муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии его с учёта, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» незаконным, так как ответчиком неправильно определен размер стоимости его имущества подлежащего налогообложению.
Обязать Администрацию Нижнетавдинского муниципального района <адрес> восстановить ФИО1, на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, предоставления жилых помещений в <адрес> и на учёте граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда на территории <адрес> с даты первоначальной постановки на учёт - ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей и транспортные расходы.
Истец –ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне и часе слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 – ФИО5, представляющий интересы истца на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, показав суду, что снимая ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, ответчик неправильно применяет установленный тысячекратный минимальный размера оплаты труда, который составляет не 100 рублей, а 7500 рублей.
Ответчик – представитель Администрации Нижнетавдинского муниципального района ФИО6, действующий на основании доверенности, заявленные требования истца не признал, просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, согласно доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснил, что в ходе проверки представленных истцом документов, послуживших основанием для принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, выявлены сведения, не соответствующие действительности. Так, было установлено, что расчет параметров для признания граждан малоимущими в отношении ФИО1 не производился, а во внимание была принята только справка Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что ФИО1 является малоимущим и имеет право на получение государственной социальной помощи и социальной поддержки. Вместе с тем, на момент принятия на учет, он имел на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли земельного участка, кадастровой стоимостью 145 804,45рублей, а также часть жилого дома кадастровой стоимостью 532 448,45рублей. Таким образом, совокупная стоимость 1/3 доли имущества находящегося в собственности ФИО1, подлежащего налогообложению составила - 226 084,3рублей, что является выше стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления (решение Думы Нижнетавдинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №) на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и исключает право состоять в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда на территории Нижнетавдинского муниципального района. В связи с чем, ФИО1 распоряжением администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что данные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.1и ч.2).
На основании ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу действующего законодательства для возникновения права на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях социального найма необходимо наличие в совокупности двух условий: нуждаемость в жилом помещении, а также признание лица, претендующего на такое жилое помещение, малоимущим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Жилищного Кодекса РФ установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истцу ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли индивидуальный жилой дом общей площадью 71.2кв.м., расположенный по адресу: <адрес>., кадастровым номером №00 согласно свидетельству о государственной регистрации права. Согласно справочной информации по объектам недвижимости кадастровая стоимость жилого дома составляет 532448,55рублей, стоимость 1/3 доли составляет 177482,85рублей.(л.д. 39,41)
Дом расположен на земельном участке площадью 1969 кв.м. кадастровый №, также принадлежащем истцу ФИО1 на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли согласно свидетельству о государственной регистрации права. Согласно справочной информации по объектам недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет 145804,45рублей, стоимость 1/3 доли составляет 48601,48рублей. (л.д.40, 42)
Согласно справки Администрации Новоникольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован и проживает в жилом доме <адрес>, (л.д.10)
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия администрации района вынесла заключение №, о том, что жилой <адрес> является непригодным для проживания.(л.д.12)
Распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ФИО1 поставлен на учет по категории «Малоимущие», номер очереди №. Из уведомления №/ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ поставлен в очередь, на право внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда на территории Нижнетавдинского муниципального района, №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нижнетавдинского муниципального района <адрес> в отношении ФИО1 было принято распоряжение №-р «О снятии с учёта, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма», которое им было обжаловано в суд.
ДД.ММ.ГГГГ решением Нижнетавдинского районного суда <адрес> в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов - отказано.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение отменено, принято решение об удовлетворении требований ФИО1 распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на администрацию Нижнетавдинского муниципального района <адрес> возложена обязанность восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, со дня первоначальной постановки на данный учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес>, ФИО1 восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, со дня первоначальной постановки на данный учет – ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.15)
Как следует из содержания обжалуемого постановления №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), ФИО1 снят с учета в соответствии с п. 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8.1, п.»г» ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в <адрес>», основания для снятия с учета явилось то, что размер стоимости имущества (жилой дом и земельный участок ), находящегося в 1/3 долевой собственности и подлежащего налогообложению на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, выше стоимости имущества, установленного решением Думы Нижнетавдинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п.2 Методических рекомендаций для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N8 - право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом РФ имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. п.п. «в» п.4 - нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
п.7- учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес>" нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:
1) постоянно проживают в <адрес> не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет);
2) признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона;
На основании ч.1 ст. 8.<адрес> № признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом.
В силу ст. 8 ч.1 п. «а» <адрес> № не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда <адрес>, граждане имеющие в собственности, кроме занимаемого жилого помещения, недвижимое или иное имущество, подлежащее государственной регистрации, стоимостью свыше тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на дату подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
При этом частью 2 статьи 8.<адрес> № предусмотрено, что размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений
муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном <адрес> №.
Органы местного самоуправления признают гражданина малоимущим, если его доходы по независящим от него причинам (указанным в <адрес> "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>" или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления) ниже размера дохода и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по <адрес>.
Размер стоимости имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности членов семьи, учитывается исходя из данных об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, кадастровой стоимости земельных участков, заявленной гражданином стоимости транспортных средств (в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой стоимости транспортного средства она определяется экспертными организациями).
Органы местного самоуправления вправе проверить достоверность представленных гражданами сведений о размерах доходов и стоимости имущества.
Для решения вопроса о признании малоимущим гражданин подает в орган местного самоуправления заявление с приложением следующих документов(статья 8.2 Закона ТО №):
1) справка территориального органа социальной защиты населения о размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, исходя из видов доходов, определяемых в соответствии с частью 3 статьи 8.1 настоящего Закона;
2) документ из органа налоговой службы о подлежащих уплате или уплаченных налогах на недвижимое имущество и транспортные средства в случае отсутствия у гражданина и членов его семьи недвижимого имущества или транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности, представляется справка органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и транспортные средства);
3) документ, подтверждающий наличие независящих причин, указанных в части 3 статьи 8.1 настоящего Закона.
Порядок рассмотрения документов, представленных для решения вопроса о признании гражданина малоимущим, устанавливается органом местного самоуправления.
Документы для признания гражданина малоимущим представляются одновременно с документами, необходимыми для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 указанного закона ведение учета граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту жительства Органами местного самоуправления или их структурными подразделениями в соответствии с их компетенцией (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 384)
Согласно ст. 10 Закона ТО № для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданином подается заявление, подписываемое всеми проживающими совместно с ним совершеннолетними членами семьи. К заявлению прилагаются документы, необходимые для признания гражданина малоимущим (в соответствии со статьей 8.2 настоящего Закона) и документы, необходимые для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, перечень которых устанавливается главой администрации муниципального образования.
В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 213-ФЗ) законодатель установил, что минимальный размер оплаты труда применяется в том числе для целей обязательного социального страхования.
Статьей 4 ФЗ - 82 установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Действительно, справкой № Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 относится к категории малоимущих, поскольку среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) составляет 0руб. (л.д.16)
Однако признание гражданина малоимущим не в целях получения государственной социальной помощи, а в целях признания нуждающимися в жилых помещениях отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии со ст. <адрес> N 137 Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, установленных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Таким образом, судом установлено, что при подаче ФИО1 заявления с документами о постановке его на учет, для признания ФИО1 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, расчет параметров для признания граждан малоимущими не производился.
Доводы представителя истца о том, что размер стоимости имущества, находящегося у членов семьи и подлежащего налогообложению, должна не превышать тысячекратного минимального размера оплаты труда в сумме 7500рублей, на момент постановки на данный вид учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, указывая сумму 7500 000(7500х1000)рублей, суд считает не состоятельными и направлено на неверное толкование норм права.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого решения ФИО1 имел на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли земельного участка и жилого дома, совокупная стоимость которой составила - 226 084,3рублей, что является выше стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления(решение Думы Нижнетавдинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №) на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, что является основанием для снятии с учета стоящего в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, поэтому ФИО1 в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Поскольку требование о восстановлении истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма является производным от требования о признании распоряжения незаконным то оснований для его удовлетворения так же не имеется.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований истца ФИО1, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Нижнетавдинского муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ путем подачи жалобы в Нижнетавдинский районный суд.
Председательствующий: А.А. Кашина