Д-2-1147/20
61RS0022-01-2020-000725-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2020 г. г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе судьи Ядыкина Ю.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника Таганрогского транспортного прокурора И.О.Волох, представителей ответчика Р.Г.Кузьмичева и К.А.Редько,
при секретаре судебного заседания Долгополовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Курганнефтепродукт» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ООО «Курганнефтепродукт» о возложении обязанности ООО «Курганнефтепродукт» обеспечить в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственной охраной объект «Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог», расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Комсомольский спуск.
В обоснование иска прокурор ссылается на положения Федерального закона «О ведомственной охране» и указывает, что во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры Таганрогской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Курганнефтепродукт» требований законодательства об обеспечении объектов транспорта ведомственной охраной, в результате которой выявлены нарушения. Согласно пункта 1010 Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «УВО Минтранса России», утвержденного приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, объектом иных форм собственности, находящимся в ведении Минтранса России, подлежащим охране ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с договором, является Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог. Собственником указанного объекта является ООО Курганнефтепродукт». В силу ч.1 ст.10 Закона о ведомственной охране финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) средств собственников охраняемых объектов. Надзорными мероприятиями установлено, что объект «Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог» ведомственной охраной не обеспечен, что не соответствует требованиям законодательства. Этот объект должен быть обеспечен ведомственной охраной в целях предотвращения угроз устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса в морском порту Таганрог. Изложенное свидетельствует о противоправном бездействии ответчика, ставящем под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, которые могут находиться на данном объекте, в результате совершения актов незаконного вмешательства на терминале по перегрузке мазута по причине отсутствия надлежащей защиты объекта от противоправных посягательств. Поэтому иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ, ст.ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В ходе досудебной подготовки по ходатайству сторон к участию в деле в качестве третьих лиц привлекались Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В судебном заседании старший помощник Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры И.О.Волох исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы и высказав мнение, что представленные ответчиком документы не имеют отношения к настоящему делу, так как рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом «О ведомственной охране», а не Федеральным законом «О транспортной безопасности», на который ссылается ответчик.
Представители ответчика ООО «Курганнефтепродукт» Редько К.А. и Кузьмичев Р.Г. представили письменные возражения на исковые требования. В ходе рассмотрения дела пояснили, что исковые требования ответчик не признает. Истец указывает, что согласно Приказу Минтранса России 15.08.2016г. № 222 объект транспортной инфраструктуры ООО «Курганнефтепродукт» подлежит обязательной охране силами подразделений ФГУП «УВО Минтранса России». Ответчик считает это утверждение ошибочным. В соответствии с пп. «д», ч. 5 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 года объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс включающий в себя: порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка и высадка пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения. Терминал по перегрузке мазута ООО «Курганнефтепродукт» является объектом транспортной инфраструктуры 3 категории (реестровый номер МКО-0000240). В соответствии с ч.1. ст.4 Закона №16-ФЗ от 09.02.2007г. обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В соответствии с ч.5 ст.4 этого Закона объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации. В Приказе № 222 не содержится ссылок на Федеральный закон РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в Приказе № 222 указано, что Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» разработан в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта РФ» и в целях приведения в соответствие законодательством РФ нормативных правовых актов Министерства транспорта РФ. Соответственно в Перечень, утвержденный Приказом № 222 не входят объекты транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, так как в силу ст. 4. Закона № 16-ФЗ от 09.02.2007г. обеспечение транспортной безопасности ОТИ, возлагается на субъект транспортной инфраструктуры ООО «Курганнефтепродукт». Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры организовать защиту ОТИ от АНВ подразделением транспортной безопасности предусмотрена пп. 3 п. 5 Требований (Постановление Правительства № 678 от16.07.2016г.). Для выполнения данного требования субъекту транспортной инфраструктуры определено два альтернативных варианта поведения: образовать (сформировать) самостоятельное подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ и АНВ, соответствующее требованиям ст. 12.1 Закона ; - привлечь на договорной основе подразделение транспортной безопасности в значениях ст. 12.1 Закона № 16-ФЗ от 09.02.2007г. Таким образом, ООО «Курганнефтепродукт» вправе привлечь подразделение транспортной безопасности на договорной основе, соответствующее законным требованиям к таким подразделениям или образовать (сформировать) свое подразделение транспортной безопасности. С целью обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры руководствуясь п. 7.1. ст. 1 Федеральным законом 16-ФЗ от 09.02.2007г. и п. 5.3. Постановления Правительства РФ от 16.07.2016г. № 678, ООО «Курганнефтепродукт» для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии настоящим документом устанавливается особый режим прохода физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Тринадцатого декабря две тысячи шестнадцатого года между ООО «Курганнефтепродукт» и подведомственным предприятием Министерству транспорта Российской Федерации Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» был заключен договор на оказание охранных услуг № СК-49/2016-Д/. Восемнадцатого июня две тысячи восемнадцатого года этот договор был расторгнут по следующим основаниям: в соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3 договора исполнитель обязан письменно подтвердить, что у сотрудников охраны ФГУП «УВО Минтранс России» отсутствуют ограничения при приеме на работу, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности в соответствии с требованиями статьи 10 Федеральным законом №16-ФЗ от 09.02.2007г. Согласно п. 12 постановления Правительства РФ № 678 от 16.07.2016г., п. 8 ст. 10 ФЗ-16 от 09.02.2007г. и пунктам 4.3.2, 4.3.3 договора СК-49/2016-Д/О «Об оказании охранных услуг» от 13.12.2016г. работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. Руководствуясь условиями договора, ООО «Курганнефтепродукт» неоднократно направлял требования (исх. № 160 от 10.03.17г., № 261 от 04.05.17г., № 314 от 01.06.17г. № 392 11.07.17г., № 426 от 03.08.2017г., № 505 от 14.09.2017г., № 530 от 02.10.2017г., № 570 от, :2.2017г.№ 640 от 23.11.2017г.) ФГУП «УВО Минтранса России» незамедлительно принять меры по проведению обучения и аттестации сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность предприятия на основании заключенного договора. В свою очередь ФГУП «УВО Минтранса России» сообщали, что на базе учебного пункта филиала, на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, в плановом порядке проводится подготовка работников филиала осуществляющих деятельность по обеспечению транспортной безопасности по программам повышения квалификации. Северо- Кавказским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» проведены предварительные переговоры с представителем отдела аттестации сил обеспечения транспортной безопасности ФБУ «Служба морской безопасности» и определены дальнейшие действия по аттестации сил ТБ. На работников, прошедших подготовку формируется пакеты документов для предоставления в аттестующий орган. В связи, с тем, что вопрос по аттестации сотрудников ФГУП «УВО Минтранса России», которые являются силами обеспечения транспортной безопасности ООО «Курганнефтепродукт», в течении 2017 года оставался не решенным, и в результате полученного предписания на устранение правонарушения по п. 17 Приказа № 227 от 23.07.2015г. Минтранса России и п.п. 12 п. 5 постановления Правительства № 678 от 16.07.2016г., а также ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, ответчиком было направлено обращение за исх. № 388 от 10.07.2017г. Министру транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколову с просьбой разобраться с аттестацией сотрудников организации подведомственной Министерству транспорта Российской Федерации. На это обращение поступил ответ за исх. № 11-05/16766-ИС от 21.08.2017г. о том, что согласно положений Федерального закона от 09 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъект транспортной инфраструктуры может создавать либо привлечь подразделение транспортной безопасности.
В соответствии с п. 7.1 статьи 1 этого Закона подразделения транспортной безопасности, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Так же в соответствии с Правилами формирования ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 600, реестр юридических лиц, аккредитованных в качестве подразделения транспортной безопасности на осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, формируется и ведется компетентными органами в электронном виде и на бумажном носителе по форме, утверждаемой Министерством транспортов Российской Федерации. Таким образом, ответчик считает, что заключение договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры с Северо-Кавказским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» не является обязательной нормой для ответчика и не регламентировано законодательством Российской Федерации. С целью выполнения требований законодательства по защите объекта транспортной инфраструктуры, субъект транспортной инфраструктуры ООО «Курганнефтепродукт» заключил договор № 5 от 13.04.2018г. по защите объекта транспортной инфраструктуры с аккредитованным подразделением транспортной безопасности (Реестровый № 11) ООО «ПТБ «Вектор+» с подготовленными и аттестованными силами обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с законодательством, указанным выше. По мнению ответчика, он исполняет требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Таганрогский мазутный терминал в порту Таганрог, поэтому просит суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Оспаривая возражения прокурора относительно доводов ответчика, представитель ответчика К.А.Редько пояснила, что статья 8 Закона о ведомственной охране не регламентирует обязательные требования к объектам транспортной инфраструктуры на заключение договора с ведомственной охраной, она лишь указывает на право ведомственной охраны заключать договоры с частными организациями в случае обращения, и нет нормативных актов, разработанных на основании и в соответствии с Законом о ведомственной охране. В свою очередь, в соответствии с Законом о транспортной безопасности разработано постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, обязывающее субъекты транспортной инфраструктуры создавать или привлекать подразделения транспортной безопасности. Доводы истца о том, что согласно п. 1010 Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «УВО Минтранса России», утвержденного приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, объектом иных форм собственности, находящимся в ведении Минтранса России, подлежащим охране ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с договором, является Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог ответчик считает ошибочным, так как согласно ст.8 Закона о ведомственной охране перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В связи с этим разработан приказ от 03.08.2016 года № 222 «Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России». Который разделен на два раздела и в первый раздел включены объекты государственной формы собственности, а во второй объекты иных форм собственности, находящиеся в ведении Минтранса России, охраняемые ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с заключенными договорами. Принадлежащий ответчику объект транспортной инфраструктуры находится во втором разделе и попал в этот список только потому, что на момент утверждения приказа этот объект охранялся ФГУП «УВО Минтранса России». Ответчик считает, что данный приказ не является обязательным для объектов указанных во втором разделе. Согласно пункта 3 приказа Минтранса России № 192 от 24.11.2008 (в редакции от 07.08.2019 года) «Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной министерства транспорта РФ» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Охрана объектов, не являющихся государственной собственностью, осуществляется ведомственной охраной на договорной основе. Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В приказе № 222 от 03.08.2016 года нет согласований с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Согласно пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 (в редакции от 27.12.2018) № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отд��������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�г�-�?�???�??????????????????????????????????�?????????????????????�??????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�������?�?????????§???????D??�?�?�????§?�?????§?�?????§?�?????§??�?????���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є??ельные законодательные акты Российской Федерации» защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности. Утратил силу приказ № 261 от 08.11.2007 года (в редакции от 02.07.2013), в пунктеНорма ст. 8 Закона о ведомственной охране не содержит указания на обязанность какого-либо из упомянутых в ней субъектов заключить договор на охрану субъектов транспортной безопасности. Постановления Правительства РФ и приказ Минтранса РФ, на которые ссылается заинтересованное лицо, не являются законами и по смыслу статьи 421 ГК РФ не могут устанавливать обязанность заключить договор между субъектом транспортной инфраструктуры и ФГУП «УВО Минтранс России». С учетом изложенного вывод прокурора о том, что у ответчика существует обязанность заключить договор об охране терминала (субъекта транспортной безопасности), является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Представитель 3-го лица - УГАН НОТЕ ЮФО Ространснадзора В.И.Лукьянов в судебное заседание не явился, представил письменное изложение позиции надзорного органа относительно исковых требований. Указал, что в соответствии с Положением Управление является территориальным органом Ространснадзора и осуществляет контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц по соблюдению ими, в том числе, требований, установленных международными договорами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в области обеспечения транспортной безопасности на поднадзорной территории. Морской терминал «Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог» является объектом транспортной инфраструктуры (ОТИ) в значении подпункта «г» пункта 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Росморречфлота с присвоением реестрового №МКО-0000240 и третьей категории. Это обстоятельство обязывает ООО «Курганнефтепродукт» соблюдать требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и подзаконных актов, принятых в развитие данного закона, в частности - обеспечить защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства путем образования (сформирования) и (или) привлечения в подразделения транспортной безопасности в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678. Вместе с тем, поскольку предметом иска является требование обеспечить охрану объекта подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с положениями Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», а также постановлением Правительства России от 12.07.2000 №514 и приказом Минтранса России от 24.11.2008 №192, то правовая оценка действия (бездействия) ответчика ООО «Курганнефтепродукт» по не выполнению положений Приказа №222 не входит в компетенцию Управления.
Представитель 3-го лица – Росморречфлота А.А.Смирнов в судебное заседание не явился, направил письменные пояснения по делу. Указал, что Росморречфлот просит суд обратить внимание на следующее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон) ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. В соответствии со статьей 2 Закона основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 8 Закона ведомственная охрана осуществляет защиту: охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 514 «Об организации ведомственной охраны», перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных государственных органов и организаций по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. Согласно пункта 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.11.2008 № 192 «Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.08.2016 № 222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». Факт регистрации этого Перечня в Министерстве юстиции Российской Федерации (peг. от 29.08.2016 № 43459), в соответствии с пунктом 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88, свидетельствует о его общеобязательном применении, так как государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, являющиеся общеобязательным государственным предписанием постоянного или временного характера, рассчитанным на многократное применение, а акты рекомендательного характера регистрации не подлежат. Согласно пункту 1010 этого Перечня Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог, расположенный по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Комсомольский спуск, д.1, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, собственником которого является ООО «Курганнефтепродукт», подлежит охране Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». При таких обстоятельствах только наличие на объекте ведомственной охраны способно обеспечить одновременно защиту от противоправных посягательств в отношении материальных ценностей, хранящихся на объекте, предупредить и пресечь административные правонарушения в области противопожарной безопасности, с учетом наличия полномочий по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на охраняемых объектах (приказ Минтранса России от 24.11.2008 № 192). Исходя из предъявленных в материалы дела доказательств, ООО «Курганнефтепродукт» не исполняет требования законодательства об обеспечении объектов транспорта ведомственной охраной. При таких обстоятельствах заявленные требования заместителя Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд признает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В ч.1ст.56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае представленными прокурором документами: свидетельством о регистрации А29-03098 от 08.06.2015г. с приложением к нему подтверждено, что ответчик ООО «Курганнефтепродукт» с 2011 года эксплуатирует внесенный в государственный реестр опасный производственный объект III класса опасности (объект средней опасности) с наименованием Площадка комплекса по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов Общества с ограниченной ответственностью «Курганнефтепродукт», расположенный по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Комсомольский спуск, д.1. Из внесенных в государственный реестр сведений, характеризующих этот опасный производственный объект (приложение к свидетельству) и объяснений сторон следует, что в исковом заявлении и в Приказе Минтранса России от 03.08.2016 №222 этот опасный производственный объект назван «Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог». Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются, а также не оспаривается, что рассматриваемый объект относится к сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации и относящегося к этому министерству Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Ответчик возражает лишь в отношении возложения на него обязанности обеспечить этот опасный производственный объект ведомственной охраной, утверждая о том, что объект охраняется надлежащим образом аккредитованной специализированной коммерческой организацией на договорной основе и у ответчика нет установленной законодательством Российской Федерации обязанности обеспечивать этот объект ведомственной охраной.
Такие возражения суд не может признать основанными на законе и действительных обстоятельствах дела, они основываются на оспаривании нормативного правового акта федерального органа государственной власти (Минтранса России).
Прокурор и представитель Росморречфлота обоснованно указывают, что в силу статьи 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана осуществляет защиту: охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 514 «Об организации ведомственной охраны», перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных государственных органов и организаций по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. Согласно пункта 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.11.2008 № 192 «Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.08.2016 № 222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». Этот Перечень зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (peг. от 29.08.2016 № 43459) и относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, которые обязательны к применению неопределенным кругом лиц, в том числе и ответчиком. Согласно пункту 1010 этого Перечня Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог, расположенный по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Комсомольский спуск, д.1, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, эксплуатирует который ООО «Курганнефтепродукт», подлежит охране Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
Ссылки представителей ответчика на то, что в рассматриваемом Перечне объекты подразделены на относящиеся к государственной собственности, подлежащие обеспечению вневедомственной охраной в обязательном порядке, и иных форм собственности, которые могут охраняться созданными для этого подразделениями охраны либо иными организациями на договорной основе, с соблюдением требований законодательства о транспортной безопасности, суд признает несостоятельными, поскольку они не соответствуют содержанию Приказа Минтранса РФ от 03.08.2016 № 222 и утвержденного этим приказом Перечня.
Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Согласно ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В данном случае ответчик не представил доказательств того, что Приказ Минтранса РФ от 03.08.2016 № 222, соответствующий требованиям Федерального закона «О ведомственной охране» и изданным во исполнение этого закона нормативным актам, приведенным истцом и 3-м лицом, не соответствует какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы ответчика, направленные на оспаривание приведенного в обоснование иска нормативного акта, суд не может принять во внимание, поскольку оценка этого нормативного акта на соответствие требованиям закона не относится к компетенции районного (городского) суда. В силу статьи 27 ГПК РФ и п.4 ст.2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти относятся к подсудности Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому ответчику свое несогласие с Приказом Минтранса РФ от 03.08.2016 № 222 следует выражать не путем оспаривания рассматриваемого иска, а в установленном законом порядке – путем обращения в Верховный Суд Российской Федерации с соответствующим административным иском.
Таким образом, исковые требования Таганрогского транспортного прокурора к ООО «Курганнефтепродукт» являются законными и обоснованными, подлежат полному удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Таганрогского транспортного прокурора к ООО «Курганнефтепродукт» удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Курганнефтепродукт» обеспечить в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственной охраной объект «Терминал по перегрузке мазута в морском порту Таганрог», расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Комсомольский спуск, 1.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 мая 2020 года.
Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.