Дело № 2-278/2024
64RS0018-01-2024-000365-70
Решение
Именем Российской Федерации
08 мая 2024 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Певневой О.В.,
при секретаре судебного заседания Полищук А.А.,
с участием представителя истца Олейник А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» о возложении обязанности обеспечить функционирование ФАП с. Интернациональное путем трудоустройства медицинского работника на постоянной основе,
установил:
истец прокурор Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» (далее по тексту ГУЗ СО «Краснокутская РБ») о возложении обязанности обеспечить функционирование ФАП с. Интернациональное путем трудоустройства медицинского работника на постоянной основе. Свои требования обосновывает тем, что паспортом национального проекта «Здравоохранение», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов. Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», размещенном на официальном сайте Правительства Саратовской области, предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на период 2019-2024 годов. Медицинская деятельность ГУЗ СО «Краснокутская РБ» осуществляется в соответствии с лицензией № № от 17.12.2015, предоставленной министерством здравоохранения Саратовской области бессрочно. Также ГУЗ СО «Краснокутская РБ» министерством здравоохранения Саратовской области выдана лицензия № № от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности. Согласно Приложению № 1 к лицензии № № от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в части розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения, осуществляют фельдшерско-акушерские пункты, в том числе пункт, расположенный по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, с. Интернациональное, ул. Школьная, д. 14. Приложением № 14 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утвержден стандарт оснащения врачебной амбулатории, согласно которому в ФАПе должно находиться не менее 1 рабочего места врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». НА должность заведующего ФАП назначается медицинский работник, соответствующий квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Согласно приложенирю № 16 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н в ФАП необходимо наличие 1 единицы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера, акушерки (заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер). Однако, в ФАП с. Интернациональное медицинский работник отсутствует. Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района от 17.11.2020 № №, внесенном главному врачу ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», которое рассмотрено и удовлетворено. Однако нарушения, указанные в представлении, не устранены. Учитывая, что указанные нарушения влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций г. Красный Кут Саратовской области, прокурор обратился в суд с указанным иском.
В связи с изложенным, истец просит обязать ГУЗ СО «Краснокутская РБ» с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить функционирование ФАП с. Интернациональное путем трудоустройства медицинского работника на постоянной основе.
Определением Краснокутского районного суда от 08.05.2024 производство по делу в части возложения обязанности на Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте с. Интернациональное, расположенном по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, с. Интернациональное, ул. Школьная, д. 14, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, прекращено.
В судебном заседании представитель истца Олейник А.М. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу ст. 10 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.
В силу п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Пункт 6 Положения предусматривает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
Согласно п. 10 Положения, первичная медико-санитарная помощь включает, в том числе, первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.
В соответствии с п. 12 Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, являющихся приложением №15 к Положению, ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В соответствии с п. 11 указанных Правил, основными задачами ФАП являются, в том числе, обеспечение рецептами на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
В силу ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 19 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
В соответствии с п. 19.1 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов, не реже 2 раз в год.
В силу п. 19.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км; домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
Согласно п. 19.5 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, при наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения и расстояние до ближайшей медицинской организации может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом или фельдшерским здравпунктом населения.
Пунктом 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н (приложение N 15) предусмотрено, что фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу п. 2 Правил организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н (приложение N 18), фельдшерский здравпункт медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.
Согласно п. 2.3 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» одними из основных видов деятельности учреждения является осуществление медицинской деятельности по видам работ, определяемым согласно полученной лицензии, осуществление фармацевтической деятельности, обеспечение соблюдения правил устройства для лечебных учреждений.
В структуру ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» входят фельдшерско-акушерские пункты, в том числе, ФАП в с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области.
В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривалось, что на территории с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области отсутствует медицинский работник в ФАП.
Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района от 22.04.2024 №, внесенном главному врачу ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения, указанные в представлении, устранены не были, что подтверждается актом проверки от 27.03.2024.
Отсутствие в ФАП с. Интернациональное медицинского работника в нарушение вышеуказанных требований может повлечь за собой возможность возникновения угрозы жизни и здоровью как жителей с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области, так и неопределенного круга лиц.
Разрешая спор, суд, установив отсутствие в с. Интернациональное и медицинских работников ФАП, приходит к выводу об отсутствии надлежащей организации оказания населению данного населенного пункта первичной медико-санитарной помощи со стороны ответчика и о непринятии мер для достижения целей, предусмотренных Уставом учреждения, что препятствует реализации принципов охраны здоровья, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) в с. Интернациональное, на получение медицинской помощи. Данное обстоятельство не способствует созданию условий для реализации медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.
На основании выводов судебного разбирательства, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
решил:
обязать Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» ИНН 6417068108 с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить функционирование ФАП с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области путем трудоустройства медицинского работника на постоянной основе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 17.05.2024.
Судья: (подпись).
Копия верна.
Судья: О.В. Певнева