Решение по делу № 33-3620/2023 от 22.08.2023

Судья Дерий Т.В.                                                                                        Дело № 33-3620/2023

УИД 46RS0031-01-2023-001596-02

                                                                                                              №2-1352/10-2023

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

        председательствующего                             Апалькова А.М.

        судей                                               Брынцевой Н.В., Черниковой Е.Н.

        при секретаре                                                Богдановой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2023 года дело по иску Ивановой Галины Григорьевны, Курганского Владимира Сергеевича, Нехороших Вячеслава Васильевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях об урегулировании разногласий по условиям договора, поступившее по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях на решение Промышленного районного суда г. Курска от 29 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Ивановой Галины Григорьевны, Курганского Владимира Сергеевича, Нехороших Вячеслава Васильевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях об урегулировании разногласий по условиям договора удовлетворить.

Изложить абзацы первый и второй пункта 2.1 договора № 9-2022 купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 01.12.2022 в следующей редакции: «Цена Участка в соответствии с пунктами 2,3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» устанавливается в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости и равна 85973, 53 руб., НДС не облагается.

Цена Участка для Покупателей составляет 85 973 (восемьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят три) рубля 53 копейки, НДС не облагается».

Договор № 9-2022 купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 01.12.2022 считается заключенным на определенных судом условиях с момента вступления в законную силу решения суда

Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Иванова Г.Г., Курганский В.С., Нехороших В.В. обратились в суд с иском к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях об урегулировании разногласий по условиям договора, ссылаясь на то, что они являются долевыми собственниками нежилого здания с навесами с кадастровым номером площадью 662,3 кв.м; нежилого складского здания с кадастровым номером площадью 385,9 кв.м; нежилого здания с кадастровым номером площадью 257 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером площадью 3923 кв.м с видом разрешенного использования – для производственной деятельности, по адресу: <адрес> в отношении которого между заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, со множественностью лиц на стороне арендатора от 10.06.2021 № 585-арз, на срок с 09.06.2019 по 08.06.2068 г. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курской области 20.10.2021 № Земельный участок находится в федеральной собственности, в связи с чем ответчик является уполномоченным органом на заключение договоров купли-продажи таких земельных участков. МТУ Росимущества с сопроводительным письмом от 01.12.2022 № ЮБ-01/02-166ж, 167ж, 168ж направило в их адрес проект договора № 9-2022 купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельного участка от 01.12.2022 в 4 экземплярах, который был получен ими в январе 2023 года. Пунктом 2.1 проекта договора предусмотрено, что цена участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости и равна 3438941,03 руб., т.е. в размере 100% кадастровой стоимости земельного участка. Не согласившись с выкупной ценой земельного участка, 09.01.2023 почтовым отправлением направили в адрес МТУ Росимущества подписанный ими договор купли-продажи с протоколом разногласий к данному договору, в котором предложили МТУ Росимущества определить цену выкупаемого участка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости участка. Однако, ответчик до настоящего времени не ответил на протокол разногласий. На основании изложенного просят суд изложить абзацы первый и второй пункта 2.1 договора № 9-2022 купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 01.12.2022 года в следующей редакции: «Цена Участка в соответствии с пунктами 2,3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» устанавливается в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости и равна 85973, 53 руб., НДС не облагается. Цена Участка для Покупателей составляет 85 973 (восемьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят три) рубля 53 копейки, НДС не облагается».

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях    просит отменить решение как незаконное, в удовлетворении иска отказать, изложить абзацы первый и второй пункта 2.1 договора № 9-2022 купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 01.12.2022 года в следующей редакции: «Цена Участка в соответствии с пунктами 2,3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» устанавливается в размере его кадастровой стоимости и равна 3438941,03 руб., НДС не облагается.».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы и ответчик, извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились, истцы направили своего представителя. Информация о времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 часов 45 минут 20 сентября 2023 г., размещена на официальном сайте Курского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Ивановой Г.Г., Курганского В.С., Нехороших В.В. – Половинкина И.Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4.2.27 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 473, Территориальный орган выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях является уполномоченным органом на заключение договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены положениями статьи 39.3 ЗК РФ.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями статьи 39.14 ЗК РФ.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 утверждены Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов (Правила № 279), в соответствии с пунктом 2 которых цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

Так, согласно п. 3 Правил № 279 цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже: а) земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке; б) земельного участка, предоставленного юридическому лицу - собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.

В соответствии с п. 4 цена земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже: а) земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, или юридическому лицу - в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; б) земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г., в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В п. 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 ст. 445 ГК РФ).

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ). Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).

Согласно пункту 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее – Закон № 137-ФЗ) предусмотрено, что с 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 ст. 2 настоящего Федерального закона в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце 3 настоящего пункта.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ «до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: 1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; 2) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; 3) юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; 4) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах: 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Судом установлено, что Иванова Г.Г., Курганский В.С, Нехороших В.В. являются долевыми собственниками нежилого здания с навесами с кадастровым номером <данные изъяты> нежилого складского здания с кадастровым номером <данные изъяты>; нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования – для производственной деятельности, по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

На земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования – для производственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> 25.04.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером .

10.06.2021 между истцами и МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, со множественностью лиц на стороне арендатора № 585-арз, на срок с 09.06.2019 по 08.06.2068. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курской области 20.10.2021

11.11.2022 истцы почтовым отправлением отправили в адрес МТУ Росимущества заявления о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером с ценой выкупа в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с абз. 4 п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Рассмотрев указанные заявления, МТУ Росимущества в лице МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях с сопроводительным письмом от 01.12.2022 № ЮБ-01/02-166ж, 167ж, 168ж направило в адрес истцов проект договора № 9-2022 купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельного участка от 01.12.2022 в 4 экземплярах, который был получен истцами в январе 2023 года. Пунктом 2.1 проекта договора предусмотрено, что цена участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости и равна 3 438 941, 03 руб., то есть в размере 100 % кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование установленной выкупной цены МТУ Росимущества в лице МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях в письме от 01.12.2022 № ЮБ-01/02-166ж, 167ж, 168ж указало о том, право собственности на объекты недвижимости, расположенные в пределах истребуемого участка, зарегистрировано истцами после вступления в силу Земельного кодекса РФ, что противоречит требованиям п. 2.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Истцы, не согласившись с выкупной ценой земельного участка, 09.01.2023 почтовым отправлением с сопроводительным письмом от 09.01.2023 направили в адрес МТУ Росимущества подписанный со стороны истцов договор купли-продажи с протоколом разногласий к данному договору, в котором предложили МТУ Росимущества определить цену выкупаемого участка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости участка.

Сведений о результатах рассмотрения указанного протокола разногласий ответчиком в материалы дела не представлено.

Судом также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103148:67, площадью 3924 кв.м, расположенном по адресу: г. Курск, Льговский поворот, 5, расположено нежилое здание с навесами с кадастровым номером 46:29:103148:400 площадью 662,3 кв.м, принадлежащее истцам на праве общей долевой собственности.

Ранее данное здание по договору купли-продажи от 27.02.2003 было передано ОАО «Курскстройдеталь» в собственность ЗАО «Фланец». Из пункта 1.3 Договора следует, что передаваемый по договору склад Б-13 принадлежит Продавцу на праве собственности, что подтверждается планом приватизации, утвержденного Решением Совета народных депутатов г. Курска № 113 от 19.12.1992.

Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН от 29.12.2022 о переходе прав, первоначальным собственником вышеуказанного здания являлось ОАО «Курскстройдеталь», далее ЗАО «Фланец», окончательными собственниками являются истцы.

При таких обстоятельствах, рассматривая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ, согласно которому субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности, пришел к правильному выводу о наличии условий, предусмотренных п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ, поскольку нежилое здание с навесами с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м было отчуждено из государственной собственности в порядке приватизации.

Судом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 3924 кв.м был образован из земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленного ОАО «Курскстройдеталь» на праве постоянного (бессрочного) пользования по проезду Льговский поворот, 5, что подтверждается копиями постановления Администрации г. Курска от 20.07.2001 № 953 (участок 5) и Государственного акта на право пользования землей № 089784, выданного производственному объединению «Курскстройдеталь» на основании постановления № 587 от 28.12.1992.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации. С учетом приведенной нормы закона, подлежащее переоформлению право считается прекращенным с момента заключения в установленном порядке договора аренды либо государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК и п. 3 ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и на том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно выписке из ЕГРН от 29.12.2022 о переходе прав на объект недвижимости, право собственности на нежилое здание с навесами с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, зарегистрировано за ЗАО «Фланец» 18.03.2003.

ЗАО «Фланец» в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, перешедшего к нему в силу закона, на котором расположено приобретенное нежилое здание с навесами площадью <данные изъяты> кв.м, из земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащего ОАО «Курскстройдеталь» на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилось в Администрацию г. Курска с соответствующим заявлением.

На основании постановления Администрации г. Курска от 08.06.2004 № 1304 у ОАО «Курскстройдеталь» изъята часть земельного участка площадью <данные изъяты> га по <адрес> и предоставлена ЗАО «Фланец» в аренду сроком на 15 лет для производственной деятельности, оставив за ОАО «Курскстройдеталь» земельный участок, площадью <данные изъяты> га.

Во исполнение постановления Администрации г. Курска от 08.06.2004 № 1304 между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Курска и ЗАО «Фланец» был заключен договор аренды земельного участка в г. Курске от 12.07.2004, по условиям которого ЗАО «Фланец» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м на срок с 08.06.2004 до 08.06.2019. 26.04.2010 данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра Курской области.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных п. 1 ст. 2, пунктом 2.2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ оснований, а именно: переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды спорного земельного участка в установленный срок до 01.07.2012 и наличие права аренды у истцов на момент выкупа земельного участка, в связи с чем предложенная ответчиком выкупная цена земельного участка в размере его 100%-ной кадастровой стоимости является необоснованной и должна определяться в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, и обоснованно удовлетворил исковые требования об урегулировании разногласий по условиям.

Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется.

Довод Комитета о том, что льготный порядок определения выкупной цены распространяется на собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках в отношении которых до 01 июля 2012 года произошло переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, и в этот же период времени возникло право собственности на объекты недвижимости, и, поскольку истцы стали собственниками объектов недвижимости после 01 июля 2012 года, то основания для выкупа спорного земельного участка по цене в размере 2, 5% кадастровой стоимости отсутствуют, не состоятелен.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

В таком случае цена земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Таким образом, из буквального содержания данной нормы следует, что до 1 июля 2012 г. продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене осуществлялась юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении только ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если:

в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;

такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Исходя из положений пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такое право предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.

При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" достаточно установить факт своевременного (до 1 июля 2012 года) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.

Данная позиция закреплена и в определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1129-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Липецкой области о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ограничительное толкование оспариваемого положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

При таком положении судебная коллегия полагает, что критерием определения субъектов, имеющих право на установление минимальной выкупной цены, является субъект гражданского оборота, либо правовая судьба объекта недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, не опровергают выводы суда, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения и направлены к иной оценке собранных по делу доказательств. В жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Никаких нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения    апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 29 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

     Председательствующий

Судьи

33-3620/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нехороших Вячеслав Васильевич
Курганский Владимир Сергеевич
Иванова Галина Григорьевна
Ответчики
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственныи имуществом в Курской и Белгородской областях
Другие
Половинкин Игорь Леонидович
Суд
Курский областной суд
Судья
Черникова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
23.08.2023Передача дела судье
20.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Передано в экспедицию
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее