Председательствующий: судья Моркель А.С.
УИД 19RS0001-02-2021-011036-55
Дело № 33а-1180/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 18 мая 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Долгополовой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Самсоновой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Пшеничникову ФИО7 о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Абаканского городского суда от 17 января 2022 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по Республике Хакасия) обратилось в суд с административным иском к Пшеничникову Б.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г., по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени за несвоевременную уплату соответствующих налогов и взносов за 2017 г., мотивируя требования неисполнением налогоплательщиком обязательств по уплате соответствующих налогов и взносов.
Административный истец, административный ответчик в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением суда от 17 января 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
С решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Указывает, что фактически он не осуществлял предпринимательскую деятельность, не имел дохода, в связи с чем не обязан вносить взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Полагает, что требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного ее исполнения в порядке, предусмотренном статьями 45, 70 и 48 НК РФ.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе – плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей (пункт 1 статьи 430 НК РФ).
Частью 1 статьи 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2 статьи 362 НК РФ).
Ставки транспортного налога на территории Республики Хакасия, а также льготы по уплате транспортного налога установлены Законом Республики Хакасия от 25 ноября 2002 г. № 66 «О транспортном налоге».
Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 названной статьи).
Судом установлено, что Пшеничников Б.В. являлся плательщиком страховых взносов, обязан был исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Кроме того, Пшеничников Б.В. являлся собственником транспортного средства ВАЗ21099, государственный регистрационный номер №
6 февраля 2018 г. Пшеничникову Б.В. направлялось требование № 603100 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), со сроком исполнения до 7 марта 2018 г..
6 июля 2018 г. Пшеничникову Б.В. направлялось требование № 143330 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), со сроком исполнения до 3 августа 2018 г..
9 октября 2018 г. Пшеничникову Б.В. направлялось требование № 148983 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), со сроком исполнения до 7 ноября 2018 г..
9 октября 2018 г. Пшеничникову Б.В. направлялось требование № 148983 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), со сроком исполнения до 7 ноября 2018 г..
Также Пшеничникову Б.В. направлено налоговое уведомление № 23888559 от 10 июля 2019 г. об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 462,00 руб., установлен срок до 2 декабря 2019 г..
По истечении срока уплаты указанных налогов административному ответчику было направлено требование № 30434 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2018 - транспортного налога в размере 462,00 руб., пени за неуплату транспортного налога в размере 18,75 руб., срок уплаты установлен до 16 ноября 2020 г..
8 ноября 2020 г. Пшеничникову Б.В. направлено требование № 73890 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), со сроком исполнения до 1 декабря 2020 г..
Требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что и послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
7 мая 2021 г. УФНС по Республике Хакасия обратилось с заявлением к мировому судье г.Абакана о выдаче судебного приказа.
19 мая 2021 г. мировым судьей судебного участка № 11 г.Абакана вынесен судебный приказ, который по возражению административного ответчика Пшеничникова Б.В. отменен определением мирового судьи судебного участка № 11 г.Абакана от 2 июня 2021 г..
С данным административным исковым заявлением в Абаканский городской суд УФНС по Республике Хакасия обратилось 1 декабря 2021 г..
Проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков взыскания недоимки по указанным налогам и взносам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их соблюдении, оснований не согласиться с которым по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с действующими нормами права, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объёме.
Расчет суммы страховых взносов, налога и пени произведен верно, оснований для иной оценки представленных расчетов судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Тот факт, что фактически Пшеничников Б.В. не осуществлял предпринимательскую деятельность, не имел дохода, в связи с чем не обязан вносить взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование, вопреки доводам административного ответчика не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов за период, когда без прекращения статуса индивидуального предпринимателя предпринимательская деятельность не осуществляется.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, а также нарушений, указанных в части 1 ст. 310 КАС РФ, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Абаканского городского суда от 17 января 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи Л.М. Паксимади
Т.В. Долгополова