Судья Панасенко Н.В.. |
№ 33а-2056/2022 (10RS0013-01-2022-000016-81) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Коваленко В.В., Колбасовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Ершова А. В. на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2022 г. по административному делу №2а-186/2022 по административному исковому заявлению Ершова А. В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании осуществить действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ершов А.В. (с учетом уточненных требований) обратился с административным иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее – Администрация) о признании незаконным уведомления от 06.12.2021 № 183 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером ХХ.ХХ.ХХ (далее – уведомление). Иск мотивирован отсутствием предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения. Административный истец полагает, что нахождение земельного участка в зоне затопления не препятствует строительству на нем объектов капитального строительства, указывает, что Администрацией выдан градостроительный план на данный земельный участок.
Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что факт необоснованного установления зоны запрещения жилой застройки аэропорта «Петрозаводск», в которой размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается, в месте расположения принадлежащего ему земельного участка установлен сложившейся судебной практикой, а нахождение земельного участка в зоне затопления само по себе не препятствует строительству на нем объектов капитального строительства.
Административным ответчиком представлены в суд возражения относительно доводов апелляционной жалобы, согласно которым суд апелляционной инстанции не вправе в рамках рассмотрения настоящего административного дела разрешать вопрос о законности установления зоны запрещения жилой застройки аэропорта «Петрозаводск», поскольку законодательством предусмотрен иной порядок разрешения данного вопроса. Установление указанной зоны было обусловлено необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе непосредственно административного истца, ввиду повышенного шума вследствие эксплуатации аэропорта. Отмечает, что административным истцом не были предприняты меры по первоначальному обеспечению инженерной защиты земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец и его представитель Мальцева Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель административного ответчика Томилов В.И. против доводов апелляционной жалобы возражал.
Иные лиц, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ершову А.В. на праве собственности с 15.12.2020 принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...), местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, д. Верховье, расположен в восточной части кадастрового квартала 10:20:010605, общей площадью 1169 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. С 29.03.2021 в отношении всей площади земельного участка зарегистрировано ограничение прав в связи с его расположением в Зоне затопления территорий, прилегающих к реке Шуя в границах д. Верховье; в указанной зоне запрещается, в том числе, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Ранее, 23.09.1997 Прионежским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в отношении указанного земельного участка Ершовой В.В. было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ-II 10-20 № 247907, в соответствии с которым Ершова В.В. на основании договора купли-продажи является собственником спорного земельного участка. Согласно описанию данный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения и был предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
По договору дарения от 15.12.2020 земельный участок передан в собственность административному истцу.
24.03.2021 по заявлению Ершова А.В. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «для индивидуального жилищного строительства».
29.11.2021 Ершов А.В. обратился в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
06.12.2021 Администрация уведомила административного истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, указав, что объект индивидуального жилищного строительства полностью расположен в зоне запрещения жилой застройки аэропорта «Бесовец г.Петрозаводск», в которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства не допускается, кроме того, земельный участок полностью расположен в зоне затопления территорий, прилегающих к реке Шуя в границах д. Верховье.
15.12.2021 Администрацией утвержден градостроительный план земельного участка, согласно которому на земельном участке отсутствует место, допустимое для размещения объектов капитального строительства по указанным выше основаниям.
10.01.2022 административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности уведомления Администрации и наличии оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку земельный участок находится в зоне запрещения жилой застройки аэропорта «Петрозаводск», установленной Правилами землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденными решением Совета Прионежского муниципального района от 10.05.2017 № 5. При этом факт расположения земельного участка в зоне подтопления хотя и не исключает возможность возведения объектов капитального строительства, однако административным истцом не было представлено доказательств принятия мер по обеспечению инженерной защиты планируемого объекта строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункты 1 и 2 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием видов ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (пункт 2 части 10, часть 11 статьи 51.1 ГрК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурнобытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно карте градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером 10:20:0010605:32 расположен в территориальной зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».
На карте градостроительного зонирования д. Верховье и д. Маткачи, входящих в состав п. Шуя, пунктирной линией обозначена зона запрещения жилой застройки. При сопоставлении места расположения земельного участка с кадастровым номером (...) на публичной кадастровой карте с вышеуказанной картой градостроительного зонирования усматривается, что спорный земельный участок расположен в пределах зоны запрещения жилой застройки, обозначенной пунктирной линией.
В таблице 2.1.44 Генерального плана Шуйского сельского поселения, утвержденного решением Совета Прионежского муниципального района от 16.01.2018 № 2, указан только один объект, для которого установлена зона запрещения застройки, а именно «Аэропорт «Бесовец» г. Петрозаводска».
Для него установлена зона регулируемой застройки – 3250 м и зона запрещения жилой застройки – 1250 м.
Под указанной таблицей сделана следующая сноска: утверждена в составе Генерального плана Гарнизонного сельского поселения Прионежского муниципального района, на территории которого размещается «Аэропорт «Бесовец» согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки», строительных норм СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерений» и «Рекомендаций по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума».
Сведения об указанном аэродроме внесены в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.
Приаэродромная территория, устанавливаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображается на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 47 ВК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия вышеуказанных документов территориального планирования) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением указанного уполномоченного органа на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории; Правила выделения на приаэродромной территории подзон; Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Согласно указанным Правилам установления приаэродромной территории решение об установлении приаэродромной территории принимается: в отношении аэродромов государственной авиации – Министерством обороны Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2).
В соответствии с Перечнем аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р, аэродром «Бесовец» Петрозаводск является аэродромом государственной авиации совместного базирования, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1055 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российском Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», в отношении аэродромов государственной авиации является Министерство обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 декабря 2018 г. по делу № 3а-158/2018 признано, что Министерством обороны Российской Федерации, являющимся уполномоченным органом на установление приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома, приаэродромная территория аэропорта не утверждена.
Вступившим в законную силу решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г., вынесенным по делу № 2-443/2020, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласование и принятие в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460.
Учитывая положения действующего законодательства, а также отсутствие на момент издания оспариваемого уведомления от 06.12.2021 сведений об установлении уполномоченным органом зоны запрещения жилой застройки аэропорта «Бесовец» вывод суда первой инстанции о законности уведомления администрации от 06.12.2021 о недопустимости размещения объекта строительства на земельном участке ввиду его расположения в зоне запрещения жилой застройки нельзя признать верным.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводами административного ответчика о невозможности размещения на земельном участке объекта капитального строительства ввиду его нахождения в зоне подтопления.
В соответствии с частью 5 статьи 67.1 ВК РФ (в редакции на момент сложившихся правоотношений) решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 утверждено Положение о зонах затопления, подтопления (далее – Положение № 360), в соответствии с пунктом 3 которого решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
В силу пункта 5 Положения № 360 зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости.
Распоряжением Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 01.03.2021 № 102 утверждено местоположение границ зон затопления в отношении территорий, прилегающих к р.Шуя в границах пос. Шуя и д. Нижний Бесовец Прионежского района Республики Карелия.
Запись о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 10:20:0010605:32 на основании вышеуказанного распоряжения полностью расположен в границах зоны затопления, внесена в Единый государственный реестр недвижимости, срок действия ограничений: с 29.03.2021 года, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.
В соответствии с частью 6 статьи 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, помимо прочего, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Согласно части 7 статьи 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 ВК РФ).
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 67.1 ВК РФ).
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, при вынесении оспариваемого уведомления административным ответчиком вопрос о необходимости обеспечения инженерной защиты населенного пункта в целом и земельного участка с кадастровым номером 10:20:0010605:32 в частности от затопления, подтопления не разрешался, в силу прямого запрета закона документы у административного истца о принятых им мерах по обеспечению инженерной защиты от затопления, подтопления земельного участка с кадастровым номером 10:20:0010605:32 не запрашивались, при этом суду апелляционной инстанции административным истцом представлен акт выполненных работ от 30.06.2021, согласно которому исполнителем ИП Алексеевым И.Г. по заказу Ершова А.В. произведена отсыпка земельного участка с кадастровым номером 10:20:0010605:32 на 3 метра выше уровня воды.
До 12.05.2022 обязанность по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий возлагалась на собственника водного объекта, с 12.05.2022 статья 67.1 ВК РФ изложена в новой редакции, согласно части 4 которой инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.
Таким образом, поскольку само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства при условии обеспечения сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, однако административным ответчиком при принятии оспариваемого уведомления вопрос о соблюдении такого условия со стороны как собственника водного объекта, так и административного истца не проверялся, административному истцу не предлагалось представить доказательства предпринятых и (или) планируемых им мерах по защите планируемого объекта капитального строительства от затопления, подтопления (например, искусственное повышение поверхности территории, устройство свайного фундамента т.п.), постольку оспариваемое уведомление подлежит признанию незаконным с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление Ершова А.В. от 29.11.2021 о планируемом строительстве и в течение 7 рабочих дней с момента получения настоящего апелляционного определения сообщить о принятом решении в суд первой инстанции и административному истцу.
С учетом изложенного решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2022 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 06.12.2021 № 183 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия повторно рассмотреть уведомление Ершова А. В. от 29.11.2021 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и в течение 7 рабочих дней с момента получения настоящего апелляционного определения сообщить о принятом решении в суд первой инстанции и административному истцу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи